Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:08, реферат
Понятие коррупции: социально экономические и правовые аспекты.
Истоки и причины коррупции.
Предупреждение коррупции, и борьба с ней в современном мире.
О возрастании роли государства в деле борьбы с коррупцией в условиях перехода к рыночной экономике.
Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.
ТЕМА: «КОРРУПЦИЯ И ЕЁ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ»
Понятие коррупции: социально экономические и правовые аспекты.
Истоки и причины коррупции.
Предупреждение коррупции, и борьба с ней в современном мире.
О возрастании роли государства в деле борьбы с коррупцией в условиях перехода к рыночной экономике.
Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.
Понятие коррупции: социально-экономические и правовые аспекты
Коррупция представляет собой социальный феномен, не имеющий однозначного понимания и интерпретации в общественном сознании. В обществе нет консенсуса по поводу коррупции. Эмоциональная, нравственная и правовая оценка явлений коррупции предельно многозначны, границы морального - аморального, законного - незаконного, осуждаемого - принимаемого в значительной мере размыты. Известно, что латинское слово corrumpere, означающее порчу, уничтожение, подкуп, задабривание подарками, совращение.
Современная коррупция - это
не элементарный уголовно-правовой феномен,
который можно было бы квалифицировать
конкретной нормой уголовного кодекса
как отдельный состав преступления.
Коррупцию следует
Коррупцией следует считать осуществляемое любыми способами и при любых условиях извлечении выгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса в корыстных целях. Белорусское законодательство определяет коррупцию как умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими или юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.
По существу, все охраняемые
законом общественные
Использование служебного положения в корыстной или иной личной заинтересованности может быть представлено следующими разновидностями:
1) завладение с использованием
служебного положения чужим
2) использование служебного
положения при совершении
3) «классическая» разновидность
проявления коррупции - получение
должностным лицом
4) непосредственное участие
должностных лиц и
2. Истоки и причины коррупции
Социологические исследования
позволяют глубже проанализировать
коррупцию как социальное явление.
Один из важнейших выводов таких
исследований заключается в том,
что самые крупные
Как социальное явление коррупции возникает и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а также в системах, обеспечивающих его саморегулирование.
Расширяющееся политическое
и экономическое сотрудничество
превращает коррупцию в интернациональную
проблему. Тенденции развития в мировой
политике и экономике способствуют
возникновению и быстрому развитию
транснациональной
Что же порождает коррупцию и питает эту коррозию общества?
К основным причинам коррупции можно отнести:
- отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;
- существенные недостатки
и грубые ошибки в проведении
экономических и социальных
- слабость и нерешительность государственной власти;
- кадровую, техническую и
оперативно-тактическую
- минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жестких по отношению к ним мер ответственности;
- привилегии на распоряжение
собственностью и услугами, которые
находятся в руках
3. Предупреждение коррупции и борьба с ней в современном мире
При изучении сущности коррупции как социального явления можно определить факторы, в той или иной степени препятствующие борьбе с ней:
- значительная
- определенная ограниченность
возможностей уголовного
- трудности в оперативном
выявлении и уголовно-
- недостаточное
4.О возрастании роли
государства в деле борьбы
с коррупцией в условиях
Говоря о коррупции
как об общественном вредном явлении,
необходимо отметить, что коррупционные
проявления влекут за собой ряд негативных
последствий, обостряют существующие
проблемы общества. К негативным экономическим
последствиям коррупции относятся:
расширение теневой экономики, приводящее
к уменьшению налоговых поступлений
и ослаблению государственного бюджета;
нарушение конкурентных механизмов
рынка; неэффективное использование
государственных бюджетных
К числу негативных социальных
последствий коррупции
К негативным политическим последствиям коррупции можно отнести: смещение целей и задач политики от общенационального развития к обеспечению властвования коррупционных группировок; уменьшение доверия власти, рост ее отчуждения от общества; падение престижа страны на международной арене; снижение политической конкуренции.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что под угрозу
в целом ставятся гарантированность
прав и свобод всех членов общества,
сохранение конституционного строя, законности
и правопорядка в государстве. Коррупция
без постоянного
Одним из наиболее действенных средств правовой борьбы с коррупцией является криминализация основных ее направлений. Жесткое уголовное законодательство, устанавливающее серьезное наказание за коррупционные преступления - один из необходимых факторов, без которого борьба с этим явлением будет неэффективной.
По мнению некоторых юристов, решению коррупционной проблемы может в той или иной мере способствовать установление особого социально-правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и иной деятельностью лиц, подозреваемых в коррупции, и возможности временного отстранения от работы лиц, подозреваемых в коррупции, а также введения ограничений и запретов на их деятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытию средств, добытых преступным путем. Немаловажным фактором борьбы с коррупцией является жесткий финансовый контроль. При этом некоторые государства идут по пути создания специального органа финансового мониторинга (финансовой разведки), призванного обеспечить активное противодействие отмыванию преступных доходов. Однако помимо принятия соответствующего специального законодательства необходимо еще и обеспечить эффективный механизм его применения, а также постоянно реализовывать программу действенных предупредительных мер.
Антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:
- организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях,
- сужение поля условий
и обстоятельств,
- уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;
- увеличение вероятности
выявления коррупционных
- влияние на мотивы коррупционного поведения;
- создание атмосферы
5.Формы, методы и механизмы
борьбы с коррупцией в
Для предупреждения коррупции требуется принимать комплекс различных мер (правовых, социально-экономических, практических, информационных). Во всех государствах вопрос создания действенной правовой модели, позволяющей эффективно бороться с коррупционными проявлениями, приобретает важное значение.
Что касается ситуации, связанной с созданием модели антикоррупционных мероприятий в нашей стране.
В отношении государственных органов, призванных обеспечивать противодействие коррупции в Беларуси, следует отметить, что уже более 10 лет в нашей стране существуют специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Координацию деятельности министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций и общественных объединений по борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, в нашей стране осуществляет Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь (создана Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1995 г.), на которую, в частности, возложены такие задачи, как: подготовка научно-обоснованных прогнозов по вопросам обеспечения правопорядка, распространения правонарушений в зависимости от изменения внутренних и внешних условий, фактов развития общества; определение стратегии противодействия росту преступности, коррупции и иных правонарушений, распространению наркомании, подготовка проектов законов и других нормативных актов, решений Совета Безопасности Республики Беларусь по усилению борьбы с преступностью, коррупцией и наркоманией и др.
В пределах своей компетенции
борьбу с коррупцией осуществляют Прокуратура,
Комитет государственного контроля
и другие государственные органы.
В органах прокуратуры, внутренних
дел и государственной
Подробнее остановимся на нормативной составляющей белорусской антикоррупционной модели. Необходимо отметить наличие довольно широкого круга нормативных правовых актов, составляющих специальное антикоррупционное законодательство Республики Беларусь. К числу таких можно отнести Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Законы Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», «О государственной службе в Республике Беларусь».