Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

1. Подразделение лесов по целевому назначению и характеристика каждого вида. 2. Правовое регулирование охраны лесов 3. Задача №9

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

Факультет подготовки специалистов для судебной системы 

(юридический  факультет)

Конституционное право                                             

Контрольное задание  №9

 

 

 

 

 

                        Выполнил студент 3 курса

заочной формы обучения

Швырев И.В

                                                                     Проверил                                                                                 

                                                                                      

 

 

 

Воронеж

2013

1. Подразделение лесов по целевому назначению и характеристика каждого вида.

В соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г. все леса в лесном фонде делятся на группы. В основу деления были положены экономические, экологические и социальные функции лесов. При разделении лесов на группы учитывалось их местоположение и функциональное назначение. По каждой группе лесов определялись границы участков лесного фонда. Правовой статус леса в зависимости от группы лесов влияет на порядок ведения лесного хозяйства в лесах, использования лесного фонда, изъятия участков лесного фонда и перевода земель в другие категории. Правительством РФ 15 сентября 1997 г. было принято Постановление N 1169 "О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы" (с изм. и доп. от 4 мая 2005 г.). Приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 68 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности (действует с посл. изм.). Приказом от 30 декабря 1993 г. N 348 были утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса. По категориям защитности делились только леса I группы - леса, основным назначением которых было выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Лесным кодексом РФ 1997 г. было установлено 20 категорий защитности. Леса I группы имели наибольшую ценность в плане экологического значения и выполнения природоохранных, оздоровительных функций, в сохранении биологических компонентов. 
Целевое назначение лесов II группы выражалось как в экологической, так и народно-хозяйственной принадлежности. "Ко II группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется лимитировать режим лесопользования. Они подразделяются на эксплуатируемые и ОЗУ. 
Размер лесопользования в этих лесах регулируется средним годичным приростом и наличными запасами спелой древесины. При установлении размера расчетной лесосеки по каждой хозсекции лесоустройство исходит из принципа рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования. В зависимости от состава и строения насаждений, природных и экономических условий проводятся как постепенные, выборочные, так и сплошные рубки. В лесах II группы ведется в основном лесокультурная система лесного хозяйства эксплуатационного значения. Лесохозяйственные мероприятия направляются на быстрейшее восстановление запаса и повышение продуктивности насаждений, улучшение их санитарного состояния и водоохранно-защитных функций. Цель повышения продуктивности достигается мелиорацией земель, созданием лесных культур, реконструкцией малоценных насаждений, уходом за лесом, сокращением оборота рубки и др. Одним из путей повышения продуктивности лесного фонда, ускоренного производства древесины для промышленной переработки в условиях Европейско-Уральской части страны является создание специальных лесосырьевых плантаций. Рубки ухода в лесах II группы являются не только средством лесоводственного ухода за насаждениями, но и важным источником удовлетворения потребностей населения в древесине. Им должна придаваться селекционная направленность" Леса III группы - леса многолесных регионов, имеющих преимущественно эксплуатационное значение. Именно леса данной группы использовались в качестве заготовки древесины и основной целью назначения имели хозяйственное использование. Леса III группы разделялись на освоенные и резервные. "К III группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. 
Стратегия хозяйственного освоения этих лесов должна быть увязана с лесопромышленным и лесохозяйственным лесопользованием в тех и других природно-экономических районах. В этом отношении леса III группы неоднородны по степени и перспективам освоения. Они подразделяются на освоенные эксплуатацией, недоступные и неэксплуатируемые массивы, резервные леса и ОЗУ. В указанных категориях лесов задачи лесного хозяйства и лесоустройства неодинаковы... Задачи лесоустройства в освоенной зоне лесов III группы сводятся к подготовке достоверных данных о количественной и качественной характеристике древостоев, расчету объемов возможного годичного лесопользования древесиной, оценке эффективности лесоэксплуатации, разработке рекомендаций по наиболее эффективной технологии рубки леса, способствующей лесовосстановлению естественным путем, а также мероприятий по охране и защите лесов"  
Во всех группах леса могли выделяться особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.). Рослесхозом в 1993 г. (дополнением в 1997 г.) утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса. К ним относились: опушки леса шириной 100 м по границам с безлесными пространствами; небольшие участки леса до 100 га, расположенные среди безлесных пространств; прибрежные защитные полосы; участки леса в радиусе 300 м вокруг глухариных токов; опушки леса шириной 50 - 100 м, примыкающие к железным и автомобильным дорогам в защитных полосах вдоль этих дорог; участки леса в оврагах и балках; водоохранные зоны болот и др. Кроме особо защитных участков, выделялись также участки особо хозяйственного назначения (ОХН) - лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки, выдела-эталоны и др. Именно по принципу деления лесов на группы был разработан огромный массив подзаконных нормативных актов, строилась работа по ведению лесного хозяйства, проводилось лесоустройство. 
Редакция Лесного кодекса РФ 2006 г. уже не применяет деление лесов на группы. Комментируемая статья выделяет три целевых назначения лесов, расположенных на землях лесного фонда, что соответствует новой классификации лесов на землях лесного фонда: защитные леса (ранее данную функцию выполняли преимущественно леса I и II группы); эксплуатационные леса (ранее данную функцию частично выполняли леса II группы и полностью леса III группы); резервные леса (ранее данную функцию выполняли леса III группы). Леса, расположенные на землях иных категорий, четкой классификации не имеют, законодатель лишь предоставил право отнесения их к защитным лесам. Заметим, что в Кодексе также имеет место деление защитных лесов на категории для лесов на землях лесного фонда, а также для лесов на землях иных категорий (ст. 102 ЛК РФ). В защитных лесах и эксплуатационных лесах также могут быть выделены особо защитные участки лесов. Необходимость разработки подзаконных нормативных актов в рамках реализации новелл принятого Лесного кодекса РФ очевидна. В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" леса I группы и категории защитности лесов I группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст. 102 ЛК РФ.

