Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:45, контрольная работа
В истории современных государств выборам принадлежит значительная роль. Ныне практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил).
1. Понятие и сущность выборов, избирательной системы и избирательного права.
2. Конституционные принципы субъективного избирательного права.
3. Избирательный процесс, его основные стадии.
Литература
Полномочия
и порядок деятельности избирательных
комиссий устанавливаются федеральными
законами и законами (нормативными
правовыми актами представительных
органов государственной
Деятельность
избирательных комиссий носит гласный
и открытый характер, с широким
участием в их работе кандидатов в
депутаты, представителей избирательных
объединений, средств массовой информации.
Решения избирательных комиссий
по вопросам их ведения носят обязательный
характер для всех участников избирательного
процесса, в том числе и для
органов государственной власти
и местного самоуправления. Решение
избирательной комиссии, противоречащее
федеральным законам или
Количественный состав избирательных комиссий в зависимости от их уровня колеблется от 7 до 15 членов.
Выдвижение
кандидатов в представительные органы
власти — одна из центральных стадий
избирательного процесса, это этап,
предопределяющий будущий состав депутатского
корпуса. Новое избирательное
Избирательное
объединение — это общественное
объединение, устав которого предусматривает
участие в выборах посредством
выдвижения кандидатов, созданное и
зарегистрированное в порядке, установленном
федеральными законами (нормативными
правовыми актами представительных
органов государственной
В
поддержку списка кандидатов, выдвинутых
от избирательных объединений, собираются
подписи избирателей в
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, и по месту жительства. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией, также устанавливается законами. Для регистрации кандидатом (списков кандидатов) необходимо наличие заявления от самих кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу; представления избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, и установленное количество подписей избирателей в поддержку данного кандидата.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 1994 г. в отличие от прежнего российского законодательства установил, что кандидат в депутаты представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе.
Законодатель определяет условия дополнительного выдвижения кандидатов и порядок обжалования в случаях отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующей комиссией.
Кандидат в депутаты имеет ряд гарантий, обеспечивающих ему возможность эффективного участия в избирательном процессе: социально-экономических, организационных и юридических. Среди них — личная неприкосновенность кандидата в депутаты, право кандидата иметь определенное количество доверенных лиц, право бесплатного пользования на территории округа всеми видами общественного транспорта, кроме такси, а также право на неоплачиваемый отпуск на период предвыборной агитации.
Предвыборная агитация — это деятельность граждан РФ, общественных объединений, иных участников избирательного процесса по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании ЗА или ПРОТИВ того или иного кандидата, либо списка кандидатов.
Граждане, общественные объединения свободно, на равных условиях вправе в допускаемых формах и законными методами вести агитацию ЗА или ПРОТИВ избирательного объединения, кандидата.
Формами
агитации являются средства массовой
информации, предвыборные мероприятия
(собрания и встречи с избирателями,
публичные предвыборные дебаты и
дискуссии, митинги, демонстрации, шествия),
агитационные печатные материалы. Предвыборная
агитация должна вестись с соблюдением
строго установленных законом
Предвыборная
агитация проводится со дня регистрации
кандидатов и прекращается за день
до выборов. В течение трех дней до
дня выборов, включая день голосования,
опубликование результатов
Следующим
принципиальным моментом в избирательном
процессе является организация финансирования
выборов. Новое законодательство допускает
использование, как государственного
финансирования выборов, так и средств
из негосударственных источников. Бюджетные
средства используются непосредственно
избирательными комиссиями, а определенная
часть передается избирательным
объединениям и кандидатам в депутаты.
Избирательные объединения и
кандидаты в депутаты вправе создавать
собственные избирательные
Законодательство четко определяет, что не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, предприятий с государственным участием и религиозных организаций. Соответствующая избирательная комиссия обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках образования избирательных фондов.
Одна из заключительных стадий избирательного процесса—голосование. Обычно оно проводится в один из выходных дней. Избирателю, который за 15 дней со дня голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательных комиссий, или возможность голосования по почте. При этом на соответствующую избирательную комиссию возлагается обязанность соблюсти тайну голосования, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при определении результатов голосования.
Голосование
производится путем нанесения избирателем
в избирательном бюллетене
Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетени в специально оборудованной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц.
О
времени и месте голосования
участковые избирательные комиссии
письменно оповещают
Принципиальное значение имеет закрепление в законодательстве итогов (результатов) выборов. В зависимости от типа избирательной системы — мажоритарной или пропорциональной — производится и установление результатов выборов. Для признания выборов состоявшимися законодатель установил кворум явки избирателей не менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.
Избранным
считается кандидат, получивший наибольшее
число действительных голосов. При
распределении депутатских
При этом устанавливается следующая методика распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями. Подсчитывается общее число голосов, поданных за списки, преодолевшие пятипроцентный барьер. Эта сумма делится на мандаты, распределяемые по данному округу. Полученный результат есть избирательное частное (избирательная квота). Затем число голосов, поданных за каждое избирательное объединение, делится на указанное частное.
Полученная
целая часть и есть число депутатских
мандатов данного объединения. Если
после этих действий остаются нераспределенные
мандаты, то производится вторичное
распределение, и оставшиеся мандаты
передаются тем спискам кандидатов,
у которых оказывается
Избранными считаются кандидаты от первого помещенного в списке и далее в порядке их очередности.
За нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность.
Литература:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный Закон от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».
3. Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
4. Федеральный Закон от 17 мая 1995г. № 76-ФЗ «О выборах Президента РФ».
5. Федеральное собрание России: опыт первых выборов. М.,1994
6. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации», издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С.-343
7. «Конституционное право России: Лекции». Саратов 1995
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"