Место административного права в системе права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 04:32, реферат

Описание работы

Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

Содержание работы

Введение
1. Предмет административного права.
2. Субъекты административного права РФ
3. Система административного права России
4. . Источники административного права, их классификация
5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.
Заключение
Список источников и использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Адм.право.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Административное  право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно  взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

Служебная или вспомогательная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Во-первых, в  числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно  назвать следующие: а) сокращение масштабов  централизованного админисртативно-правового  регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебную роль административного  права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой  его природы. Так, в связи с  актуальностью проблемы правоохраны  в условиях построения правового  общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средстве административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что   при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п.

Во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых  и иных отношений. ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов,   государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно- служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр.).  

Наиболее тесно  административное право взаимодействует  с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ) практически в значительной мере также реализуются через сферу государственного управления.

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы  исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Совместно с  гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону  сходных общественных отношений  имущественного характера - в зависимости  от преобладающего значения тех или  иных элементов метода правового  регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

Аналогично  решается вопрос и о соотношении  норм административного и трудового  права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административного  права определяются характером и  направленностью соответствующих  запретов. 

Заключение     

Система российского  административного права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее  время правотворчества в сфере  административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно.[10] Оно сдерживается такими “внешними” факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.  

Однако есть основания надеяться, что комплексное  развитие всех сфер административно-правового  регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способны приблизить эту отрасль российского права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать и в российских условиях. 

Список использованной литературы: 

 

1.  Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. - М., 1994.

2.  Бахрах Д.Н. Административное право. - М., 1993.

3.  Бельский К.С. Феноменология административного   права. - Смоленск, 1995.

4.  Гражданский кодекс Российской Федерации: Официальный текст. Часть первая. М., 1995.  

5.  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 1995.

6.  Ноздрачев А.Ф. Административное право: Фундаментальный курс. - М., 1992.

7.  Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1.

8.  Пономарев С. Кодекс или основы законодательства об административных правонарушениях ? // Российская юстиция. 1996. № 11.

9.  Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. 1996. № 5.

10.Студеникина  М. Административная юстиция:  какой путь избрать в России? // Российская юстиция. 1996. № 5.

 

 


Информация о работе Место административного права в системе права РФ