Меры административно-правового пресечения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Основаниями для применения мер административно-правового пресечения могут служить совершение преступления, общественно опасного деяния, совершенного лицом в состоянии невменяемости, нарушение административных правил, административное правонарушение, иные действия, угрожающие жизненно важным интересам, и (или) события, представляющие угрозу безопасности России. Меры административно-правового пресечения, видимо, могут быть применены в случае совершения и продолжения выполнения противоправного деяния, если есть достаточные основания полагать, что в результате неправомерных действий лицо может причинить ущерб себе самому, общественным и государственным интересам, а другие способы их прекращения исчерпаны.

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

1 вопрос

 

Меры административно-правового  пресечения.

 

Основаниями для применения мер административно-правового  пресечения могут служить совершение преступления, общественно опасного деяния, совершенного лицом в состоянии  невменяемости, нарушение административных правил, административное правонарушение, иные действия, угрожающие жизненно важным интересам, и (или) события, представляющие угрозу безопасности России.

 

Меры административно-правового  пресечения, видимо, могут быть применены  в случае совершения и продолжения выполнения противоправного деяния, если есть достаточные основания полагать, что в результате неправомерных действий лицо может причинить ущерб себе самому, общественным и государственным интересам, а другие способы их прекращения исчерпаны.

Эдмун Мунье полагает, что государство имеет право на принуждение по отношению к индивидам или социальным группам каждый раз только в случае: когда индивид или группа будут угрожать материальной независимости или духовной свободе даже одной-единственной личности; таким образом, государство имеет право бороться против тирании трестов, банков или вооруженных групп вплоть до полного устранения опасности; когда индивид или группа под влиянием своей естественной склонности к анархии откажутся подчиняться социальной дисциплине, которая будет признана необходимой организованными гильдиями нации, для того чтобы обеспечить материальную независимость или духовную свободу личностей, образующих национальное сообщество.

В этой связи  меры пресечения по характеру юридических  оснований и последствий подразделяются на: противодействующие посягательствам на абсолютные права, охраняемые как неприкосновенные - меры непосредственного принуждения: физическое воздействие на личность, применение специальных средств и оружия; противодействующие посягательствам на порядок управления в рамках специальных административно-правовых режимов: меры запрещающего юридического воздействия (приостановление, ограничение, запрещение деятельности) с вынесением юрисдикционных актов, если нет прямой угрозы наступления последствий, или меры сдерживающего материально-технического характера (изъятие, уничтожение и т.д.), если угроза реальна.

И.И. Веремеенко называл последнюю группу мер  санкциями реального исполнения, связанными с косвенным воздействием на правонарушителя, так как они сводятся к созданию условий, которые вынуждают выполнять правовую обязанность при отсутствии непосредственного принуждения. Однако, думается, нет оснований утверждать, что воздействие является косвенным, ибо присутствует персональное императивное влияние, направленное на непосредственное изменение поведения правонарушителя.

 

Административно-правовое пресечение может повлиять на правовой статус (приостановление деятельности, запрет совершать определенные сделки и т.д.). При устранении нарушений предыдущее правовое положение может быть восстановлено (устранение недостатков, вызывавших приостановление лицензируемой деятельности, влечет ее возобновление); или на пользование им некоторыми субъективными правами: материальными (арест имущества предприятия-недоимщика), или процессуальными (изъятие вещей, товаров и документов).

 

Меры административно-правового  пресечения по содержанию объединяют:

1) меры временного  ограничения личных прав (например, личное задержание, личный досмотр,  привод, доставление лица, совершившего правонарушение, применение непосредственного принуждения);

2) запрещение, ограничение или приостановление  деятельности, осуществляемой без  приобретения специального административно-правового  статуса (ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации) либо с нарушением режимных требований, выполнение которых обусловлено предоставленным статусом (приостановление деятельности организаций в связи с нарушением требований охраны труда, выпуск продукции, не соответствующей требованиям документации по стандартизации и т.д.),

3) задержание и доставление имущества,  ограничение и запрещение использования  (эксплуатации) имущества, а также  его изъятие и арест. Последние  меры дифференцированы по юридическому  содержанию.

