Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:51, контрольная работа
1. Дайте определение понятию «управление». Назовите его признаки. Охарактеризуйте социальное управление и перечислите его функции. Раскройте признаки государственного управления и его соотношение: с законодательной и судебной властями; с исполнительной властью.
2. Дайте определение предмета административного права. Назовите виды административно-правовых отношений. Охарактеризуйте основной метод административного права. Раскройте сущность видов методов административного права и приведите примеры: предписания; запрета; дозволения.
Ответы на вопросы к комплексной контрольной работе
по дисциплине «Административное право»
по специальности 2-24 01 02 «Правоведение»
1. |
Дайте определение понятию «управление». Назовите его признаки. Охарактеризуйте социальное управление и перечислите его функции. Раскройте признаки государственного управления и его соотношение:
|
Управление − основанное на нормах права властное воздействие субъекта управления на объект управления для решения задач и достижения поставленных целей. Его признаки:
Социальное управление – вид управления, который является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества. При социальном управлении в роли и управляющих и управляемых выступают люди. Его характеризуют следующие черты:
Функции социального управления :
Государственное управление – подзаконная юридически властная деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Его признаки:
В деятельности законодательной и судебной властей государственное управление присутствует при осуществлении только их внутриорганизационных функций. В деятельности исполнительной власти государственное управление присутствует как при осуществлении ее внутриорганизационных функций, так и функций внешневластного характера. | |
2. |
Дайте определение предмета административного права. Назовите виды административно-правовых отношений. Охарактеризуйте основной метод административного права. Раскройте сущность видов методов административного права и приведите примеры:
|
Предмет административного права составляют общественные отношения властного, организационного характера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления Административно-правовые отношения можно подразделить:
Метод правового регулирования – система юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений.. Административно-правовому регулированию в основном свойственен императивный метод – метод юридического властвования или властных требований правомочного субъекта управления. Требования носят односторонний характер и наблюдается изначальное неравенство сторон, одной из которых всегда является государство или его уполномоченные представители. Данный метод формирует отношения власти и подчинения. В ряде случаев (в первую очередь, в экономической сфере) в административно-правовом регулировании применимы методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности. В сфере административного права чаще всего применяют методы: 1. предписания, который обязывает субъект правоотношений действовать строго в соответствии с нормой права (обращение лица в государственный орган должно быть рассмотрено в срок до одного месяца); 2. запрета, который обязывает субъект правоотношений не совершать действий, запрещенных нормой права (не допускаются действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя); 3. дозволения, который предоставляет возможность выбора одного из вариантов поведения, не выходящего, однако, за рамки нормы права (за совершение мелкого хулиганства возможно наложение взыскания в виде штрафа в размере от 2 до 30 БВ или административного ареста). | |
| |
3. |
Дайте понятие административного права как правовой отрасли. Охарактеризуйте систему отрасли административного права. Раскройте связь административного права с иными отраслями права:
|
Административное право как одна из отраслей права представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и в деятельности исполнительной власти, а также отношения, управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов (законотворчества, правосудия) и в процессе осуществления общественными объединениями внешневластных управленческих функций Система отрасли административного права представляет собой совокупность административно-правовых норм, которые группируются по определенным правовым институтам, и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования. Нормы административного права подразделяются на две основные группы:
Система общей части административного права, включает нормы, сгруппированные в следующие правовые институты:
Система особенной части административного права, включает нормы, на основе которых регулируются общественные отношения:
Административное право взаимод 1. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в государственном механизме, основы их взаимоотношений с органами иных ветвей власти, определяют права обязанности граждан в сфере государственного управления. Административное право регулирует порядок реализации компетенции органов власти и управления в отношениях, возникающих в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами. 2. Тесно взаимодействуют административное и трудовое право. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые непосредственно связаны с правовым положением сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также отношения отдельных категорий работников – государственных служащих. 3. Взаимодействие | |
4. |
Дайте понятие принципов государственного управления. Охарактеризуйте социально-правовые и организационные принципы государственного управления. Изложите сущность следующих принципов:
|
Государственное управление базируется на основных положениях — принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления выражают сущность управления и исполнительной деятельности, его наиболее характерные черты Будучи облеченными в форму правовых норм, принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, кадры, процесс управления. Они отвечают на вопрос, как должна осуществляется исполнительная деятельность.. В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются: 1) общие (социально-правовые); 2) организационные принципы. К общим (социально-правовым) принципам относятся те, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа или от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность. Общими принципами являются: 1. законность и дисциплина; 2. объективность; 3. конкретность; 4. эффективность; 5. сочетание централизации и децентрализации. Организационные принципы управления включают в себя две группы. К первой группе относятся принципы построения аппарата государственного управления: 1. отраслевой 2. территориальный; 3. линейный; 4. функциональный; 5. двойного подчинения. Во вторую группу принципов входят принципы деятельности аппарата госуправления:
