Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Нормы административного права подразделяются на ряд групп в зависимости от своей регулятивной направленности и юридического содержания. Предлагается следующая их классификация.
Центральное место при этом закономерно отводится характерному для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.
Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Содержание работы

1. Теоретические вопрос: Виды административно-правовых норм…..3
2. Теоретические вопрос: Административно-правовое регулирование управления внутренними делами……………………………………..6
3. Задача……………………………………………………………………7
4. Тестовые задания:

Файлы: 1 файл

Административное право -ГОТОВО.docx

— 27.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Теоретические вопрос: Виды административно-правовых норм…..3
  2. Теоретические вопрос: Административно-правовое регулирование управления внутренними делами……………………………………..6
  3. Задача……………………………………………………………………7
  4. Тестовые задания:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические вопрос: Виды административно-правовых норм

 

Нормы административного  права подразделяются на ряд групп  в зависимости от своей регулятивной направленности и юридического содержания. Предлагается следующая их классификация.

Центральное место при  этом закономерно отводится характерному для всех правовых норм выделению  двух основных их видов, соответствующих  целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические  возможности того или иного участника  управленческих отношений в статичном  варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей. Например, материальными по своему характеру  будут нормы, закрепляющие право  граждан на обжалование неправомерных  действий должностных лиц; нормы, определяющие компетенцию губернатора области  и т.п.

Процессуальные нормы  административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений  закрепленных за ними нормами материального  права обязанностей и прав. Это  уже динамика управленческих отношений.

Именно на основе норм процессуального  административного права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически реализуются  входящие в компетенцию губернатора  области управленческие действия и  т.п.

В числе процессуальных норм административного права особое место занимают те из них, которыми определяется порядок разрешения административно-правовых споров и применения мер административного принуждения. Эту их группу принято называть административно-юрисдикционными нормами.

Следующим видом классификации  административно-правовых норм представляется их классификация по конкретному  юридическому содержанию. Она производна от используемых в практике административно-правового  регулирования методов. Соответственно различают:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.;

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых предусматриваются составы административных правонарушений;

в) уполномочивающие, или  дозволительные, т.е. такие административно-правовые предписания, которыми предусматривается  возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий  по своему усмотрению. Прямые предписания  или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отношений.

В силу этого нет оснований  руководствоваться нередко звучащим «правилом»: разрешено все, что не запрещено. Вседозволенность не может  превратиться в принцип действия административно-правовых норм, равно  как и всех норм российского права. В особенности он неприменим к  действиям, совершаемым субъектами исполнительной власти.

 

Однако невозможно роль права  свести исключительно к установлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают  определенную свободу выбора того или  иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных  конкретной нормой.

Так, при осуществлении  государственного надзора соответствующие  контрольно-надзорные органы (должностные  лица) не вправе «изобретать» те или  иные меры административного воздействия  на нарушителей действующих в данной области правил. Они самостоятельны только в выборе одной из предусмотренных административно-правовыми нормами мер такого воздействия. В их числе: требование устранить обнаруженные нарушения, ограничение, приостановление или прекращение работы поднадзорного объекта; предъявление иска в арбитражный суд; отзыв лицензии; привлечение виновных к административной ответственности и т.п. Использование такого рода полномочий является юридической обязанностью этих органов, уклониться от выполнения которой они не вправе;

г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреплены соответствующие средства материального  или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью  обеспечить их должное поведение. С  помощью таких норм, например, устанавливаются  налоговые льготы, применяются меры материального поощрения и т.п. Как правило, данные меры сопутствуют  прямым предписаниям или запретам.

Административно-правовые нормы  могут, далее, квалифицироваться и  по признаку адресата. Соответственно можно выделить нормы, регламентирующие:

• административно-правовой статус граждан;

• организацию и деятельность органов исполнительной власти;

• правовое положение государственных  служащих;

• основы функционирования государственных предприятий и  учреждений;

• отдельные стороны организации  и деятельности различного рода коммерческих структур, включая частные;

• административно-правовой статус общественных объединений.

