- устанавливать ограничения
на свободу передвижения по территории,
на которой введено чрезвычайное положение;
- вводить особый режим въезда на указанную территорию
и выезда с нее, включая установление ограничений
на въезд на данную территорию и пребывание
на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
- устанавливать ограничения
на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение
товаров, услуг и финансовых средств;
- устанавливать особый порядок
продажи, приобретения и распределения
продовольствия и предметов первой необходимости;
- запрещать или ограничивать
проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования,
а также иных массовых мероприятий;
- запрещать забастовки и иные
способы приостановления или прекращения
деятельности организаций;
- ограничивать движение транспортных
средств; осуществлять досмотр транспортных
средств; приостанавливать деятельность опасных
производств и организаций, в которых
используются взрывчатые, радиоактивные,
а также химические и биологические опасные
вещества;
- вводить комендантский час
(т. е. запрет в установленное время суток
находиться на улицах и в иных общественных местах без
специально выдаваемых пропусков и документов,
удостоверяющих личность граждан);
- ограничивать свободу печати
и других средств массовой информации
путем введения предварительной цензуры
с указанием условий и порядка ее осуществления;
- временно изымать или арестовывать
печатную продукцию, радиопередающие,
звукоусиливающие технические средства,
множительную технику;
- устанавливать особый порядок
аккредитации журналистов; проверять
документы, удостоверяющие личность граждан;
осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств;
- ограничивать или запрещать
продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ, специальных средств, ядовитых
веществ;
- устанавливать особый режим
оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические
средства, психотропные вещества, сильнодействующие
вещества;
- устанавливать особый режим
оборота этилового спирта, спиртных напитков,
спиртосодержащей продукции;
- в исключительных случаях временно
изымать у граждан и у организаций независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности оружие, боеприпасы
и ядовитые вещества;
- в исключительных случаях временно
изымать у организаций независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности боевую и учебную
военную технику, взрывчатые и радиоактивные
вещества;
- временно отселять жителей
в безопасные районы с обязательным предоставлением
таким жителям стационарных или временных
жилых помещений;
- в исключительных случаях, связанных
с необходимостью проведения и обеспечения
аварийно-спасательных и других
неотложных работ, мобилизовать трудоспособное
население и привлекать транспортные
средства граждан для проведения этих
работ (при обязательном соблюдении требований
охраны труда).
Можно привести еще множество
примеров применения должностными лицами Министерства
РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Федеральной службы судебных
приставов. Федеральной службы РФ по контролю
за оборотом наркотиков, надзорных органов,
других органов исполнительной власти
различных административно-предупредительных
мер, направленных на предупреждение правонарушений
в сфере государственного управления.
Некоторые из административно-предупредительных
мер одинаковы по содержанию и даже по
названию с мерами обеспечения производства
по делу об административном правонарушении.
Например, в соответствии со ст. 11 Закона
РФ «О полиции» в целях выполнения возложенных
на милицию обязанностей сотрудникам
милиции, как уже отмечалось выше, предоставляется
право производить личный досмотр граждан,
досмотр их вещей, ручной клади и багажа,
а также производить личный досмотр пассажиров,
ручной клади и багажа на воздушном транспорте
и др. Согласно Федеральному закону «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» должностные лица Государственной
санитарно-эпидемиологической службы
РФ в предупредительных целях могут проводить
досмотр транспортных средств и перевозимых
ими грузов, в том числе продовольственного
сырья и пищевых продуктов. Федеральным
конституционным законом «О чрезвычайном
положении» также предусмотрено, что уполномоченные
на то органы исполнительной власти могут
осуществлять личный досмотр, досмотр
вещей граждан, их жилища и транспортных
средств и др. При этом в соответствии
с КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей,
досмотр транспортных средств являются
мерами обеспечения производства по делу
об административном правонарушении.
Однако, несмотря на схожесть
не только в названиях этих мер, но и в
фактической процедуре их исполнения,
административно-предупредительные меры
и меры обеспечения производства по делу
об административном правонарушении отличны как по назначению
и основаниям применения, так и, главным
образом, по процессуальной регламентации
их осуществления.
3. Меры административного
пресечения.
Меры административного пресечения
применяются в целях прекращения противоправных
действий и предотвращения их вредных
последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и
осуществляются различными субъектами
системы исполнительной власти во многих
сферах государственного управления.
