Контрольная работа по «Правоохранительным органам»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру. Место конкретного акта в этой структуре определяется, как правило, тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.

Содержание работы

1. Классифицируйте законодательство о правоохранительных органах по их юридическому значению.
2. Раскройте понятие «статус судей». Назовите требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, районного судьи, судьи Верховного суда субъекта РФ, судьи Верховного суда РФ, судьи Арбитражного суда субъекта РФ, судьи Арбитражного суда РФ, судьи Конституционного суда РФ.
3. Являются ли постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ источниками права, регулирующего деятельность правоохранительных органов?
а) да, это источники права
б) нет, это разъяснения норм права

Файлы: 1 файл

к р по правоохр.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Зеленодольск)

 

 

 

 

 

 

 

Штатнов Максим Александрович

1 курс заочного  отделения

сокращенные сроки  обучения

юридического  факультета

гр.221у

зачетная книжка № 2-12-48у

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правоохранительные органы»

Вариант № 8

За 2 семестр 2012/2013 уч. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашний адрес:

422540, г. Зеленодольск,

ул. Комсомольская, д. 8, кв. 62

Телефон: 8 (937) 613-79-07

 

Дата выполнения: 26.04.2013 г.

Подпись:

 

ВАРИАНТ № 8

1. Классифицируйте законодательство о правоохранительных органах по их юридическому значению.

2. Раскройте понятие «статус судей». Назовите требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, районного судьи, судьи Верховного суда субъекта РФ, судьи Верховного суда РФ, судьи Арбитражного суда субъекта РФ, судьи Арбитражного суда РФ, судьи Конституционного суда РФ.

3. Являются ли постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ источниками права, регулирующего деятельность правоохранительных органов?

а) да, это источники  права 

б) нет, это разъяснения  норм права

 

 

1. Классифицируйте законодательство о правоохранительных органах по их юридическому значению.

 

В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру. Место конкретного акта в этой структуре определяется, как правило, тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.

На самом высоком  уровне находится Конституция РФ. [1] В ней решены узловые вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности правоохранительных органов. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все другие правовые акты должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Поэтому и установлено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Отменяется и изменяется она также с соблюдением особой процедуры. В этом одна из гарантий ее относительной стабильности.

Немного ниже в иерархической  структуре правовых актов находятся законы. Согласно Конституции РФ различаются федеральные законы, в том числе конституционные (их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней), и законодательство субъектов Российской Федерации, включая их конституции и уставы. Федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют, как и Конституция РФ, прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Требование, в соответствии с которым федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и подлежат неуклонному исполнению, не относится  к числу соблюдаемых безусловно и во что бы то ни стало. При наличии достаточных оснований некоторые такие законы, как и все другие, полностью или частично могут быть, признаны Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции РФ, в силу чего они применяться не должны.1 Но такого рода «истории» с федеральными законами случаются сравнительно редко. В общей своей массе они являются обязательными для всех и на всей территории страны. 
В актах этого уровня и решается большинство вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, которым доверяется, как отмечалось выше, осуществление весьма ответственных функций, связанных с охраной законности и правопорядка, защитой прав и законных интересов граждан. Авторитет принимаемых ими решений подкрепляется авторитетом закона. В этом – одна из гарантий того, что их деятельность будет осуществляться должным образом.

При характеристике закона как источника правовой регламентации следует иметь в виду, что в свое время высшие представительные органы в соответствии с действовавшими тогда правилами могли издавать акты, именовавшиеся положениями, которые имели и продолжают иметь практически ту же юридическую силу, что и законы (например, Положение о квалификационных коллегиях судей, Положение о квалификационной аттестации судей).

Пределы полномочий законодательных органов субъектов Российской Федерации в регламентации вопросов, связанных с организацией и деятельностью правоохранительных органов, значительно уже.

С относительно недавних пор, начали приобретать новое звучание общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Теперь они в силу приведенной выше ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют преимущество перед российскими законами. [4]

Следующая ступень в  иерархической структуре правовых актов отведена указам и распоряжениям Президента РФ. Содержание этих актов в общих чертах определяется Конституцией РФ и другими федеральными законами. Чаще всего они касаются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти. Указом может быть утверждено положение о каком-то органе, о возложении на него дополнительных полномочий либо об освобождении его от таковых. В качестве примера могут послужить, в частности, Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г № 954, утвердивший Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации; Указ Президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272, утвердивший Положение о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации. [3]

Несколько более низкую ступень занимают постановления  и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указам и распоряжениям Президента. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня. Оно обычно уточняет и дополняет то, что сказано в законах и президентских указах 
Правительство, как и Президент, может утверждать, в частности, положения о правоохранительных органах, которые возглавляются членами Правительства – министрами.

