Морфология человека и животных как наука и предмет преподавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 19:07, реферат

Описание работы

В широком понимании – учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью; включает анатомию, эмбриологию и гистологию человека. 2) В узком смысле – раздел антропологии, изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов

Содержание работы

1. Морфология человека – 3 стр.
2. Морфология- 4 стр.
3. Классификация – 5 стр.
4. Заключение – 9 стр.

Файлы: 1 файл

Морфология человека и ждивотных.docx

— 32.28 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА

 

 

 

 

Факультет естественных наук

Кафедра Биология

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: Введение. Морфология человека и животных как наука и предмет преподавания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студент группы ЕЗУ- 414

Габсатарова Рената Исламбековна

09. 03. 2015 год.

                           

 

 

 

                                                                        

Семей

2014

 

 

 

 

План:

  1. Морфология человека – 3 стр.
  2. Морфология- 4 стр.
  3. Классификация – 5 стр.
  4. Заключение – 9 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морфология человека

В широком понимании – учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью; включает анатомию, эмбриологию и гистологию человека. 2) В узком смысле – раздел антропологии, изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела, а также отдельных его частей и органов. Методы морфологического исследования используются в этнической антропологии и в изучении Антропогенеза. Без морфологических данных невозможно, например, правильно определить степень сходства и различия между человеческими расами, понять историю их формирования, нельзя оценить соотношение между современным человеком и его ископаемыми предками. М. ч. принято делить на два подраздела: мерологию, или анатомическую антропологию, исследующую вариации и связи отдельных органов и тканей, и соматологию, изучающую изменчивость и зависимости признаков строения всего тела живого человека. В мерологии обычно рассматривают покровы человеческого тела, наружные части органов чувств, внутренности, зубы, сосуды, мышцы, скелет и череп, головной мозг. Предметом соматологии является анализ тотальных размеров тела (длины и массы тела, окружности груди, поверхности и объёма тела) и их соотношений, пропорций тела, наружных форм отдельных его частей, половых признаков, некоторых характеристик крови, особенностей конституции и т.п. В 1960–1970-е гг. большое развитие получила возрастная М. ч., особенно в связи с проблемой акцелерации (См. Акцелерация). Внедрение в практику морфологического исследования методов физического и химического анализа позволяет получать данные о составе тела, т.е. о составляющих тело живого человека тканевых компонентах. Изучаются также связи морфологических особенностей с биохимическими, физиологическими, эндокринологическими характеристиками, генетика морфологических особенностей, влияние факторов внешней среды на морфотип человека. Данные морфологии широко используются в антропологической стандартизации и эргономике, например, при построении размерно-ростовочных стандартов для максимального удовлетворения населения предметами массового потребления, а также для рационального устройства рабочего места и т.д.

Морфоло́гия изучает как внешнее строение (форму, структуру, цвет, образцы) организма, таксона или его составных частей, так и внутреннее строение живого организма (например, морфология человека). Подразделяется на наружную морфологию (или эйдономию) и внутреннюю морфологию (или анатомию). Морфология отличается от физиологии тем, что последняя изучает в первую очередь функционирование организма.

Фактически, понятие морфологии ввёл немецкий поэт и естествоиспытатель И. В. Гёте, определив её как «учение о форме органических тел, её образовании и преобразовании».

Также применяется термин «общая морфология», который указывает на известные или главные отличительные стороны организма или морфологии таксона. Описание общей морфологии организма могло бы включать, к примеру, его форму, главные цвета, основную расцветку и т. д., но не мелкие детали.

Большинство таксонов отличаются от других по морфологическим признакам. Как правило, близкие таксоны имеют гораздо меньше отличий, чем более удалённые, связанные с ними, но есть и исключения из этого. Однако ненадёжность опоры только на морфологические данные заключается в том, что при анализе ДНК двух групп морфологически отличающих организмов может оказаться, что все они принадлежат к одному виду. И наоборот, иногда не связанные таксоны оказываются одинаковыми по внешнему виду путём конвергентной эволюции или даже путём мимикрии.

Морфология человека — раздел физической антропологии, подразделяется на соматологию и мерологию.

Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биологических и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существенное значение для установления норм физического развития и темпов роста, для геронтологии и т. п.

