МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный
экономический университет»
(ФГБОУ ВПО «УрГЭУ»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Исполнитель:
Д.А Булатов
Группа:
Проверил:
к.ю.н., доцент
Г.З. Мансуров
Екатеринбург
2012
Вариант 1
- Понятие субъекта административного права и его правовой статус. Общие и особенные субъекты административного права.
1.Субъект права в любой отрасли
права - это обладатель, носитель определенных
прав и обязанностей, которыми он наделен
в связи с необходимостью реализации своих
жизненных потребностей, полномочий, возложенных
на него правовым актом, участием в жизни
общества, коллектива, государства.
- В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.
- Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения.
- Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.
- Правовой статус - категория комплексная, отражающая взаимоотношения личностей и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.
- Правовой статус субъекта административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила учреждения общественных объединений, закрепленные в законодательстве, адресованы только этим субъектам административного права. В зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права делятся на группы и виды.
- Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно-правовой статус. Субъекты административного права делятся на две группы: индивидуальные и коллективные. В основу такого деления положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов.
- Среди индивидуальных субъектов административного права различают четыре вида субъектов: гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства и должностное лицо. За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица.
- Коллективные субъекты административного права - это различного рода объединения граждан. В их числе государственные и негосударственные организации.
2. Постановлением Правительства
РФ от 11 августа 2007 г. № 512 «О переносе выходных
дней в 2008 г.» в целях рационального использования
работниками выходных и нерабочих праздничных
дней несколько выходных дней были перенесены
на другие числа, с тем чтобы совместить
их с праздничными днями. Приказами но
многим организациям положения, содержащиеся
в этом постановлении, были продублированы.
Являются ли нормы, содержащиеся в этом
постановлении Правительства РФ,императивными
или рекомендательными? Если бы по организациям
не были изданы соответствующие приказы,
были бы в этих организациях перенесены
указанные в постановлении Правительства
РФ выходные дни?
Императивными.
Были бы перенесены без приказов в силу
прямого указания закона.
ТК РФ.
"Статья 112. Нерабочие
праздничные дни
В целях рационального
использования работниками выходных и
нерабочих праздничных дней Правительство
Российской Федерации вправе переносить
выходные дни на другие дни. При этом нормативный
правовой акт Правительства Российской
Федерации о переносе выходных дней на
другие дни в очередном календарном году
подлежит официальному опубликованию
не позднее чем за месяц до наступления
соответствующего календарного года.
Принятие нормативных правовых актов
о переносе выходных дней на другие дни
в течение календарного года допускается
при условии официального опубликования
указанных актов не позднее чем за два
месяца до календарной даты устанавливаемого
выходного дня".
3. Общая характеристика административных
правонарушений, посягающих на права граждан.
(ст.ст. 5.1-5.58 КоАП РФ).
Общая правовая
характеристика правонарушений, посягающих
на права граждан
Объектом административных
правонарушений, посягающих на права
граждан (глава 5 КоАП РФ), в большинстве
своем (в 25 из 44 составов) являются общественные
отношения, связанные с реализацией активных и пассивных избирательных прав
граждан Российской Федерации, а также
общественные отношения по организации
и проведению выборов и референдумов в
Российской Федерации. К правонарушениям
в этой сфере, в частности, относятся: нарушение
права гражданина на ознакомление со списком
избирателей, участников референдума
(ст. 5.1 КоАП РФ); вмешательство в работу
избирательной комиссии, комиссии референдума
(ст. 5.2 КоАП РФ); неисполнение решения избирательной
комиссии, комиссии референдума (ст. 5.3
КоАП РФ); нарушение порядка предоставления
списков избирателей, участников референдума
или сведений об избирателях, участниках
референдума (ст. 5.4 КоАП РФ); нарушение
установленного порядка опубликования
документов, связанных с подготовкой и
проведением выборов, референдумов (ст.
