Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Реализация административно-правовых норм - это процесс практического воплощения в жизнь предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах.
Различают четыре основных способа реализации административно-правовых норм:
соблюдение - пассивное поведение субъектов, не допускает нарушение административно-правовых норм (например, если гражданин или должностное лицо не нарушают санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм); исполнение - активное поведение субъектов, направленная на выполнение юридических обязанностей, зафиксированных в административно-правовых нормах.

Файлы: 1 файл

Контрольная_административное право.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Вы изучили дисциплину "Административное право".

Мы предлагаем Вам  выполнить контрольную работу, чтобы  достоверно определить степень Вашей  подготовленности по данному предмету. Вопросы в основном поставлены таким  образом, чтобы при выполнении Вы смогли высказать свою точку зрения по данному вопросу с учетом пройденного материала. Поэтому, при выполнении не надо искать в тексте дословный ответ, постарайтесь выполнить задание самостоятельно.

Контрольная работа по дисциплине "Административное право"

Студент Игнатьев Дмитрий

  1. Виды реализации административно-правовых норм.

Реализация  административно-правовых норм - это  процесс практического воплощения в жизнь предписаний, содержащихся в административно-правовых нормах.

Различают четыре основных способа реализации административно-правовых норм:

соблюдение - пассивное  поведение субъектов, не допускает  нарушение административно-правовых норм (например, если гражданин или  должностное лицо не нарушают санитарно-гигиенических  и санитарно-противоэпидемических правил и норм);

исполнение - активное поведение субъектов, направленная на выполнение юридических обязанностей, зафиксированных в административно-правовых нормах. В качестве примера можно  привести деятельность работников Антимонопольного комитета и его территориальных отделений при проведении проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок (распоряжение Антимонопольного комитета Украины от 20 июня 2006 г. № 214-р «Об утверждении Положения о порядке проведения проверок относительно соблюдения распорядителями государственных средств требований законодательства в сфере государственных закупок »). Суть выполнения заключается в четкой реализации обязывающих норм административного права, когда субъекты указанной отрасли права (и соответственно возникающих правоотношений) своими активными действиями воплощают в жизнь возложенные на них обязанности;

использования - активное поведение субъектов административного  права, при которой они сами решают вопрос об осуществлении соответствующих действий или воздержанию от них. В этом случае норма права будет реализовано и тогда, когда субъект выбрал активное поведение (в форме действий), и тогда, когда он избрал пассивную форму поведения. Скажем, Закон Украины от 25 марта 2004 p. № 1665-IV «О выборах народных депутатов Украины" предоставляет гражданам Украины право принять участие в голосовании. Гражданин может непосредственно проголосовать (т.е. активно реализовать нормы административного права через использование) или не прийти на избирательный участок и не голосовать (т.е. пассивно реализовать нормы административного права через использование). Можно сделать вывод, что использование норм административного права является добровольным делом. Никто не может принуждать к их использованию, время никто не должен нести ответственность за неиспользование норм административного права;

применения - проявление властной деятельности уполномоченных государственных органов по поводу конкретных дел и с изданием индивидуальных юридических актов. В отличие от первых трех способов реализации административно-правовых норм, применение является прерогативой только органов, имеющих государственно-властные полномочия. Правоприменение осуществляется применительно к субъектам административно-правовых отношений с целью реализации абстрактных предписаний норм права по конкретной жизненной ситуации. Результатом правоприменительной деятельности является акт применения права, под которым следует понимать решение уполномоченного органа (должностного лица), принятое в результате рассмотрения конкретного юридического дела в сфере публичного управления. Основными чертами акта применения права является: '

а) государственно-властный характер;

б) направленность на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений;

в) единовременное использование относительно конкретных субъектов в рамках конкретных общественных отношений;

г) обязательность исполнения.

  1. Правоприменение как способ реализации административно-правовых норм.

Правоприменение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности. Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке. Например, при наложении административного наказания за совершение административного правонарушения, если данная категория правонарушений в соответствии с КоАП РФ рассматривается судом (ст. 23.1). Так, исключительно судом рассматриваются дела, связанные с заведомо ложным вызовом пожарной охраны, милиции, скорой помощи или иных специализированных служб (ст. 19.13). Исключительно судом могут применяться отдельные виды административных наказаний, например административный арест (ст. 3.9). Ни граждане, ни коммерческие организации, ни общественные или религиозные объединения, никакие иные субъекты административно-правовых отношений не имеют права применять нормы административного права. Они могут обращаться к органам исполнительной власти и их должностным лицам, например, с заявлением о регистрации вновь создаваемого юридического лица, с жалобой на неправомерные, по мнению обращающегося, действия сотрудников внутренних дел, с ходатайством о заключении сделки, подпадающей под действие антимонопольного регулирования, и т.п. Однако, повторимся, принятие решения о применении конкретных административно-правовых норм к соответствующему правоотношению, издание соответствующего правового акта остаются в компетенции органа исполнительной власти и его должностного лица. 
Правоприменение как способ реализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов: 
1) определение фактических обстоятельств (например, изучение протокола об административном правонарушении, ознакомление с личным делом лица, желающего поступить на военную службу по контракту, оценка изложенного в жалобе на действия сотрудника дорожно-патрульной службы и т.п.); 
2) юридическая квалификация, представляющая собой установление юридической основы дела, выбор и анализ норм права, подлежащих применению к конкретной ситуации; 
3) издание соответствующего акта применения права, в котором мотивированно излагается решение по ситуации (например, принятие постановления по делу об административном правонарушении). Так, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ определены обязательные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении. В данном постановлении, в частности, должны быть указаны: 
а) должность, фамилия, имя отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; 
б) дата и место рассмотрения дела; 
в) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 
г) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 
д) статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 
е) мотивированное решение по делу; 
ж) срок и порядок обжалования постановления; 
4) исполнение принятого решения. При этом оно необязательно должно исполняться лицом, его принявшим. Как правило, исполнение решения возлагается на уполномоченные органы исполнительной власти и их должностных лиц. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. 
Иногда возможен факультативный элемент, связанный с обжалованием принятого решения. Однако жалоба заинтересованного субъекта будет рассматриваться также в рамках четырех названных элементов правоприменения. По сути, рассмотрение жалобы представляет собой новый его уровень. 
Традиционно правоприменение как способ реализации административно-правовых норм рассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать и еще одну область правоприменения, которое может осуществляться без издания соответствующих актов. Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами. Наиболее характерным примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.

