Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 05:37, контрольная работа
Административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни. Исторические истоки этой правовой отрасли коренятся в возникших еще в древнейшие времена зачатках правовых начал, призванных организующее воздействовать на жизнь общества во всем ее многообразии.
Одну из ведущих позиций при этом занимают юридические установления (нормы, правила), с помощью которых обеспечиваются упорядоченность, согласованность общественных связей, без чего практически невозможно существование и прогрессивное развитие общества, каким бы то ни было образом организованного (монархическим, республиканским и т.п.). На это всегда нацелен механизм государственной власти, в распоряжении которого имеются необходимые юридические средства.
В В Е Д Е Н И Е
Административное
право является базовой, ключевой отраслью
наряду с конституционным, гражданским
и уголовным правом. Оно составляет
основу правового регулирования
разнообразных общественных отношений,
повседневно возникающих в
Одну из ведущих позиций при этом занимают юридические установления (нормы, правила), с помощью которых обеспечиваются упорядоченность, согласованность общественных связей, без чего практически невозможно существование и прогрессивное развитие общества, каким бы то ни было образом организованного (монархическим, республиканским и т.п.). На это всегда нацелен механизм государственной власти, в распоряжении которого имеются необходимые юридические средства.
Конечно, вся действующая правовая система, используя рычаги государственной власти, всегда выполняла и выполняет в наши дни свое социальное назначение - выступает в качестве организатора общественной жизни.
Тем не менее исторически возникла и получила многовековое развитие объективная потребность в особых регуляторах, имеющих своим непосредственным объектом собственно организующую деятельность власти и связанные с нею общественные отношения. Подобной деятельности древние римляне дали специальное название - administratio, что означает руководство, управление. Так возникло управленческое или административное право.
Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.
Важно подчеркнуть,
что под регулирующее воздействие
норм административного права
1.Предмет административного права.
Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать общественные отношения, непосредственно связанные с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно и называются управленческими. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.
Предмет административного
права представляет собой систему
общественных отношений, регулируемых
административно-правовыми
Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в виду, прежде всего внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления, для осуществления которой они собственно и созданы, а именно, организация экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности.
Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в основном одинаковы, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных и судебных. Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, поощрение и.т.д. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права.
В–третьих, к предмету
административного права
При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов прокуратуры.
Меры, принимаемые
В-четвертых, предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дело в том, что являясь органом правосудия они тем не менее руководствуются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, что не может быть изъято из предмета административного права.
В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, народным дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание нарушителей, составлять протоколы о правонарушениях. Подобная деятельность общественных объединение регулируется нормами административного права. (В.В. Лазарев. Основы права
Следовательно, предметом
административного права являют
2.Система административного права
Административное право, являясь частью правовой системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в нее административно-правовых институтов (например, институт правового акта управления), подотраслей права (например, административно-деликатное, служебное право) и норм.
Необходимо различать систему административного
права, то есть совокупность институтов, подотраслей
и норм административного права, и систему административного
законодательства, представляющ
Административное право и
На протяжении многих
десятилетий учеными
В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права. Общая часть включает главные структурные элементы общего административного права, например:
В соответствии с установившимся стандартом преподавания административного права в общую часть административного права также входят: институт административно-процессуальной деятельности (сущность и виды административного процесса, виды административно-процедурных производств, административная юрисдикция и производство по делам об административных правонарушениях); обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти; виды государственного контроля (президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов власти, контроль в системе исполнительной власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль.
В системе общей части административного права целесообразно выделить пять основных элемента:
Особенная часть включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой.
В особенной части
административного права
Часть отрасли административного
права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный
вид однородных общественных отношений,
называется административно-
Административное право
может быть материальным (
Административное право
подразделяется также на внешнее
и внутреннее. Внешнее админист
Информация о работе Место административного права в правовой системе РФ