Контрольная работа по «Административному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

1. Дайте определение понятию «управление». Назовите его признаки. Охарактеризуйте социальное управление и перечислите его функции. Раскройте признаки государственного управления и его соотношение: с законодательной и судебной властями; с исполнительной властью.
2. Дайте определение предмета административного права. Назовите виды административно-правовых отношений. Охарактеризуйте основной метод административного права. Раскройте сущность видов методов административного права и приведите примеры: предписания; запрета; дозволения.

Файлы: 1 файл

Административное контр. работа..doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Ответы на вопросы к комплексной контрольной работе

по дисциплине «Административное право»

по специальности 2-24 01 02 «Правоведение»

1.

Дайте определение понятию  «управление». Назовите его признаки. Охарактеризуйте социальное управление и перечислите его функции. Раскройте признаки государственного управления и его соотношение:

  1. с законодательной и судебной властями;
  2. с исполнительной властью.
 

Управление − основанное на нормах права властное воздействие субъекта управления на объект управления для решения задач и достижения поставленных целей. Его признаки:

  1. обеспечивает целостность и поддержание режима работы системы;
  2. служит интересам взаимодействия всех элементов системы;
  3. предполагает наличие управляющего элемента – субъекта и управляемого элемента – объекта;
  4. обеспечивает властное воздействие субъекта на объект;
  5. предусматривает добровольное или принудительное подчинение объекта субъекту.

Социальное  управление – вид управления, который является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества. При социальном управлении в роли и управляющих и управляемых выступают люди. Его характеризуют следующие черты:

  1. присутствует там, где есть совместная деятельность людей;
  2. упорядочивает совместную деятельность людей в интересах достижения поставленных целей;
  3. объектом воздействия является сознательно-волевое поведение участников совместной деятельности;
  4. предполагает властность управляющего воздействия – объект управления подчиняется господствующей воле, которую выражает субъект управления;
  5. реализуется в деятельности специальных субъектов − органов управления.

Функции социального управления :

  1. сбор, обработка и анализ информации
  2. прогнозирование
  3. планирование;
  4. организация (формирование системы управления);
  5. распорядительство (решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере);
  6. регулирование (установление режима взаимодействия субъектов и объектов управления);
  7. координация (обеспечение согласованных действий участников отношений);
  8. контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Государственное управление – подзаконная юридически властная деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Его признаки:

  1. это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, отличающийся от иных видов государственной деятельности (законотворчества и правосудия);
  2. эта деятельность носит вторичный характер  по отношению к законотворчеству;
  3. это деятельность исполнительно-распорядительного характера по реализации нормативных правовых актов;
  4. это деятельность повседневно реализующая функции государства в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах;
  5. эта деятельность осуществляется специально уполномоченными субъектами – органами государственного управления (в первую очередь – органами исполнительной власти).

В деятельности законодательной и судебной властей государственное управление присутствует при осуществлении только их внутриорганизационных функций. В деятельности исполнительной власти государственное управление присутствует как при осуществлении ее внутриорганизационных функций, так и функций внешневластного характера.

   

2.

Дайте определение предмета административного права. Назовите виды административно-правовых отношений. Охарактеризуйте основной метод административного права. Раскройте сущность видов методов административного права и приведите примеры:

  1. предписания;
  2. запрета;
  3. дозволения.
 

Предмет административного  права составляют общественные отношения властного, организационного характера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления

Административно-правовые отношения можно подразделить:

  1. по субъектам управленческих отношений
  2. между вышестоящими и нижестоящими органами госуправления;
  3. между органами госуправления, несвязанными отношениями подчиненности;
  4. между органами госуправления и государственными организациями;
  5. между органами госуправления и гражданами;
  6. между органами госуправления и негосударственными организациями.
  7. по объему административной деятельности
  8. в сфере общего управления;
  9. в сфере специального (межотраслевого) управления;
  10. в сфере отраслевого управления.
  11. по целям возникновения
  12. внутренние (внутриорганизационные);
  13. внешние (внешневластные).
  14. по области административной деятельности
  15. в области управления экономикой;
  16. в области управления социально-культурной сферой;
  17. в области управления административно-политической сферой.

Метод правового  регулирования – система юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений..