5.5 КоАП РФ); нарушение прав члена избирательной
комиссии, комиссии референдума, наблюдателя,
иностранного (международного) наблюдателя,
доверенного лица зарегистрированного
кандидата, избирательного объединения,
избирательного блока или представителя
средств массовой информации (ст. 5.6 КоАП
РФ); отказ в предоставлении отпуска для
участия в выборах, референдуме (ст. 5.7
КоАП РФ); нарушение предусмотренных законодательством
о выборах и референдумах условий проведения
предвыборной агитации, агитации при проведении
референдума (ст. 5.8 КоАП РФ); нарушение
в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной
деятельности (ст. 5.9 КоАП РФ); проведение
предвыборной агитации, агитации при проведении
референдума в период запрещения ее проведения
и в местах, где она запрещена законом
(ст. 5.10 КоАП РФ); проведение предвыборной
агитации(2), агитации при проведении референдума
лицами, которым участие в ее проведении
запрещено законом (ст. 5.11 КоАП РФ); изготовление
или распространение анонимных агитационных
материалов (ст. 5.12 КоАП РФ); непредоставление
возможности обнародовать опровержение
или иное разъяснение в защиту чести, достоинства
или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ);
умышленное уничтожение или повреждение
печатных материалов, относящихся к выборам,
референдуму (ст. 5.14 КоАП РФ); нарушение
установленного законодательством о выборах
и референдумах права на пользование помещениями
в ходе избирательной кампании, подготовки
и проведения референдума (ст. 5.15 КоАП
РФ); подкуп избирателей, участников референдума
(ст. 5.16 КоАП РФ); непредоставление или
неопубликование отчета, сведений о поступлении
и расходовании средств, выделенных на
подготовку и проведение выборов, референдума
(ст. 5.17 КоАП РФ) и другие (ст.ст. 5.18 — 5.25
КоАП РФ).
Субъектами данных
правонарушений в большинстве случаев
являются должностные лица — члены
избирательных комиссий (которые
хотя и осуществляют свои полномочия
временно, но все же могут рассматриваться
как должностные лица в рамках
положений ст. 2.4 КоАП РФ, поскольку
любой сотрудник избирательной комиссии
уполномочен государством осуществлять
функции представителя власти), государственные
служащие, лица, наделенные негосударственными
властными полномочиями (например, главный
редактор периодического печатного издания
в ст. 5.8 КоАП РФ), а также отчасти — юридические
лица.
Наиболее жесткие
санкции в этой группе правонарушений
(административный штраф в размере
до 500 минимальных размеров оплаты труда
для юридических лиц) установлены за нарушение
условий проведения предвыборной агитации,
агитации при проведении референдума
на каналах организаций, осуществляющих
теле- и (или) радиовещание, а также в периодических
печатных изданиях (ст. 5.8 КоАП РФ). Также
строго наказывается использование в
ходе предвыборной агитации денежных
средств помимо избирательного фонда
(ст. 5.18 КоАП РФ) и изготовление неучтенных
тиражей избирательных бюллетеней (ст.
5.23 КоАП РФ).
Восемь статей главы
5 КоАП РФ посвящено административно-правовой
охране трудовых отношений, в том числе
и возникающих в связи с заключением коллективных
договоров, проведением забастовок и увольнением
работников. Это нарушение законодательства
о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);
уклонение от участия в переговорах о
заключении коллективного договора, соглашения
либо нарушение установленного срока
их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ); непредоставление
информации, необходимой для проведения
коллективных переговоров и осуществления
контроля за соблюдением коллективного
договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ); необоснованный
отказ от заключения коллективного договора,
соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ); нарушение
или невыполнение обязательств по коллективному
договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ); уклонение
от получения требований работников и
от участия в примирительных процедурах
(ст. 5.32 КоАП РФ); невыполнение соглашения
(ст. 5.33 КоАП РФ); увольнение работников
в связи с коллективным трудовым спором
и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП
РФ). Субъектами данных правонарушений
выступают юридические лица - работодатели
и должностные лица, их представляющие.
Кроме того, глава 5 КоАП РФ предусматривает
также составы административных
правонарушений, посягающих на права
инвалидов в области трудоустройства
и занятости (ст. 5.42), посягающих на права
несовершеннолетних, детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (ст.ст.
5.35 — 5.37), посягающих на свободу совести,
вероисповедания (ст. 5.26) и иные права и
свободы граждан.