Принцип двойного подчинения обеспечивается системой двойного подчинения объектов управления по вертикали и горизонтали. Подчинение по вертикали обеспечивает необходимое единство в основных вопросах, имеющих общегосударственное значение для сферы управления. Подчинение по горизонтали позволяет учитывать местные условия и особенности при осуществлении управления. Принцип эффективности заключается в том, чтобы достигнуть целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени. К критериям эффективности, которые применяются на практике, обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задач, сроки окупаемости и др. Требования данного принципа управления состоят в оптимизации решений, т.е. в разработке различных вариантов решений, их сопоставлении и выборе наилучшего варианта. Принцип сочетания централизации и децентрализации заключается в разграничении предметов ведения и полномочий между республиканскими субъектами управления и местными субъектами управления и самоуправления. Республиканские субъекты управления определяют приоритетные направления развития соответствующих сфер, разрабатывают и реализуют комплексные программы, участвуют в разработке правил, стандартов и иных нормативов. Однако в едином центре нельзя эффективно решить многочисленные проблемы, учесть условия и особенности местного управления или конкретного коллектива. Это достигается путем децентрализации оперативных функций управления, предоставления нижестоящим субъектам управления самостоятельности в решении повседневных текущих дел и вопросов управления, повышения их ответственности за состояние дел в соответствующем регионе или в организации. | |
5. |
Определите понятие «субъект административного права». Назовите виды субъектов административного права. Охарактеризуйте правовой статус субъекта административного права. Проанализируйте, кто из перечисленных лиц является носителем исполнительной власти, а кто – носителем субъективных прав и обязанностей:
|
Под субъектом административного права следует понимать лицо или организацию, которые являются носителями прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами, и могут быть участниками (сторонами) управленческих общественных отношений. Субъект административного права
может стать субъектом
Субъекты административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, подразделяются на две группы:
К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане Республики Беларусь; б) иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды); в) государственные служащие – специфический субъект, находящийся в стабильных организационных отношениях. К коллективным субъектам относятся: а) государственные организации; б) негосударственные организации. Государственные организации как субъекты административного права подразделяются на:
Негосударственные организации как субъекты административного права подразделяются на:
Административно-правовой статус субъекта административного права – это установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность лица, которые обеспечивают его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов. Носителями исполнительной власти среди перечисленных лиц являются Премьер-министр и начальник РУВД, т.к. они относятся к категории госслужащих, должностных лиц, представляющих соответственно Совет Министров – высший орган исполнительной власти Республики Беларусь и районное Управление внутренних дел – наделенное собственной компетенцией структурное подразделение республиканского органа исполнительной власти (Министерство внутренних дел). Носителями субъективных прав и обязанностей являются все перечисленные лица. Субъективные права и обязанности приобретаются с рождением, однако их объем и возможность осуществления могут регулироваться государством, в т.ч. в зависимости от возраста лица, его должностного положения, соблюдения им установленных правовых норм. | |
6. |
Дайте определение понятию «административно-правовая норма» и назовите ее функции. Раскройте структуру административно-правовой нормы. Проанализируйте способы реализации административно-правовой нормы:
|
Административно-правовая норма – это установленное государством и охраняемое государственным принуждением правило поведения общего характера, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления. Административно-правовые нормы имеют императивный (повелительный) характер. В механизме административно-
Административно-правовые нормы определяют границы должного поведения в управленческих отношениях. Административно-правовые нормы направлены в основном на удовлетворение публичных, а не частных интересов. Административно-правовые нормы используются для:
Структуру административно-правовой нормы составляют гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза – содержит указание на фактические условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой. Обстоятельства, предусмотренные гипотезой, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения. Гипотеза может быть абсолютно и относительно определенной. Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной (отсылочной). Санкция – содержит меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим установленные правила. Санкция может быть абсолютно и относительно определенной, а также альтернативной. В административно-правовой норме санкция может и отсутствовать Классификация административно-правовых норм: 1. по форме выражения: обязывающи 2. по целевому назначению: регулятивные и охранительные; 3. по содержанию предмета регулирования: материальные и процессуальные; 4. по масштабу действия: общереспубликанские и местные; 5. по юридической силе: законодательные и подзаконные; 6. по времени действия: постоянные и временные (срочные). 7. по кругу лиц: для всех граждан и для специальных категорий субъектов. Выделяют четыре способа реализации административно-правовых норм: Два основных:
Два дополнительных:
Исполнение – это активное поведение субъекта административного права по выполнению предписаний, содержащихся в норме. (переход улицы только на разрешающий сигнал светофора). Применение – это принятие компетентным государственным органом или должностным лицом индивидуального юридически властного решения на основе действующей нормы в соответствии с установленным процессуальным порядком (наложение работником ГАИ взыскания на правонарушителя. | |
7. |
Дайте понятие источника административного права. Назовите и охарактеризуйте виды источников административного права. Проанализируйте, относятся ли к источникам административного права следующие правовые акты:
|
Источник административного права – это внешняя форма выражения административно-правовых норм. В Республике Беларусь к
ним относятся следующие
– постановления – акты, принимаемые на коллегиальной основе во исполнение актов большей юридической силы; – инструкции – акты, детально определяющие содержание и методические вопросы регулирования в определенной области; – правила – кодифицированные акты, конкретизирующие процедурные нормы более общего характера; – уставы (положения) – акты определяющие порядок деятельности государственных органов и организаций; – приказы – акты функционально-отраслевого характера;
|
Информация о работе Контрольная работа по «Административному праву»