Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 11:02, контрольная работа
Каждый вид государственной деятельности характеризуется определенными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений, обязательных для исполнения на конкретных территориях. Правосудие, осуществляемое судом, завершается вынесением приговоров, решений, постановлений, определений и т. д.
Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и их должностными лицами, может выражаться в издании подзаконных актов и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и внутриорганизационных управленческих отношений.
Московская Государственная Юридическая Академия
Имени О.Е. Кутафина.
Контрольная работа
по Административному праву,
2 Вариант.
Слушатель 2-го курса, 4 группы
Москва 2014.
Каждый вид государственной деятельности характеризуется определенными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений, обязательных для исполнения на конкретных территориях. Правосудие, осуществляемое судом, завершается вынесением приговоров, решений, постановлений, определений и т. д.
Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и их должностными лицами, может выражаться в издании подзаконных актов и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и внутриорганизационных управленческих отношений.
Таким образом, формы реализации исполнительной власти это, внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции называется формой управления.
Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции. С этих позиций выделяются:
а) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности. Это — Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, а также правительства (администрации), созданные в некоторых краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Во многих случаях на территориальном и региональном уровнях ими руководят губернаторы;
б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это — федеральные и республиканский министерства, иные отраслевые исполнительные органы;
в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. Как правило, это —государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы субъектов Федерации (например, государственные комитеты в республиках);
г) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. К числу первых относятся правительства, государственные комитеты, федеральные Комиссии, а также администрации субъектов РФ, если это прямо зафиксировано в их статусе.
Так, наиболее важные вопросы глава администрации Архангельской области выносит на рассмотрение возглавляемого им консультативного органа — совета администрации области. Члены совета назначаются главой администрации (ст. 27 Устава Архангельской области). Уставом Псковской области предусмотрено образование коллегии администрации области (ст. 40).
Вопросы здесь решаются по принципу большинства голосов. Единоначальными являются, как правило, все остальные исполнительные органы, прежде всего министерства. Единоначально может действовать и соответствующая администрация. Единоначалие тесно переплетается с началами коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей в министерствах, например, создаются коллегии, различного рода консультативные и иные советы.
В качестве критерия
а) исполнительные органы, образуемые в установленном порядке. Таких органов большинство как на уровне РФ, так и ее субъектов (например, образование министерств и иных исполнительных органов главами государства или главами исполнительной власти);
б) в отдельных случаях используется способ избрания. Однако он не распространяется на тот или иной исполнительный орган, а относится к тем должностным лицам, которые возглавляют соответствующий исполнительный орган.
Так, населением субъекта РФ избирается высшее должностное лицо — руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Разнообразные организационно-правовые формы, органов исполнительной власти:
а) правительства (РФ, входящих в ее состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);
б) министерства (федеральные, республиканские);
в) государственные комитеты (федеральные и республиканские);
г) федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры (только на федеральном уровне);
д) администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);
е) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы — структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах Федерации (см., например, ст. 69 Устава — Основного закона Тамбовской области).
Формы управления различаются:
в зависимости от объекта управления (вида правоотношений) — на внешнюю (при выполнении органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих общественных связей) и внутреннюю (при решении своих внутриорганизационных вопросов);
по способу выражения — на словесную (письменная и устная) и конклюдентную (с помощью условных знаков, изображений);
по характеру вызываемых последствий — на правовые и неправовые.
Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов управления, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений между субъектом и объектом управления либо имеют иное правовое значение. Основными и наиболее значимыми правовыми формами реализации исполнительной власти являются принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов и издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов в случае применения норм права к конкретным индивидуумам, поэтому последние акты и называются индивидуальными. Но органами исполнительной власти на основе действующего законодательства могут совершаться, кроме того, действия, имеющие иное правовое значение, например: представление обязательных отчетов; осуществление обязательной государственной регистрации; выдача документов, подтверждающих наличие специального права (в частности, на вождение транспортных средств).