Административно-правовому  регулированию в основном свойственен императивный метод – метод юридического властвования или властных требований правомочного субъекта управления. Требования носят односторонний характер и наблюдается изначальное неравенство сторон, одной из которых всегда является государство или его уполномоченные представители. Данный метод формирует отношения власти и подчинения.

В ряде случаев (в первую очередь, в экономической сфере) в административно-правовом регулировании  применимы методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.

В сфере административного  права чаще всего применяют методы:

1. предписания, который обязывает субъект правоотношений действовать строго в соответствии с нормой права (обращение лица в государственный орган должно быть рассмотрено в срок до одного месяца);

2. запрета, который обязывает субъект правоотношений не совершать действий, запрещенных нормой права (не допускаются действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя);

3. дозволения, который предоставляет возможность выбора одного из вариантов поведения, не выходящего, однако, за рамки нормы права (за совершение мелкого хулиганства возможно наложение взыскания в виде штрафа в размере от 2 до 30 БВ или административного ареста).

 

 

 

3.

Дайте понятие административного  права как правовой отрасли. Охарактеризуйте систему отрасли административного права. Раскройте связь административного права с иными отраслями права:

  1. конституционное право;
  2. трудовое право;
  3. уголовное право.
 

Административное  право как одна из отраслей права представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и в деятельности исполнительной власти, а также отношения, управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов (законотворчества, правосудия) и в процессе осуществления общественными объединениями внешневластных управленческих функций

Система отрасли административного права представляет собой совокупность административно-правовых норм, которые группируются по определенным правовым институтам, и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования.

Нормы административного  права подразделяются на две основные группы:

  1. общая часть, содержащая нормы, действующие в масштабе всей системы государственного управления, общие для всех его сфер и отраслей;
  2. особенная часть, содержащая нормы, действующие в масштабе отдельной отрасли или сферы государственного управления и отражающие ее специфику.

Система общей  части административного права, включает нормы, сгруппированные в следующие правовые институты:

    1. принципов государственного управления
    2. правового положения субъектов административного права;
    3. форм и методов реализации исполнительной власти;
    4. основ государственной службы;
    5. административного правонарушения;
    6. административной ответственности;
    7. основ административно-процессуальной деятельности;
    8. способов обеспечения законности и дисциплины в госуправлении.

Система особенной  части административного права, включает нормы, на основе которых регулируются общественные отношения:

      1. в экономической сфере;
      2. в социально-культурной сфере;
      3. в административно-политической сфере;
      4. в сфере межотраслевого управления.

Административное право взаимодействует с иными отраслями права, т.к. все они призваны правовыми средствами решать общие для государства задачи.

1. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в государственном механизме, основы их взаимоотношений с органами иных ветвей власти, определяют права обязанности граждан в сфере государственного управления. Административное право регулирует порядок реализации компетенции органов власти и управления в отношениях, возникающих в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами.

2. Тесно взаимодействуют административное и трудовое право. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые непосредственно связаны с правовым положением сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также отношения отдельных категорий работников – государственных служащих.

3. Взаимодействие административного  и уголовного права происходит при регулировании отношений, возникающих по поводу совершения противоправных деяний. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право определяет деяния, являющиеся уголовными преступлениями и соответствующие меры наказания. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к правонарушениям, могут перерастать в преступления и наоборот (клевета, хулиганство, хищение).

   

4.

Дайте понятие принципов государственного управления. Охарактеризуйте социально-правовые и организационные принципы государственного управления. Изложите сущность следующих принципов:

  1. двойного подчинения;
  2. эффективности управления;
  3. централизации и децентрализации.
 

Государственное управление базируется на основных положениях —  принципах.

Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления выражают сущность управления и исполнительной деятельности, его наиболее характерные черты

Будучи облеченными  в форму правовых норм, принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, кадры, процесс управления. Они отвечают на вопрос, как должна осуществляется исполнительная деятельность..

В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются:

1) общие (социально-правовые);

2) организационные  принципы.

К общим (социально-правовым) принципам относятся те, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа или от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность.

Общими принципами являются:

1. законность и дисциплина;

2. объективность;

3. конкретность;

4. эффективность;

5. сочетание централизации и децентрализации.

Организационные принципы управления включают в себя две группы.

К первой группе относятся принципы построения аппарата государственного управления:

1. отраслевой

2. территориальный;

3. линейный;

4. функциональный;

5. двойного подчинения.