Мерология изучает вариации отдельных частей организма. Сравнительно-анатомические исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с другими позвоночными животными, главным образом млекопитающими и в наибольшей степени сприматами. В итоге этих исследований выясняются родственные связи человека с другими существами и его место в животном мире. Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и близких родичей человека — высших приматов. Сравнительная анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией палеолита, геологией плейстоцена, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др.

Морфология человека рассматривает такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановление того пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

 

Классификация.

Почему современная медицина и физиология так мало изучили язык человеческой формы?

Морфология – наука о формах – еще не существует. Только некоторые авторы занимались этим вопросом. Галль в своих исследованиях ограничивался изучением выпуклостей черепа. Криминалисты, начиная с Ламброзо, открыли и некоторые другие истины, изучая общие формы черепа. Но нужно было прийти Клоду Сего, чтобы были высказаны широкие идеи о человеческой морфологии.

Сегодня подразделяют людей в соответствии с общей формой тела на четыре категории:

1. Типы, у которых преобладает  мускульная система (мускульные  типы).

2. Типы, у которых преобладает  нервная система, мозг (церебральные).

3. Типы, у которых первое  место занимает пищеварительная  система (дигистальные).

4. Типы, у которых сильнее  всего развита дыхательная система (респиративные).

Мускульные типы – квадратные, откуда на них не посмотри. Все их мышцы мощно развиты, они способны на большие мускульные напряжения. Обладают большой физической и душевной активностью. Нуждаются в малом количестве отдыха.

Умственные типы – это одна голова. Члены у них слабые, худые, грудная клетка узкая. Могут выполнять умственную работу, но не физическую. Если их представить схематически, то череп у них имеет форму перевернутой пирамиды с вершиной внизу. Автор относит Бергсона, Эдисона, Декарта к умственным типам.

Типы, у которых преобладает пищеварительная система, имеют большой живот, голова у них в нижней части широкая. Она представляет собой пирамиду с основанием внизу. Эти люди заняты в первую очередь своим желудком. У них мало мускулов. Они толстые. Автор находит этот тип людей среди кочевых племен степей и полей, которые без больших усилий перегоняют свои стада. Александр Дюма-отец, Россини соответствуют этому морфологическому типу.

Дыхательные типы имеют широкую грудную клетку, но узкую талию. Они хорошо приспособлены для бега. Горные жители, привыкшие к тяжелым переходам, где требуется активное дыхание, относятся к этому типу.

Принимая эту морфологическую классификацию, можно применить ее при распределении новобранцев в различные войсковые части.

Логично направить людей, относящихся к сильному мускульному типу, в тяжелую артиллерию, где приходится иметь дело с тяжелыми снарядами. Дыхательный тип может стать отличным пехотинцем или редким кавалеристом, поскольку способен на известные напряжения там, где нужна гибкость и пластичность. Желудочный тип с крупным животом уместен только на какой-нибудь повозке. Его хорошо использовать в обозе. Умственный же тип может лучше всего служить в штабах и канцеляриях. Эмиль Байи выражает эти морфологические типы рисунками (см. рисунок 1). Мускульный тип, когда он стоит со скрещенными руками, квадратен, страшен с виду, с грубыми и крепко вытесанными формами. Голова его развита слабо. У него все в мускулах и костях. Издалека уже видишь в нем землекопа.

Умственный тип с пальцем, упертым в чело, как бы пытаясь все понять, так далеко заходит в своих умственных занятиях, что забывает свое физическое тело, которое выглядит жалким.

Желудочный тип предпочитает скорее сидеть, чем утомлять ноги. Большой живот мешает ему ходить. На лице его выражены лень и обжорство.

Дыхательный тип представляет красивого атлета-бегуна и скорохода, который любит деятельность и ищет ее.

Конгресс умственной гигиены занимался важным вопросом профессиональной ориентации, которую нужно давать детям. Среди различных подходов, предлагавшихся при выборе той или иной профессии для детей, предлагался и морфологический подход. Детей, относящихся к мускульному и дыхательному типам, предлагалось ориентировать на ручной труд, те же, кто в большей или меньшей степени принадлежит к пищеварительному типу, должны готовиться к профессии, где не требуется движения, – к чиновничьей или канцелярской работе. Детей, принадлежащих к умственному типу, рекомендовалось направлять на научный труд.