Не правовые формы реализации исполнительной власти именуются так потому, что не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, — они не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами исполнительной власти своих государственно-властных полномочий. Не правовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними. Одной из не правовых форм является осуществление организационных действий, которые составляют значительную часть повседневной работы органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т.д. и т.п.
Другой не правовой формой реализации исполнительной власти является выполнение материально-технических действий. В управленческой деятельности они носят вспомогательный характер. Это сбор и анализ информации, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т.д.
Большинство организационных и материально-технических действий совершают государственные служащие, замещающие ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы, а также другие специалисты и вспомогательный персонал органа исполнительной власти.
Конечно, деление всех форм управления по любым основаниям условно, так как они тесно взаимосвязаны, переплетены одна с другой. Но все же они различны по своему юридическому значению. Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого их сочетания.
2.
Организационно-правовые формы
Формы федеральных органов исполнительной власти | |||||||||||||
Федеральные министерства РФ |
Государственные комитеты РФ |
Федеральные службы РФ |
Федеральные агентства РФ |
Федеральные комиссии РФ |
Федеральные надзоры России |
Другие управленческие формирования | |||||||
Министерство внутренних дел РФ (МВД России) |
Комитет по статистике
|
Федеральная миграционная служба (ФМС России) |
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) |
Федеральная энергетическая комиссия РФ |
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор) |
Государственные учреждения | |||||||
Министерство РФ по делам ГО и ЧС, ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) |
Комитет по рыболовству |
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России); |
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав); |
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) |
Государственные органы | |||||||
Министерство иностранных дел РФ (МИД России) |
Комитет по стандартизации и метрологии |
Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ); |
Федеральное медико-биологическое агентство |
||||||||||
Министерство обороны РФ (Минобороны России) |
Комитет по физ. культуре, спорту и туризму |
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России); |
Федеральное архивное агентство (Росархив); |
||||||||||
Министерство юстиции РФ (Минюст России) |
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу |
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России); |
Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура); |
||||||||||
Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) |
Государственный таможенный комитет |
Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация); |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) |
||||||||||
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ(Минкультуры России) |
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) |
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука); |
|||||||||||
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); |
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) |
|||||||||||
Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) |
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор); |
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы); |
|||||||||||
Министерство промышленности и энергетики РФ(Минпромэнерго России) |
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); |
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз); |
|||||||||||
Министерство регионального развития РФ (Минрегион России) |
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура); |
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) |
|||||||||||
Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) |
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент); |
Федеральное агентство по промышленности (Роспром); |
|||||||||||
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор); |
Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго); |
|||||||||||
Министерство информационных технологий и связи РФ (Мининформсвязи России) |
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) |
|||||||||||
Министерство финансов РФ (Минфин России) |
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору |
Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Росстрой) |
|||||||||||
Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) |
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор); |
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) |
|||||||||||
Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Президента РФ |
Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор); |
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация); |
|||||||||||
Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ |
Федеральная налоговая служба (ФНС России); |
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор); |
|||||||||||
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор); |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор); |
||||||||||||
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор); |
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот); |
||||||||||||
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг); |
Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) |
||||||||||||
Федеральное казначейство (федеральная служба) (Казначейство России) |
Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии); |
||||||||||||
Федеральная таможенная служба (ФТС России) |
Федеральное агентство связи (Россвязь) |
||||||||||||
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) (ГФС России); |
Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв); |
||||||||||||
Служба внешней разведки Российской Федерации ; |
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость); |
||||||||||||
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России); |
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество); |
||||||||||||
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России); |
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) |
||||||||||||
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России); |
Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом); |
||||||||||||
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России); |
Федеральное космическое агентство (Роскосмос); |
||||||||||||
Федеральная аэронавигационная служба; |
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм); |
||||||||||||
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России); |
Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) |
||||||||||||
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет); |
|||||||||||||
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России); |
|||||||||||||
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); |
3. Принудительные меры административно-
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности административного принуждения:
Цели административного принуждения:
По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.