Возможны и некоторые  иные виды классификации административно-правовых норм. Например, с учетом федеративного  устройства Российской Федерации различен масштаб действия этих норм: нормы, устанавливаемые на федеральном  уровне, и нормы, устанавливаемые  на уровне субъектов Федерации. По объему регулирования управленческих отношений  можно различать общие, межотраслевые, отраслевые и местные нормы. Наконец, административно-правовые нормы могут  распространяться на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти, т.е. иметь внутрисистемный характер либо иметь общеобязательный характер, т.е. распространяться на все виды участников регулируемых управленческих отношений, либо быть адресными, т.е. регулировать деятельность отдельных участников этих отношений (например, положения  о различных видах государственного надзора и контроля).

 

  1. Теоретические вопрос: Административно-правовое регулирование управления внутренними делами

 

Особо большой объем административно-правовых отношений, связанных с правомерными и неправомерными действиями возникает  между органами внутренних дел и  физическими лицами. Органы внутренних дел в процессе выполнения возложенных  на них функций и задач вступают в различные административно-правовые отношения как с физическими, так и юридическими лицами. По поводу правомерных фактов это относится прежде всего к вопросам регистрации граждан по месту проживания, регистрации и техосмотру автотранспорта, выдача лицензий и т. п. МВД России в предусмотренных законодательством случаях издает нормативные акты по обеспечению безопасности дорожного движения, соблюдения правил лицензионно-разрешительной системы, которые содержат обязательные нормы для определенных физических и юридических лиц. При нарушении этих норм и правил между органами внутренних дел, их должностными лицами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами -- с другой, возникают административно-правовые отношения. В большинстве этих случаев административно-правовые отношения, возникающие между органами внутренних дел и правонарушителями, заканчиваются применением мер административного принуждения и наложением административных наказаний со стороны уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел.

 