Один из членов Французского магнетического общества, который был прислан на конгресс, чтобы следить за его работой и сделать доклад, указал на пагубные последствия для физического и душевного здоровья, которые принесла бы такая преждевременная специализация. И действительно, если для «мускульного» и «дыхательного» ребенка более или менее полезно с детства заниматься таким трудом, который еще больше разовьет у него врожденные предрасположенности, насколько гибельно будет для ребенка «желудочного» или «мозгового» типа толстеть в канцеляриях или отдаваться исключительно умственному труду! Морфологическая наука шла бы в таком случае против своей цели, если бы постановили таким образом: желудочные и умственные типы людей – это вырождающиеся формы, следовательно, это типы, которые вырождаются.

Ни в коем случае не следует усиливать это вырождение. Преждевременная тейлоризация человека – один из факторов смерти для расы. Сделать так, чтобы ребенок развивался к нормальному человеческому типу, – вот основная задача, которую должна стремиться разрешить морфологическая наука. Только после этого можно приступить к специализации.

Нормальный человек – это атлет. Вот основная истина, которая была постигнута и проверена много раз до нас и которую мы снова повторяем в наших трудах («Курс натуропатии») и снова повторяем здесь. Человек не может достичь своего нормального психофизического расцвета, если он не сохраняет условия природосообразной жизни, для которой и посредством которой он был создан.

Наши длинные нижние конечности, очевидно, созданы для быстрых движений. Разве общий вид нашей ноги не походит больше на ногу оленя, чем на ногу черепахи? Наша лопатка и ключевая кость доказывают, что плечи и руки предназначены для совершения тяжелой физической работы. Широкая, довольно подвижная грудная клетка ясно показывает ее предназначенность для обслуживания интенсивного процесса, который совершается при дыхании, так необходимом при сильном движении.

Живот наш, по аналогии с животом диких животных, устроен таким образом, что должен быть хорошо опоясан мускулами и без лишнего жира. Зубы человека, длина и устройство пищеварительной системы предрасполагают к простой и здоровой пище, но не избыточной. Наконец, развитие черепа и мозга, вложенного в него, предусматривают необходимость занятий умственной, сердечной и духовной природы. Развитие духа также необходимо для развития человека, как и развитие тела.

Человек, соблюдающий требования нашей естественной морфологии, нормален. Физически, повторяем это, он атлет в самом чистом смысле этого слова. Морально – он обладает качествами, присущими силе. Один из главных признаков силы – это потребность в плодотворной деятельности. Другой – оптимизм.

Нормальная женщина имеет такие же естественные прерогативы, как и мужчина; она рождена для того, чтобы быть стройно сложенной. Но ее менее развитые кости поддерживаются не такими могучими мускулами, как у мужчины. Вся ее форма более закруглена и снабжена жировыми прослойками. Таз ее шире, чтобы она могла выполнить свое материнское предназначение. Эта морфология, если и предполагает необходимость сильных физических действий, все же требует, чтобы они были более деликатными, чем действия мужчины. Она несет в себе больше мягкости, больше пассивности и чувствительности.

Эмиль Бани схематизировал типичные морфологические прерогативы мужчины и женщины, добавив и прерогативы ребенка (рисунок 2). В типичной квадратной мужской форме вы прочтете мускульную силу, необходимость в деятельности, энергию. В женской форме – типично овальной – вы прочтете меньше силы. В волнообразных линиях читается мягкость. В ее соотнесениях с мужчиной и ребенком вы прочтете чувствительность, мягкость и любовь.

Между квадратным мужчиной и овальной женщиной круглый ребенок вам покажет, что он есть результат взаимодействия двоих. Единство, образованное этой живой тройкой, вы можете увидеть схематизированным в небольшой монограмме, в левом верхнем углу.

Хотя мужской тип имеет квадратную морфологию, а женский тип овальную, существуют, однако, и мужчины, которые имеют овальную морфологию, совершенно нормальные; так же, как и полностью нормальные женщины с квадратной морфологией.

У мужчин с овальными формами линии более гладкие, более закругленные, чем у мужчин с квадратной формой. Мускулы их более продолговаты и не так выдаются. Хотя они обладают мужским атрибутом силы, в их форме есть что-то женственное, которое идет рука об руку с естественной мягкостью в характере, с естественной ловкостью и чувствительностью. Женщины квадратной морфологии внешне похожи больше на мужской тип. Во многих отношениях они проявляют свойства мужского ума. Их энергия часто замещает или, по крайней мере, маскирует женскую чувствительность.

Информация о работе Морфология человека и животных как наука и предмет преподавания