Во вторую группу принципов входят принципы деятельности аппарата госуправления:

      1. рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности;
      2. ответственность субъектов этой деятельности за результаты их работы;
      3. сочетание единоначалия и коллегиальности;
      4. оперативная самостоятельность

Принцип двойного подчинения обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления по вертикали и горизонтали. Подчинение по вертикали обеспечивает необходимое единство в основных вопросах, имеющих общегосударственное значение для сферы управления. Подчинение по горизонтали позволяет учитывать местные условия и особенности при осуществлении управления.

Принцип эффективности заключается в том, чтобы достигнуть целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени. К критериям эффективности, которые применяются на практике, обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задач, сроки окупаемости и др. Требования данного принципа управления состоят в оптимизации решений, т.е. в разработке различных вариантов решений, их сопоставлении и выборе наилучшего варианта.

Принцип сочетания централизации и децентрализации заключается в разграничении предметов ведения и полномочий между республиканскими субъектами управления и местными субъектами управления и самоуправления. Республиканские субъекты управления определяют приоритетные направления развития соответствующих сфер, разрабатывают и реализуют комплексные программы, участвуют в разработке правил, стандартов и иных нормативов. Однако в едином центре нельзя эффективно решить многочисленные проблемы, учесть условия и особенности местного управления или конкретного коллектива. Это достигается путем децентрализации оперативных функций управления, предоставления нижестоящим субъектам управления самостоятельности в решении повседневных текущих дел и вопросов управления, повышения их ответственности за состояние дел в соответствующем регионе или в организации.

   

5.

Определите понятие  «субъект административного права». Назовите виды субъектов административного права. Охарактеризуйте правовой статус субъекта административного права. Проанализируйте, кто из перечисленных лиц является носителем исполнительной власти, а кто – носителем субъективных прав и обязанностей:

  1. гражданин Республики Беларусь;
  2. начальник РУВД;
  3. учащийся техникума;
  4. Премьер-министр.
 

Под субъектом административного права следует понимать лицо или организацию, которые являются носителями прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами, и могут быть участниками (сторонами) управленческих общественных отношений.

Субъект административного права  может стать субъектом административно-правовых отношений при наличии трех условий:

  1. наличие административно-правовой нормы, регулирующей права и обязанности сторон;
  2. наличие основания (юридического факта) для возникновения, изменения и прекращения правоотношения;
  3. наличие у субъекта права административной правосубъектности (т.е. административных правоспособности, дееспособности и деликтоспособности).

Субъекты административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, подразделяются на две группы:

    1. Индивидуальные субъекты
    2. Коллективные субъекты

К индивидуальным субъектам относятся:

а) граждане Республики Беларусь;

б) иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды);

в) государственные служащие – специфический субъект, находящийся в стабильных организационных отношениях.

К коллективным субъектам относятся:

а) государственные организации;

б) негосударственные организации.

Государственные организации как субъекты административного права подразделяются на:

  1. органы государственного управления (органы исполнительной власти);
  2. органы государственного управления предприятий, учреждений и организаций;
  3. структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права подразделяются на:

  1. общественные объединения (партии, союзы, общественные организации и т.п.);
  2. трудовые коллективы;
  3. органы территориального общественного самоуправления;
  4. коммерческие структуры;
  5. частные предприятия и учреждения.

Административно-правовой статус субъекта административного права – это установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность лица, которые обеспечивают его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

Носителями исполнительной власти среди перечисленных лиц являются Премьер-министр и начальник РУВД, т.к. они относятся к категории госслужащих, должностных лиц, представляющих соответственно Совет Министров – высший орган исполнительной власти Республики Беларусь и районное Управление внутренних дел – наделенное собственной компетенцией структурное подразделение республиканского органа исполнительной власти (Министерство внутренних дел).

Носителями субъективных прав и обязанностей являются все перечисленные лица. Субъективные права и обязанности приобретаются с рождением, однако их объем и возможность осуществления могут регулироваться государством, в т.ч. в зависимости от возраста лица, его должностного положения, соблюдения им установленных правовых норм.

   

6.

Дайте определение понятию  «административно-правовая норма» и  назовите ее функции. Раскройте структуру административно-правовой нормы. Проанализируйте способы реализации административно-правовой нормы:

  1. исполнение;
  2. применение.
 