МВД России, МВД республик  в составе России, ГУВД, УВД субъектов  Российской Федерации издают ведомственные  нормативные правовые акты, регулирующие внутриорганизационные управленческие отношения, это пример вертикальных административно-правовых отношений, складывающихся между подразделениями  системы управления разного уровня. Административно-правовые отношения  возникают также между органами внутренних дел и физическими  и юридическими лицами. В зависимости  от характера этих отношений они  могут быть отношениями властными (рассмотрения дела об административном правонарушении) или характеризоваться  равенством сторон (вопрос регистрации  гражданина, выдача лицензии юридическому лицу). Решение стоящих перед органами внутренних дел задач является сложным  и многогранным процессом. Этот процесс  не может успешно осуществляться без должного правового регулирования, тем более в условиях формирования правового государства. Необходимость  правового регулирования (в том  числе и ведомственного) вызывается тем, что органы внутренних дел являются специализированными органами управления в сфере борьбы с преступностью  и охраны общественного порядка, которая достаточно полно урегулирована  законодателем. Соответственно, деятельность этих органов чётко регламентирована нормами права, тем более что  они выступают как исполнительно-распорядительные органы государства и в силу этого  обеспечивают проведение в жизнь общегосударственной политики. К примеру, в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации отмечено, что это министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Следовательно, органы внутренних дел - это сложный социальный механизм, призванный обеспечить решение важных и сложных задач, относящихся к охране правопорядка и борьбе с преступностью. Эффективность их функционирования во многом зависит от степени и качества правового регулирования. Система правового регулирования применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя как общее, так и ведомственное правовое регулирование. Четвериков B.C.  Административное право. Серия «Высшее образова-ние». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. Таким образом, акты правового регулирования органов внутренних дел представляют собой совокупность взаимосвязанных и соподчинённых правовых документов. При их разработке должен чётко соблюдаться процесс, связанный с соблюдением ряда требований. Прежде всего, это последовательность, конкретность, системность и т. д. Последовательность означает чёткое соблюдение порядка очерёдности разработки нормативных актов, имея в виду, что каждый нормативный акт вытекает из соответствующего правового документа, принятого на более высоком уровне управления, то есть «сверху вниз». При таком подходе можно добиться требуемой преемственности нормативных актов. Требование конкретности выражается в том, что каждый нормативный акт должен разрабатываться применительно к конкретному виду органа с учётом специфики. Разработка нормативных актов предполагает определённую системность, которая означает, что подготовка каждого из правовых документов должна осуществляться с учётом ранее принятых аналогичных документов, а также множества функций, реализация которых возложена на множество структур. Процесс обеспечения ведомственного правового регулирования является непрерывным. Это значит, что нормотворческая деятельность не может носить разовый характер, а должна осуществляться постоянно и планомерно. Названная необходимость возникает в силу того, что отношения не остаются постоянными, раз и навсегда установленными. В частности, принятие дополнительных правовых актов или их отмена вышестоящими субъектами управления, новые формы и методы работы требуют разработки новых актов или внесения изменений в существующие. Так как наиболее важные отношения в деятельности органов внутренних дел в той или иной степени урегулированы нормами права, то они целиком находятся в сфере действия механизма правового регулирования государства. Это, прежде всего, отношения, возникающие между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами, что вполне закономерно, ибо отношения данного типа являются основными. С учётом тех обстоятельств, что органы внутренних дел выступают в роли представителей государства, предметом их регулирования стали также отношения типа «государство - граждане». Разумеется, имеется довольно обширная сфера отношений, которая регулируется актами ведомственного правового характера. В этой связи следует констатировать, что министр внутренних дел Российской Федерации издаёт не только акты по применению права (разового, индивидуального характера), но и нормативные правовые акты. Нормы, которые содержатся в этих актах, регламентируют внутрислужебные отношения. В отличие от индивидуальных правовых актов, нормативные правовые акты призваны обеспечить не только внутрислужебные. но и отношения, ориентированные во вне системы. Это значит, что субъект управления в системе органов внутренних дел с помощью правовых актов осуществляет управляющее воздействие на систему различных отношений. По сути, механизм ведомственного правового регулирования - это средство управления как непосредственно в системе органов внутренних дел, так и в её взаимоотношениях с внешней средой. Механизм ведомственного правового регулирования является частью общего механизма правового регулирования, находится под его влиянием и действует в его рамках. Анализируя задачи деятельности МВД России как основного субъекта управления органами внутренних дел, можно заключить, что они состоят в определении стратегических направлений их развития; оперативном реагировании на изменение складывающейся оперативной обстановки при решении задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; обеспечении нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел, то есть в разработке ведомственных норм. Розин Л.М. Механизм административно - правового регулирования общественных отношений в сфере общественного порядка. М.: 1985.Среди элементов механизма ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел наиболее важны нормативные акты. Это акты реализации юридических прав и обязанностей. Они представляют собой юридически значимые действия субъектов по осуществлению прав и обязанностей, вытекающих из конкретных правовых отношений. Ведомственные правовые акты играют роль средства, при котором уполномоченные субъекты системы органов внутренних дел внешне выражают свою волю. При этом во всех случаях их главная цель - это упорядочение отношений в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Наибольший вес в механизме ведомственного правового регулирования имеют индивидуальные правовые акты. Эти акты существенно дополняют нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел, как бы продолжают его и являются формой так называемого поднормативного регламентирования служебной деятельности органов и их работников, то есть выполняют свою функцию в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке. Индивидуальным правовым актам органов внутренних дел присущ ряд специфических признаков. Они регламентируют единичные и вполне определённые отношения и применяются по строго индивидуализированному случаю. Им свойствен разовый характер, то есть они действуют однократно. С учётом изложенного следует, что механизм правового регулирования представляет собой совокупность правовых средств, посредством которых обеспечивается регулирование деятельности органов внутренних дел. Иными словами, ведомственное правовое регулирование - это такое воздействие ведомственных норм на поведение работников этой системы, в результате которого возникают, изменяются или прекращаются служебные правовые отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача:

Паспорт гражданина РФ подлежит немедленной замене, если в нём  обнаружена ошибка. Административного наказание за это не предусмотрено, только за просроченный паспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты:

1. функция управления

2. целенаправленность формы государственного управления

3. народовластие

4. убеждение и принуждение

5. не имеет права

6. по решению суда, если общественное объединение систематически осуществляет деятельность, противоречащую его уставным целям

7. регистрации по месту жительства

 


Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"