 

2. Правовое регулирование охраны лесов

Для того, чтобы  понять, что представляет собой современное  юридическое понятие «лес», следует  вкратце ознакомиться, как определялось это понятие раньше. ЛК РФ 1997 года включал понятия леса и земли, на которой произрастают леса. В отличии от ЛК РСФСР 1978, который разграничивал эти понятия, сначала Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 года, а потом и ЛК 1997 года объединили эти различные по своему содержанию понятия.

Юридически обоснованное понятие «лес», которое бы соответствовало  принципу разграничения предметов  регулирования различных отраслей права (земельного, водного, горного, фаунистического, экологического и т.д.), должно включать в себя совокупность растительных организмов: древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников, грибов и др.).

В ЛК 1997 года было закреплено биологическое понятие леса как  совокупности лесной растительности, земли, животного мира, и других компонентов окружающей природной среды. С юридической точки зрения такое представление о лесе было неверным, т.к. указанный комплекс отношений регулировался различными отраслями законодательства. Объединение земли и лесов в единое понятие «лесной фонд» приводило к возникновению коллизий, противоречий между лесным и земельным законодательством.

Земельное законодательство определяло и определяет сейчас общие  положения, касающиеся регулирования  использования и охраны земель лесного фонда. Лесное законодательство должно отражать специфику регулирования этих отношений.

В ст.5 Лесного кодекса 2006 года сказано, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе (в широком смысле) или как о природном ресурсе (в узком смысле). Но ЛК умалчивает, как определить случаи, когда лес представляет собой только экологическую систему-часть окружающей природной среды, а когда – только природный ресурс, который используется обществом для удовлетворения своих потребностей

В ЛК также нет юридически значимых признаков, с помощью которых  некий объект можно было бы признать лесом.

В качестве центрального правового института действующего Лесного кодекса можно считать институт использования лесов. Кодекс закрепил новые виды использования лесов, перечень которых значительно расширился. В Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010г организация рационального использования лесов названа стратегически важной задачей.

Лесной кодекс 2006 года регулирует в первую очередь  отношения по поводу использования  и охраны земель, на которых произрастают леса, но не лесов. Такой подход вполне оправдан с юридической точки зрения, если он применяется не в ущерб полному и детальному правовому регулированию собственно лесных отношений, объектом которых является лес как объект природы и природный ресурс. К сожалению, этого не произошло. Отношения по поводу использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов также являются предметом нового ЛК, однако они отодвинуты на задний план.

ЛК регулирует широкий комплекс общественных отношений, которые никак не связаны с  использованием земель для нужд лесного  хозяйства, для осуществления лесоэксплуатации. В итоге, такие виды деятельности, как использование и охрана животного мира, недропользование, использование и охрана вод, использование земель для строительства объектов недвижимости, осуществление религиозной деятельности и некоторые иные, de jure признаны статьёй 25 «использованием лесов».

Лесной кодекс 2006 года радикально изменил подход к регулированию лесных отношений. ЛК 1997 года использование лесов на основании права лесопользования  – права, которое являлось производным  от права собственности на леса. Ныне в основу правового регулирования использования лесов заложено регулирование земельных отношений - отношений по поводу использования и охраны земель, на которых произрастают леса. Объектом права пользования такими землями признается лесной участок, т.е. земельный участок. Ранее лесопользование было центральным институтом лесного права.

Отказавшись от понятий «лесопользование», «право лесопользования», законодатель использует неясный термин «использование лесов». На основе анализа норм ЛК можно прийти к выводу о том, что «использование лесов» не является титулом, на основании которого можно использовать леса и земли, на которых они произрастают, иные объекты природы. Использование лесов – это право, которое принадлежит пользователям лесных участков, причём не всем. Использование лесов представляет собой право, аналогичное тем правам, которые закреплены в ст. 41 ЗК.