Задержание транспортных средств  предусмотрено в ст. 27.13 КоАП России. Однако эта мера широко применяется  и в иных случаях. Видимо, требуется  ее легальное описание: задержание имущества, предметов, документов, иных источников информации временный запрет их использования (эксплуатации) в связи с осуществлением неправомерной деятельности их обладателем с помещением в специально отведенное охраняемое место.

 

Об аресте имущества говорится  в ст. 77 НК России в качестве способа  обеспечения исполнения решения  о взыскании налога. Арест имущества - действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации. Он производится в случае неисполнения обязанности по уплате налога и при наличии достаточных оснований полагать, что лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

 

По смыслу статьи 27.14 КоАП России арест  товаров, транспортных средств и  иных вещей, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами  административного правонарушения, представляет собой их опись с объявлением о запрете распоряжаться (и пользоваться) ими и применяется, если их изъять невозможно и (или) их сохранность не может быть обеспечена без изъятия.

 

Административному аресту подлежит объем  имущества, необходимый и достаточный для полного погашения недоимки и покрытия расходов по его оценке, хранению и реализации. При этом учитываются имущественные интересы государства, и не рассматривается, что ограничения могут парализовать хозяйственную деятельность, лишить потребителей возможности пользоваться продукцией, оставить без средств существования работников.

 

По степени серьезности применяемых  ограничений можно выделить а) ограничение  использования (эксплуатации) имущества, предметов, документов, иных источников информации временный запрет совершения операций с ними с оставлением у обладателя для устранения допущенных нарушений; б) запрет их использования (эксплуатации), то есть введение условий, временно не позволяющих совершать операции с ними, с оставлением у обладателя для устранения допущенных нарушений; в) изъятие имущества, предметов, документов, иных источников информации принудительное временное безвозмездное их отобрание, если они содержат фактические данные об опасных деяниях, а также лицах, к ним причастных, при отсутствии оснований для задержания.

 

Меры административно-правового  пресечения могут применяться ко всем без исключения, либо только к  индивидуальным, либо к коллективным субъектам. В отношении субъектов, обладающим специальным статусом, меры административно-правового пресечения носят организационно-деятельностный или организационно-имущественный характер.

 

Распространенными мерами пресечения являются ограничение  или приостановление деятельности. Ограничение деятельности запрет до устранения нарушений осуществлять отдельные виды деятельности и продлевать действующие обязательства. Приостановление деятельности запрет осуществлять все виды деятельности, заключать новые и продлевать действующие обязательства.

 

Организационно-имущественный характер пресечения проявляется в случае нарушения режима государственной регистрации источников повышенной опасности и выполнения небезопасных работ (оказания услуг). Невыполнение требования государственной регистрации транспортных средств на основании ст. 27.13 КоАП России влечет их задержание. Несоблюдение порядка государственной регистрации лекарственных, наркотических средств, алкогольной продукции, оружия и боеприпасов к нему и т.п. влечет их изъятие.

 

Меры пресечения могут носить организационно-имущественный  характер в случае несообщения о  результатах публичной хозяйственной  деятельности. В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона РФ О налоговых органах РФ, ст. 31 НК России налоговые органы уполномочены приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.

 

В отношении имущественных операций, совершаемых представителями государства  для их собственных целей, возможно применение дисциплинарного воздействия.

 

Меры пресечения распространены при  обеспечении законности деятельности, определяемой качественными параметрами. Применяются материально-технические пресекательные действия: гашение поверительных клейм, изъятие средства измерений из эксплуатации и т.д.

 

Приостановление действия лицензий в  силу ст. 13 ФЗ О лицензировании отдельных  видов деятельности возможно в связи с неоднократными или грубыми нарушениями лицензионных требований и условий.