  1. Процедура вступления в силу и сроки действия административно-правовых норм.

Норма права  «живет» во времени, в пространстве и предназначена для определенного круга лиц. В этой связи целесообразным представляется рассмотрение вопроса действия административно-правовой нормы во времени.

Согласно ст. 15 Конституции РФ все законы, а  также любые правовые акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Норма права  «рождается» в день вступления в  силу правового акта, в котором  она содержится. При этом надо иметь  в виду, что для правовых актов  разных органов установлен свой порядок  вступления в силу. Так, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ вступают в силу только после их официального опубликования и со дня, указанного в этом самом или другом акте. Например, в ст. 48 Федерального закона «О техническом регулировании» определено, что данный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Срок же вступления в силу КоАП РФ, опубликованного 31 декабря 2001 г., был определен Федеральным законом «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»— 1 июля 2002г. Однако если срок вступления в силу указанных законодательных актов не установлен, то они вступают в силу через 10 дней после официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста таких актов в «Парламентской газете», «Российской газете» или 
«Собрании законодательства Российской Федерации». .

Нормативные акты Президента РФ также вступают в силу только после их официального опубликования и со дня, указанного в самом акте. Если срок вступления в силу акта не установлен, то он вступает в силу по истечении семи дней после его официального первоначального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация текстов таких актов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Нормативные правовые акты Правительства РФ, затрагивающие  права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, (ты вступают в силу со дня их опубликования,

если в самом  акте не указан иной срок, или со срока, указанного в акте). Другие акты Правительства  РФ вступают в силу со дня их подписания. Официальным опубликованием считается первая публикация текстов актов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по-разному. Часть актов проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования (если не установлен иной срок). Официальным опубликованием при этом считается публикация их текстов в «Российской газете», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». К таким относятся акты, которые:

а) затрагивают  права, свободы и обязанности  человека и гражданина;

б) устанавливают  правовой статус организаций;

в) носят межведомственный характер.  

Иные акты федеральных  органов исполнительной власти не подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и опубликованию в названных источниках. Они публикуются и вступают в силу в порядке, определяемом органом исполнительной власти, издавшим акт. Однако по общему правилу такие акты вступают в силу немедленно после их подписания, если в них не указан другой срок вступления в силу.

Рассмотренный порядок относится к актам  федеральных органов государственной власти. Аналогичный, но свой порядок вступления в силу актов имеется в каждом субъекте РФ, в муниципальных образованиях.

Принципиальное  значение имеет также вопрос о  сроке прекращения действия нормы. Временная (срочная) административно-правовая норма прекращает свое действие с истечением срока, на который она была рассчитана. Постоянная (бессрочная) норма прекращает свое действие с принятием новой нормы по данному вопросу. При этом возможна как прямая, так и косвенная отмена старой нормы. При прямой отмене в новой норме определяется дата, когда старая норма перестает действовать. Под косвенной отменой понимается автоматическая (без прямого указания ша это) отмена старой нормы после вступления в силу новой. Косвенная отмена старой нормы в основном происходит, когда она противоречит требованиям новой нормы, регулирует общественные отношения, которые изменились или прекратились после принятия новой нормы.

  1. Источники административного права как отрасли права.

Источники административного  права - это внешние формы выражения  административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты. 
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся: 
1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 - 25, 27, 30 - 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 - 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 - 73). 
Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. 
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации"; "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями). 
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации. 
3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения. 
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. <1>; "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" от 13 мая 2000 г. <2>; "О Государственном совете Российской Федерации" от 1 сентября 2000 г. <3> и др. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ <4> и др.). 
Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ. 
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Примером может служить Постановление "О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов" от 12 августа 2004 г. <1>. Правительство РФ утверждает различного рода положения (например, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе от 2 ноября 2000 г. <2>; Положение о Федеральной инспекции труда от 28 января 2000 г. <3>; Положение о Федеральном агентстве по атомной энергии от 28 июня 2004 г. <4> и т.д.).

Источниками административного  права могут быть также нормативные  постановления правительств субъектов Федерации. 
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. 
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ). 
7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права. 
8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса). 
Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм. 
Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью. 
Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых. 
По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"