Некоторые авторы (А.В. Мазуров) используют понятие «использование леса» как синоним понятия  «виды лесопользования». Между тем, понятие использование лесов приобрело новое значение. К использованию лесов относится деятельность по лесопользованию и землепользованию, осуществляемая в лесах. Перечисляемые в ст. 25 ЛК РФ виды относятся и к лесопользованию и к землепользованию. Лес представляет собой неразрывное единство лесной растительности и земельной поверхности, поэтому нередко деятельность по лесопользованию сложно отграничить от землепользования. К видам землепользования, осуществляемым на землях лесного фонда, следует отнести те виды использования лесов, при которых используются, в первую очередь, полезные свойства земли. К видам лесопользования относятся те виды использования лесов, при которых извлекаются материальные и нематериальные блага, которые приносит лес как особый природный объект.

Таким образом, применяемое в Лесном кодексе  РФ понятие «использование лесов» является широким, включающим лесопользование (извлечение полезных свойств леса как природного объекта, выполняющего средообразующие, водоохранные, защитные, оздоровительные и иные функции в интересах обеспечения права каждого на благоприятного окружающую среду, и леса как природного ресурса - объекта имущественных отношений), и землепользование, то есть извлечение полезных свойств земельного участка, на котором произрастает лес.

Использование лесов подразумевает широкий  круг действий, совершаемых физическими  и юридическими лицами в целях  получения материальных и нематериальных благ.

Объектом права  пользования ЛК признает лесной участок, т.е. земельный участок.

Отмечается, что  в ЛК РФ зачастую смешиваются понятия  лес и лесной участок. Лес как  объект гражданских прав самостоятельного значения в настоящее время не имеет, поскольку Федеральным законом  от 4 декабря 2006г. №201-ФЗ леса исключены  из перечня недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Понятие леса в качестве объекта недвижимости и объекта права собственности заменено понятием земельного участка, на котором произрастает лес.

Специфика лесных участков признана Верховным Судом  РФ, который установил, что правовая природа лесных участков не тождественна правовой природе земельных участков, поскольку лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством.  Ст. 67 ЛК РФ связывает понятие лесного участка с проведением на нем лесоустройства, что обуславливает специфику лесного участка по сравнению с земельным участком. Согласно ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, если на них произрастают леса. Следовательно, можно сделать вывод, что лесные участки признаются в качестве таковых только на перечисленных категориях земель.

Для раскрытия  выбранной темы, следует проанализировать понятие «освоение лесов» (ст. 12). Освоение лесов осуществляется на основе комплексного подхода и целевого назначения лесов (защитных, эксплуатационных, резервных). Эксплуатационные и защитные леса подлежат освоению в целях, указанных соответственно в ч. 3 и 4 ст. 12 Кодекса. Что же касается резервных лесов, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины, то в них осуществляются только авиационные работы по охране и защите лесов. Согласно ч. 3 ст. 109 Кодекса, использование резервных лесов допускается лишь после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам в установленном порядке.

При исследовании понятия «освоение лесов» в соотношении  с понятием «использование лесов» было выявлено, что первое понятие шире второго, поскольку освоение лесов означает их использование, создание и развитие лесной промышленности, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также мероприятий по охране и использованию объектов животного мира и водных объектов. Статья 12 ЛК занимает одно из центральных мест в системе правовых норм ЛК, направленных на максимально возможное вовлечение лесных ресурсов и земель, занятых лесами, в эксплуатацию. Нормы этой статьи преследуют цель урегулировать вопросы освоения любых лесов. При этом на первый план выдвигается задача создания лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры как важнейшего элемента освоения лесов. Использование лесов теснейшим образом связывается с их освоением путём создания соответствующих инфраструктур, созданием объектов недвижимости в лесах.

 

3. Задача  №9

Практики ФА (Северо-Западного округа по делу от 10.09.2007 № Ф09-6797/07-С6).

Организация охотников  и рыболовов обратилась в арбитражный  суд с иском к Агентству лесного хозяйства (далее — агентство) о признании недействительными результатов лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда.

Заявитель, полагая, что проведенный конкурс нарушает его права на спорные участки  лесного фонда, поскольку они ранее предоставлены ему для охоты на основании лицензий на пользование объектами животного мира, обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными результатов лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда. Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали.

Победители  конкурса, привлеченные в процесс  как заинтересованные лица, в отзыве на кассационную жалобу указали на то, что организация охотников и рыболовов не является законным пользователем и владельцем участка лесного фонда, выставленного на конкурс, не заявляла о своем участии в конкурсе и намерениях получить указанный участок лесного фонда в пользование в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, заявку в конкурсную комиссию не направляла.

Как следует  из материалов дела, организации охотников  и рыболовов ранее были предоставлены долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира на территории охотничьих хозяйств.

Между лесхозами  и организацией охотников и рыболовов  были подписаны договоры на предоставление участков лесного фонда в безвозмездное пользование для нужд охотничьего хозяйства. Срок действия указанных договоров — 10 лет. Однако данные договоры зарегистрированы в установленном порядке не были. В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Установив, что  договоры, подписанные между лесхозами  и организацией охотников и рыболовов в установленном законом порядке не зарегистрированы, а также учитывая, что лицензии выданы истцу на пользование объектами животного мира (спортивная охота), а не на пользование участками лесного фонда, суды пришли к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы истца не были нарушены проведением лесного конкурса, поскольку участки лесного фонда не обременены его правами.

Кроме того, в  соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"