Наиболее типичные из них связаны:
- с требованием прекратить противоправное деяние;
- административным задержанием
лица, совершившего административное
правонарушение;
- принудительным лечением лиц,
страдающих заболеваниями, опасными для
окружающих;
- временным отстранением от
работы инфекционных больных;
- запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям;
- запрещением или ограничением
ремонтно-строительных и других работ,
если не соблюдаются необходимые требования
по обеспечению общественной безопасности;
- непосредственным физическим
воздействием;
- применением специальных средств
(резиновых палок, слезоточивого газа,
наручников, водометов и т. п.) для пресечения
массовых беспорядков и групповых действий,
нарушающих работу транспорта, связи,
предприятий и учреждений; применением и использованием
оружия и др.
Например, в соответствии с
Законом РФ «О полиции» ей предоставлено
право применять следующие меры административного
пресечения:
- требовать от граждан и должностных
лиц прекращения противоправных действий;
- производить оцепление (блокирование)
участков местности при пресечении массовых
беспорядков и групповых действий, нарушающих
работу транспорта, связи, предприятий,
учреждений и организаций;
- запрещать эксплуатацию транспортных
средств, техническое состояние которых не отвечает установленным
требованиям;
- отстранять от управления транспортными
средствами лиц, в отношении которых имеются
достаточные основания полагать, что они
находятся в состоянии опьянения;
- отстранять от управления транспортными
средствами лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;
- ограничивать или запрещать
проведение ремонтно-строительных и других
работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются
требования по обеспечению общественной
безопасности;
- давать обязательные для исполнения
предписания гражданам и должностным
лицам об устранении нарушений установленных
правил содержания мест хранения и использования
огнестрельного оружия, боеприпасов к
нему и взрывчатых материалов;
- запрещать деятельность объектов обращения огнестрельного
оружия, в случаях нарушений там установленных
правил содержания, хранения и использования
оружия, а также боеприпасов к нему и взрывчатых
материалов;
- аннулировать разрешения на
создание негосударственных детективных
служб при выявлении нарушений установленных
правил их деятельности и др.
Из гл. 16 полномочий государственных
санитарных врачей при осуществлении
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора многие обусловлены необходимостью
применения в тех или иных случаях мер административного пресечения.
Их осуществление допустимо в соответствии
с положениями Федерального закона «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения». Должностные лица Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
из числа предусмотренных этим Законом
мер в качестве мер административного
пресечения могут:
- давать гражданам и юридическим
лицам обязательные для исполнения предписания
об устранении выявленных нарушений санитарных
правил;
- запрещать реализацию не соответствующей санитарным
правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического
заключения продукции, в том числе продовольственного
сырья и пищевых продуктов;
- приостанавливать впредь до
проведения необходимых мероприятий и
устранения имеющихся нарушений санитарных правил,
а в случае невозможности соблюдения этих
правил — прекращать работы по строительству
и введению в эксплуатацию различных объектов;
- приостанавливать или запрещать
в случаях нарушений санитарных правил
работу предприятий, организаций, отдельных производственных
цехов, участков;
- эксплуатацию помещений, зданий,
сооружений, оборудования, транспортных
средств, а также выполнение отдельных
видов работ и производственной деятельности;
- запрещать в случаях нарушений
санитарных правил производство, хранение, транспортировку
и реализацию продовольственного сырья,
пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой
воды и контактирующих с ними материалов
и изделий;
- запрещать ввоз на территорию
РФ продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического
заключения о ее соответствии санитарным
правилам;
- запрещать ввоз на территорию
РФ не зарегистрированных в установленном
порядке потенциально опасных для человека
химических, биологических, радиоактивных
веществ, отдельных видов продукции, товаров
и грузов и др.