Административно-правовая норма – это установленное государством и охраняемое государственным принуждением правило поведения общего характера, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления.

Административно-правовые нормы имеют императивный (повелительный) характер.

В механизме административно-правового  регулирования правовые нормы играют двоякую роль:

  1. информируют участников регулируемых общественных отношений в области государственного управления о требованиях государства;
  2. указывают на те юридические средства, с помощью которых предполагается достичь оптимального согласования воли граждан (их объединений) с государственной волей.

Административно-правовые нормы определяют границы должного поведения в управленческих отношениях.

Административно-правовые нормы направлены в основном на удовлетворение публичных, а не частных интересов.

Административно-правовые нормы используются для:

  • регулирования внутриорганизационной и внешней деятельности органов  
    исполнительной власти;
  • обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.
  • реализации законных прав и свобод граждан в деятельности органов исполнительной власти;
  • реализации законных прав и интересов субъектов гражданского общества;

Структуру административно-правовой нормы составляют гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза – содержит указание на фактические условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой. Обстоятельства, предусмотренные гипотезой, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения. Гипотеза может быть абсолютно и относительно определенной.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (отсылочной).

Санкция – содержит меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим установленные правила. Санкция может быть абсолютно и относительно определенной, а также альтернативной. В административно-правовой норме санкция может и отсутствовать

Классификация административно-правовых норм:

1. по форме выражения: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие,  
стимулирующие и рекомендательные;

2. по целевому назначению: регулятивные и охранительные;

3. по содержанию предмета регулирования: материальные и процессуальные;

4. по масштабу действия: общереспубликанские и местные;

5. по юридической силе: законодательные и подзаконные;

6. по времени действия: постоянные и временные (срочные).

7. по кругу лиц: для всех граждан и для специальных категорий субъектов.

Выделяют четыре способа  реализации административно-правовых норм:

Два основных:

    1. исполнение;
    2. применение.

Два дополнительных:

  1. соблюдение;
  2. использование

Исполнение – это активное поведение субъекта административного права по выполнению предписаний, содержащихся в норме. (переход улицы только на разрешающий сигнал светофора).

Применение – это принятие компетентным государственным органом или должностным лицом индивидуального юридически властного решения на основе действующей нормы в соответствии с установленным процессуальным порядком (наложение работником ГАИ взыскания на правонарушителя.

7.

Дайте понятие источника  административного права. Назовите и охарактеризуйте виды источников административного права. Проанализируйте, относятся ли к источникам административного права следующие правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  2. распоряжение председателя местного исполнительного комитета;
  3. договор о создании Союза Беларуси и России.
 

Источник административного  права – это внешняя форма выражения административно-правовых норм.

В Республике Беларусь к  ним относятся следующие нормативные  правовые акты:

  1. Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу (принятая гражданами Республики Беларусь на референдуме);
  2. Международные договоры и соглашения Республики Беларусь, включенные в систему ее законодательства;
  3. Законы Республики Беларусь, закрепляющие принципы и нормы регулирования важнейших общественных отношений (принятые Национальным Собранием Республики Беларусь)
  4. Постановления палат Национального Собрания Республики Беларусь, принимаемые в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;
  5. Декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона и издаваемые в случае особой необходимости для регулирования наиболее важных общественных отношений;
  6. Нормативные Указы Президента Республики Беларусь, издаваемые в целях реализации его полномочий;
  7. Директивы Президента Республики Беларусь, издаваемые в целях реализации его полномочий;
  8. Нормативные Постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые в целях реализации полномочий Правительства;
  9. Нормативные акты, изданные министерствами и ведомствами, входящими в систему республиканских органов государственного управления:

– постановления – акты, принимаемые на коллегиальной основе во исполнение актов большей юридической силы;

– инструкции – акты, детально определяющие содержание и методические вопросы регулирования в определенной области;

– правила – кодифицированные акты, конкретизирующие процедурные нормы более общего характера;

– уставы (положения) – акты определяющие порядок деятельности государственных органов и организаций;

– приказы – акты функционально-отраслевого характера;

  1. Нормативные решения местных органов власти, издаваемые местными Советами депутатов и местными исполнительными комитетами (местными администрациями), в целях реализации своей компетенции по вопросам местного значения;
  2. Нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, по вопро<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e


Информация о работе Контрольная работа по «Административному праву»