Метод административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:14, реферат

Описание работы

Из теории права известно, что нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые общественные отношения, образуют правовой институт. Совокупность норм, объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу общественных отношений, образует отрасль права. Основой деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования. Они служат критериями построения системы права.

Файлы: 1 файл

метод административного права.docx

— 29.30 Кб (Скачать файл)

Соответственно административно-правовое регулирование рассчитано преимущественно  на такие общественные отношения, в  которых исключается юридическое  равенство их участников, т.е. здесь  преобладает императивный метод (метод  властных предписаний).

Следствием этого является то, что административно-правовое регулирование  предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это  волеизъявление юридически властно, а  потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно  волеизъявлению другой. Объясняется  это, прежде всего тем, что юридически властные предписания отнесены к  компетенции соответствующих субъектов  исполнительной власти.

Необходимо также отметить, что в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение  находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего органа исполнительной власти). Там же. С.56.

Административно-правовое регулирование  исходит из наличия официальной  государственной инстанции, полномочной  решать в одностороннем порядке, но в соответствии с требованиями административно-правовых норм возникающие  в рамках регулируемых управленческих отношений вопросы, независимо от того, по чьей инициативе они возникают.

Однако, властность и односторонность, как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования, не исключают использование в  необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут  возникать управленческие отношения  равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений. Но использование дозволений также  предписывается административно-правовыми  нормами (например, в виде соответствующих  разрешений). Это свидетельствует  о том, что метод административного  права нередко используется на диспозитивных  началах, т.е. предоставления управляющей  либо управляемой стороне возможности  выбора вариантов поведения в  рамках закона. Поэтому следует согласиться  с мнением Б.Н. Габричидзе, что «разрешительный метод является достаточно перспективным». Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. Административное право. Учебник. М.,2002. С.34-35.

Таким образом, суть методов  административно-правового регулирования  управленческих общественных отношений  может быть сведена к следующему:

а) установление определенного  порядка действий - предписание к  действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным  данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует  норма;

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств  воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

в) предоставление возможности  выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод  рассчитан на регулирование поведения  должностных лиц, причем последние  не вправе уклоняться от такого выбора. Это – «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

г) предоставление возможности  действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет  место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает  как противоправные. Это – «мягкий» вариант дозволения. В связи с  этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами  официального разрешения на совершение определенных действий;

д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство). Административное право. Учебник./ Под ред. Л. Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.55-56.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что во всех вариантах  регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или  разрешение).

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Определив предмет и метод  административного права, можно  придти к выводу о том, что данная проблема  связана, прежде всего, с глубокими политическими и социально-экономическими реформами, происходящими в России.

Прежде всего, изменения  сущности административного права  в современных условиях связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства.

Таким образом,  в регулируемых административным правом отношениях главным  является позитивное воздействие на регулируемые общественные связи, причем на первый план, как было отмечено ранее, выдвигаются отношения аппарата государственного управления с гражданами. Следовательно, практическая реализация провозглашенных Конституцией РФ демократических  прав и свобод личности осуществляется органами и должностными лицами, представляющими  исполнительную власть, и при наличии  механизма административно-правового  регулирования.

Исходя из всего ранее  сказанного, можно сделать вывод  о том, что понимание  предмета и метода административного права  дает нам представление о сущности и месте административного права  в системе юридических отраслей знаний, отражая тенденции его  развития в современных российских условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005.

2. А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1999.

3. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. Административное право. Учебник. М., 2002.

4. Д.Н. Бахрах. Административное право. Учебник. М., 1995.

5. Конституция РФ. М., 1993.

6. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: «Юристъ», 2002.

 


Информация о работе Метод административного права