В условиях чрезвычайного положения
в соответствии с Федеральным конституционным
законом «О чрезвычайном положении» уполномоченные
на то органы исполнительной власти могут
осуществлять следующие меры административного
пресечения:
- приостанавливать деятельность политических партий
и иных общественных объединений, которые
препятствуют устранению обстоятельств,
послуживших основанием для введения
чрезвычайного положения;
- выдворять в установленном
порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного
положения и не проживающих на территории, на которой
введено чрезвычайное положение, за ее
пределы;
- вводить карантин, проводить
санитарно-противоэпидемические, ветеринарные
и другие мероприятия;
- отстранять от работы на период
действия чрезвычайного положения руководителей
государственных организаций
в связи с ненадлежащим исполнением ими
своих обязанностей;
- отстранять от работы на период
действия чрезвычайного положения руководителей
негосударственных организаций в связи
с неисполнением или ненадлежащим исполнением
ими некоторых мер, предусмотренных Федеральным
конституционным законом «О чрезвычайном
положении».
Можно привести еще множество
примеров применения должностными лицами
Министерства РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Федеральной службы безопасности
РФ, Федеральной службы РФ по контролю
за оборотом наркотиков, надзорных органов,
других органов исполнительной власти
различных мер административного пресечения
в случаях совершения предприятиями, учреждениями,
другими организациями, гражданами правонарушений
в сфере государственного управления.
4.Понятие и
правовые основы административной
ответственности.
Административная ответственность
— вид юридической ответственности, которая
выражается в применении уполномоченным
органом или должностным лицом административного
взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность
обладает признаками, свойственными юридической
ответственности вообще.
В то же время в законодательстве
общие признаки юридической ответственности
специфически преломляются применительно
к административной ответственности, а также закрепляются признаки,
характерные именно для данного вида ответственности.
В целом основные черты административной
ответственности сводятся к следующему:
а) административная ответственность устанавливается как законами,
так и подзаконными актами, либо их нормами об
административных правонарушениях. Следовательно,
она имеет собственную нормативно-правовую
основу. Нормы административной ответственности
образуют самостоятельный институт административного
права. В отличие от этого уголовная ответственность
устанавливается только законами; дисциплинарная
— законодательством о труде, а также
различными законами, подзаконными актами,
устанавливающими особенность положения
отдельных категорий рабочих и служащих;
материальная ответственность — законодательством
о труде, гражданским законодательством,
а в отдельных случаях — нормами административного
права;
б) основанием административной
ответственности является административное
правонарушение. Уголовной — преступление;
дисциплинарной — дисциплинарный проступок;
материальной — причинение материального
вреда (ущерба) или гражданско-правовой
деликт;
в) субъектами административной
ответственности могут быть как физические
лица, так и коллективные образования.
Уголовной — физические лица; вопрос о
дисциплинарной ответственности органов
и организаций является дискуссионным.
Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается
отставка органов исполнительной власти,
прекращение незаконной деятельности
общественных объединений и т.п. Природа
этих мер не определена в законодательстве.
Физические лица субъектами административной
ответственности могут выступать в качестве
граждан, должностных лиц, несовершеннолетних
и т.д. Но этот момент не представляет ее
особенности;
г) за административные правонарушения предусмотрены административные
взыскания. За преступления — уголовные
наказания, за дисциплинарные проступки
— дисциплинарные взыскания. Материальная
ответственность выражается в имущественных
санкциях;
д) административные взыскания
применяются широким кругом уполномоченных
органов и должностных лиц: исполнительной
власти, местного самоуправления, а также
судами (судьями). Уголовные наказания
— только судом; дисциплинарные взыскания
— органами и должностными лицами, наделенными
дисциплинарной властью и в пределах их компетенции;
меры материальной ответственности —
судами общей юрисдикции и арбитражными
судами. В отдельных случаях — в административном
порядке;
е) административные взыскания
налагаются органами и должностными лицами
на неподчиненных им правонарушителей.
По этому признаку административная ответственность
отличается от дисциплинарной, меры которой
к работникам и служащим применяются в
основном в порядке подчиненности вышестоящим
органом, должностным лицом. В установленных
случаях в таком же порядке могут применяться
меры материальной ответственности (администрацией
за причиненный ущерб предприятию его
работником и т.д.);
ж) применение административного
взыскания не влечет судимости и увольнения
с работы. Лицо, к которому оно применено,
считается имеющим административное взыскание
в течение установленного срока;
з) меры административной ответственности
применяются в соответствии с законодательством,
регламентирующим производство по делам об административных
правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются
в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством; дисциплинарные —
в соответствии с нормами, устанавливающими
порядок дисциплинарного производства;
дела о материальной ответственности
— как правило, в порядке гражданского
и арбитражного судопроизводства.