Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:44, контрольная работа
1.Определите предмет регулирования административного права. Проанализируйте соотношение административного и конституционного права с точки зрения предмета регулирования.
2.Перечислите виды федеральных органов исполнительной власти, действующих в настоящее время. Сформулируйте основные различия в их административно-правовом статусе. Укажите источник правового регулирования по данному вопросу.
3. Дайте определение конфликта интересов на государственной службе. Приведите (придумайте) пример. Как действующее законодательство регулирует порядок разрешения таких ситуаций.
Письменное контрольное задание
для студентов дистанционного обучения
|
1.Определите предмет регулирования административного права. Проанализируйте соотношение административного и конституционного права с точки зрения предмета регулирования
Органически целостная система права предполагает единство целей и принципов правотворчества, построения правовой системы, механизмов правоприменения. Общее теоретико-методологическое единство обеспечивается правопониманием, типичным для гражданского общества, теми идеями и концепциями, которые дают устойчивую нормативную ориентацию в государстве. А отсюда неизбежные общесистемные характеристики законодательства, которые превращают его из суммы законодательных актов в структурно упорядоченный правовой массив. Общие принципы, конституционная классификация правовых актов, критерии выделения структурных частей законодательства (отраслей, массивов, комплексов) и их соотношения между собой, базовое значение конституции, ее норм, понятий и терминов, законодательные приоритеты, нормативно-функциональные связи, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий - вот ось, которой скрепляется система законодательства.
Наиболее тесные связи административного права складываются с отраслями публичного права и прежде всего с конституционным правом. Эти отрасли столь близки, что могут считаться своего рода правовыми близнецами. В них наиболее ярко и полно выражены природа, институты и нормы публичного права. В немалой степени близки и другие составные части отраслей и это во многом объясняется самой природой конституционного права как ведущей отрасли права. Оно регулирует основные стороны жизни гражданина, государства и общества, важнейшие общественные отношения. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой и служат «правоисточником» других отраслей. Нормативные понятия и термины играют роль «общего знаменателя»1. Система конституционного права и объекты правового регулирования весьма близки к системе административного права.
Структуру конституционного законодательства целесообразно строить в соответствии со структурой отрасли конституционного права, «наполняя» каждую ее подотрасль четко структурированным правовым материалом и одновременно развивая, дополняя и конкретизируя эти подотрасли. Например, подотрасль «в» конституционного права может быть основой для структуризации такой адекватной ей подотрасли конституционного законодательства, как «органы государственной власти» со своими субподотраслями - «Виды государственных органов», «Президент РФ», «Федеральное Собрание РФ», «Правительство РФ» и т.д. Подотрасль может быть развита в таких подотраслях конституционного законодательства, как «Избирательное право. Выборы», «Референдум», «Собрания граждан» и т.д. К подотраслевым институтам целесообразно отнести статус избирателей, кандидатов, избирательных комиссий, процедуры выборов и голосования.
Как видно, наблюдается немалое сходство подотраслей и институтов конституционного и административного права. Нередко оно достигает такой степени, что приходится очень тонко разделять «слои» их правового регулирования. Есть совпадающие институты, например, статус органов исполнительной власти и прежде всего Правительства. В конституционном праве закреплены его основные элементы - природа органа, порядок образования, основные полномочия. В административном праве сумма актов подробно регулирует правовое положение Правительства и его полномочия как в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», так и в тематических и иных законах. Трансформация конституционно урегулированных полномочий в соответствующие нормы текущего законодательства оказывается непростым делом.
Весьма сходны также нормы конституционного и административного права. В них одной стороной всегда выступает государственный орган либо его участие опосредовано.
2.Перечислите виды федеральных органов исполнительной власти, действующих в настоящее время. Сформулируйте основные различия в их административно-правовом статусе. Укажите источник правового регулирования по данному вопросу
Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314):
1. Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность ГВФ. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).
2. Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.
В объеме компетенции ФС полномочна:
- издавать индивидуальные правовые акты;
- выдавать лицензии;
- регистрировать акты, документы, права и объекты;
- вести реестры,
- регистры и кадастры;
- осуществлять правоприменительные функции.
ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.
В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры. ФА не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.
Структура ФОИВ:
- Первый блок — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ — 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России; 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
- Второй блок ФОИВ находится в ведении Правительства РФ:
11 федеральных министерств:
- здравоохранения и социального развития;
- культуры и массовых коммуникаций;
- образования и науки;
- природных ресурсов;
- промышленности и энергетики;
- регионального развития РФ;
- сельского хозяйства;
- транспорта;
- информационных технологий и связи:;
- финансов;
- экономического развития и торговли).
6 федеральных служб:
- антимонопольная;
- по тарифам;
- гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- государственной статистики;
- по финансовым рынкам;
- по экологическому, технологическому и атомному надзору).
3 федеральных агентства:
- по атомной энергии;
- космическое агентство;
- по туризму.
Кроме того, в введении федеральных министерств находятся все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства.
Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством, если иное не установлено законом.
Руководители ФОИВ, подведомственные Президенту, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
В соответствии с принципом федерализма
и административно-
- федеральные органы исполнительной власти РФ;
- органы исполнительной власти субъектов РФ.
Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти определена рядом указов Президента: от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти», от 6 сентября 1996 года «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 года «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» и др.
Можно сделать вывод, что органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления – хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и в праве сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.
Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.
Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).
Ясно, что органы исполнительной власти, являясь видом государственных органов, в этом своем качестве отличаются от исполнительных органов местного самоуправления, а также исполнительных органов коммерческих и некоммерческих организаций и общественных объединений.
3. Дайте определение конфликта интересов на государственной службе. Приведите (придумайте) пример. Как действующее законодательство регулирует порядок разрешения таких ситуаций
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Приведем пример: Региональная (муниципальная) администрация проводит открытый конкурс на закупку продукции для собственных нужд. В конкурсе участвуют поставщики из “своего” и соседних регионов. В случае победы поставщика из соседнего региона будет достигнута экономия средств по текущей закупке, но налоги поступят в бюджет соседнего региона и региональная (муниципальная) администрация недоберет поступления в свой бюджет, что может привести к его дефициту. Кроме того, любая местная администрация заинтересована в сохранении и поддержании рабочих мест в своем регионе. Соответственно, региональная (муниципальная) администрация заинтересована в победе на конкурсе местного поставщика и оказывается в ситуации конфликта интересов.
Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Административное право"