 

Распоряжением Премьера Правительства  Москвы О дополнительных мерах по обеспечению исполнения закона О  применении контрольно-кассовых машин  при осуществлении денежных расчетов с населением от 31 января 1994 г. 177-РП была предусмотрена возможность приостановления действия и отзыва разрешений на право торговли. В этом случае прослеживается причинная связь между отсутствием средств технического учета и возможностью последующего контроля разрешенной деятельности. Однако если публичные услуги впоследствии оказываются в силу административного акта-поручения, санкции за их невыполнение должны выражаться в отмене такого акта, не связанной с изменением статуса лицензиата. Невыполнение акта-поручения не всегда свидетельствует о неквалифицированном ведении иных направлений лицензионной деятельности: невыполнение обязательств таможенного перевозчика перед таможенными органами, думается, не должно вызывать лишение лицензии на осуществление транспортной деятельности.

2 вопрос

Метод административного  права.

 

Метод административного права, характеризующий  способ регулирующего воздействия  на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в  себя иерархичность, т.е. выполнение предписаний, приказов, команд, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими. Этот метод может быть сопоставлен с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих различий особенно необходим тогда, когда нормы административного и гражданского права регулируют одну и ту же группу общественных отношений (например, отношения в области разграничения государственной собственности, инвестиций, торговли регулируются и административным, и гражданским правом).

Для гражданско-правового регулирования характерно историческое равенство воль сторон; отсюда широкое применение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воль сторон: воля одной из них главенствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотношениях органов исполнительной власти и предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти и граждан. В административно-правовых отношениях одна сторона очень часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне, именно она — первая сторона — принимает юридически обязательные решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применить принуждение к ней. Хотя нередко вопрос решается по инициативе второй стороны отношения (пример тому — заявление гражданина о предоставлении жилой площади), но решение принимает именно орган исполнительной власти. Вторая сторона не может отказаться от исполнения предписания органа, осуществляющего такую власть, и вправе лишь обжаловать его в компетентный государственный орган.

Данный метод предполагает состояние  подчиненности воли одной стороны  по отношению к воле другой, причем это состояние может быть достигнуто не только на добровольной, но и на принудительной основе. Этот метод предполагает возможность заставить подчиняться воле властвующего лица с использованием самых решительных мер, вплоть до применения оружия, например отражение посягательства на охраняемый объект. Метод административного права — это метод одностороннего властвования, например инспектор ГАИ самостоятельно, без согласования и без какой-либо санкции привлекает к ответственности нарушителя правил дорожного движения, выехавшего на перекресток на красный сигнал светофора. Этот метод характеризуется юридическим неравенством сторон, например, руководитель и подчиненный, начальник милиции и нарушитель общественного порядка. Объем юридических полномочий их различен; с одной стороны, наличие всех прав и обязанностей, предусмотренных законом, для выполнения управленческих функций, с другой — преимущественно обязанность выполнить предъявляемые требования, понести наложенное дисциплинарное или административное взыскание. Вместе с тем здесь необходимо подчеркнуть их равенство перед законом, т.е. руководитель и подчиненный, начальник милиции и нарушитель обладают определенными правами и несут соответствующие обязанности, в равной мере подлежащие безусловному выполнению.

Наконец, следует отметить и такую  особенность метода административного  права, как безоговорочная, лишенная какой-либо диспозитивности обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандартов, требований, запретов и иных предписаний. Причем эта обязательность может касаться всех граждан, например общеобязательность соблюдения правил поведения в общественных местах, правил перехода улиц, либо только специальных субъектов административного права — водителей автомототранспорта, военнослужащих, охотников, должностных лиц и т.д.

Итак, если суммировать все сказанное  о методе административного права, то его можно определить как метод “власти и подчинения”, приказа и исполнения, команды и выполнения. Данный метод административного права является приоритетным, преобладающим, превалирующим. Но не единственным. Не все отношения в сфере исполнительной власти построены по схеме “власть — подчинение”, т.е. по вертикали.

В административном праве существует немало ситуаций, когда необходимо регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся на одном иерархическом уровне, например два министерства — МПС и МВД. Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.

Информация о работе Меры административно-правового пресечения.