Все большее значение в последние годы приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Этот суд не наделен правом издавать какие-то нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но принимаемые им решения могут повлечь за собой полное или частичное прекращение действия такого акта, если он противоречит Конституции РФ. Естественно, такое решение может коснуться акта, регулирующего правоохранительную деятельность или организацию осуществляющих ее органов.

Для иллюстрации данного  положения вполне можно привести немало примеров. Один из них – постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998 г. о несоответствии Конституции РФ положениям уголовно-процессуального законодательства, которые не давали осужденным права кассационного обжалования приговоров Верховного Суда РФ. В ходе реализации этого постановления был издан Закон (4 января 1999 г.), предусмотревший образование в структуре Верховного Суда РФ специального подразделения – Кассационной коллегии. [3]

Большое практическое значение имеют разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам судебной практики. Оформляются эти разъяснения постановлениями пленумов названных судов. Постановления первого из них обязательны к исполнению не только гражданскими и военными судами общей юрисдикции, но и всеми организациями и их должностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение, а второго – всеми арбитражными судами. Некоторые из таких постановлений имеют отношение к решению организационных вопросов. Ими также могут утверждаться иные документы организационного характера, имеющие силу нормативных актов (например, утвержденное Пленумом Верховного Суда РФ Положение о Научно-консультативном совете).

В настоящее время  продолжают действовать некоторые  издававшиеся в свое время Пленумом Верховного Суда СССР руководящие разъяснения, если они не противоречат российским законам, и вопросы, которые были решены в них, не истолкованы иначе в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ или Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

К регламентации организации и деятельности правоохранительных органов могут иметь отношение и акты министерств и ведомств (ведомственные акты). Издаются они руководителями соответствующего уровня. Главное их свойство – они обязательно должны согласовываться с предписаниями законов, президентских и правительственных актов. Называться они могут по-разному: приказами, инструкциями, указаниями, положениями и т д.

Таким образом, существует следующая иерархия правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению:

  1. Конституция РФ;
  2. законы (федеральные, в т.ч. конституционные, и законы субъектов РФ);
  3. указы и распоряжения Президента РФ;
  4. постановления и распоряжения Правительства РФ;
  5. постановления Конституционного Суда РФ;
  6. разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам судебной практики;
  7. акты министерств и ведомств (приказы, инструкции, указания, положения и т д.).

 

 

2. Раскройте понятие  «статус судей». Назовите требования, предъявляемые к кандидатам на  должность мирового судьи, районного судьи, судьи Верховного суда субъекта РФ, судьи Верховного суда РФ, судьи Арбитражного суда субъекта РФ, судьи Арбитражного суда РФ, судьи Конституционного суда РФ.

 

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, основы которого закреплены в федеральном законе от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ», и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. [2]

Судья – это лицо, наделённое в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Высокое положение и равный правовой статус судей обусловливают в свою очередь и особые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.2

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Лица без российского гражданства  или имеющие двойное гражданство  судьями быть не могут. Судья также не в праве занимать депутатскую должность, быть госслужащим, принадлежать к политическим партиям, в том числе выражать своё отношение к ним, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. 

Кандидат на должность  судьи должен иметь высшее юридическое  образование, полученное в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

Судьей может быть только лицо, достигшее возраста 25 лет. Однако это требование уточняется в  зависимости от суда, в котором  будет работать кандидат: судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин не моложе 30 лет, мировым и районным судьей может быть гражданин не моложе 25 лет. Предельный возраст для судей – 70 лет.

Кандидат на должность судьи должен иметь определенный законом стаж работы по юридической специальности. По общему правилу лицо, претендующее на должность судьи, обязано проработать по юридической профессии не менее пяти лет. Вместе с тем в отношении стажа работы есть некоторые особенности, установленные федеральным законодательством. Так, гражданин, утверждаемый на должность судьи Конституционного Суда РФ, должен иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа – не менее 7 лет, мировые и районные судьи – не менее 5 лет. [5]

Вопросы, касающиеся порядка  определения стажа работы по юридической  профессии для кандидатов на должности  судей федеральных судов, регулируются соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.

В стаж работы по юридической  профессии включается время работы на требующих юридического образования  государственных должностях в федеральных  органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в России до принятия действующей Конституции, муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.

Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования должностях в органах  Судебного департамента при Верховном  Суде РФ, в юридических службах  организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также в качестве адвоката и нотариуса. [7]

Информация о работе Контрольная работа по «Правоохранительным органам»