Национальные интересы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Потребности человека в социально-политической сфере, где действуют большие социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации в большей степени удовлетворяются рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер. Это не значит, что в политической сфере не существует индивидуальных потребностей в лидерстве или творчестве, например. Это означает, что мы имеем здесь дело с реальностями политики, где действуют большие и сверхбольшие группы людей. Еще более заметна эта закономерность в международных отношениях и, в первую очередь, в отношениях между государствами. Если во внутренней политике интересы личности представляют партии и группы давления, то на международной арене национальные интересы представляют национальные государства.

Файлы: 1 файл

Национальные интересы России.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Национальные  интересы России»

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Потребности человека в  социально-политической сфере, где  действуют большие социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации в большей  степени удовлетворяются рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер. Это не значит, что в политической сфере не существует индивидуальных потребностей в лидерстве или творчестве, например. Это означает, что мы имеем здесь дело с реальностями политики, где действуют большие и сверхбольшие группы людей. Еще более заметна эта закономерность в международных отношениях и, в первую очередь, в отношениях между государствами. Если во внутренней политике интересы личности представляют партии и группы давления, то на международной арене национальные интересы представляют национальные государства. Теме национальных интересов и посвящена данная работа.

 

1. Национальные интерес и его факторы

 

Категория «национальные  интересы» – одна из наиболее распространенных и в то же время трудно поддающихся  точному определению. Особенно трудно это сделать ныне, поскольку данное понятие широко используется различными политическими силами утилитарно-идеологически как своего рода освящение предлагаемых программ и курсов действия. «Национальные интересы» понимаются как некое олицетворение высших ценностей и целей государства, сообщества, общественного движения. Столь общее определение, естественно, поддается неоднозначным толкованиям, что и происходит в реальной политике и в ее идеологических отражениях.

Появились также некоторые  дополнительные факторы, отнюдь не проясняющие  смысл этой категории. Среди них  два наиболее существенны. Во-первых, это интенсивная глобализация общественного развития, которая выдвигает на передний план общечеловеческое содержание интересов всех наций и государств, затушевывая собственно национальное. Во-вторых, это нарастающее многообразие взглядов, точек зрения, позиций, что ставит под сомнение саму возможность выведения общенационального знаменателя в том или ином конкретном сообществе.

Тем не менее, категория  национальных интересов отнюдь не продукт  мифотворчества. Она отражает вполне определенные общественные реальности и играет важную роль в политике, в том числе в определении национальной и всеобщей безопасности.

Национальные интересы можно понимать по-разному. Г. Моргентау  определяет их как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения  общности1. В таком случае национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных моральных этических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики.

Ганс Моргентау включал  в понятие «национальный интерес» следующее:

1. Национальный интерес  – объективная данность. Он основан,  во-первых, на своеобразии геополитического  положения государства и связанных  с ним особенностях геоэкономического  и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой природы.

2. Государственные деятели  обязаны исходить из того, что  хорошая политика – это рациональная  политика, опирающаяся на правильно  понятый национальный интерес.  База такой политики – чётко выстроенный имидж государства, через который происходит восприятие национального интереса.

3. Национальный интерес  кардинально отличается от общественного  интереса. Национальные интересы  обеспечиваются внешней политикой,  а общественные – внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.

Национальные интересы Моргентау делил на постоянные и  преходящие. Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя:

  • защиту территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;
  • развитие внешней торговли;
  • обеспечение роста инвестиций;
  • защита частного капитала за границей;
  • взаимоотношения с союзниками;
  • выбор внешнего курса.

К преходящим национальным интересам он отнес:

  • интересы выживания нации и государства;
  • безопасность и благосостояние общества;
  • периферийные, локальные интересы.

Другой подход к определению  национальных интересов можно сформулировать, отталкиваясь от таких понятий психологии, как «нужды» т.е. жизненно необходимые  потребности и «интересы», как потребности вообще, неудовлетворение которых не приведет к деградации или гибели человека. Тогда по отношению к любой нации можно сформулировать жизненно необходимые интересы и интересы вообще, интересы на перспективу, интересы развития.

Наконец, третий подход к характеристике национальных интересов исходит из географического принципа. В этом случае интересы нации, обычно, формулируют и располагают по признаку убывающей географической дальности.

Изложенное позволяет  понять, что интерес – это, прежде всего отношение потребности к условиям ее реализации. В частности, национальный интерес проявляется через сознательную деятельность лидеров, отражающую потребности государства. Чем более активно и целеустремленно политические лидеры позиционируют национальные интересы, тем более четкий образ государства формируется в сознании собственной и зарубежной общественности.

Как показывает анализ литературы, посвященной проблемам национального  интереса2, при выявлении степени соответствия некоего политического курса национальным интересам государства в большинстве случаев используются четыре фактора. Когда политик либо публицист пишет об адекватности той или иной политики национальному интересу, он, как правило, подразумевает, что она:

  • отражает общественное мнение или выраженную публично позицию политической и экономической элиты данной страны;
  • отвечает культурным традициям страны, устойчивым представлениям о ее геополитической, конфессиональной и т.д. идентичности, ее роли в мировой истории;
  • способствует укреплению военно-стратегических позиций государства;
  • ведет к улучшению его социально-экономического положения.

Очевидно, что первые два фактора обычно не противоречат друг другу: общественное мнение страны чаще всего исходит из традиционных представлений о ее основных приоритетах и положении на мировой сцене. Разумеется, полного соответствия между этими факторами нет – курс, направленный на сохранение традиционного положения государства в международной системе, вполне может оказаться непопулярным в обществе, если требует от населения несоразмерных затрат. Аналогичным образом, несомненная корреляция между двумя последними – материальными – факторами: военной и экономической мощью государства (как, в частности, показывает опыт нашей недавней истории) также далеко не однозначна.

Генетически национальные интересы связаны с этническим основанием. Первоначально они формируются  на национально-этнической базе. Но никогда  не сводятся к этому основанию, тем  более не детерминируются им. Эта  роль принадлежит социально-культурному фактору. В ходе исторического развития общества роль этого фактора в формировании национальных интересов возрастает, а роль этнического фактора во все большей степени отходит в тень. В современных развитых обществах этническое основание уже не играет сколько-нибудь значительной роли в определении национальных интересов. Эти общества становятся этнически смешанными, национальная принадлежность деполитизируется и уже мало влияет на гражданское положение и, следовательно, на понимание национальных интересов.

Формирование национального  интереса в любом обществе представляет собой чрезвычайно сложный и  динамичный процесс, так как любое  общество являет собой картину многослойного  переплетения многообразных противоречивых интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические интересы различных общественных, в том числе и национально-этнических групп. Через это взаимодействие частных интересов различных уровней происходит весьма трудная интеграция потребностей, устремлений и запросов социальных, этнических, культурных данного общества в систему общих национальных интересов. При этом неизбежны противоречия и конфликты, временами довольно напряженные.

Главный политический институт выражения и защиты национальных интересов – государство. Это одна из его важнейших функций. Любое государство в той или иной степени опирается на общенациональный интерес, т.е. выражает потребности представляемой социокультурной общности. В конечном счете, именно на этом базируется легитимность государственной власти. Вместе с тем национальные интересы отнюдь не монополия государства. Государственные и национальные интересы вовсе не тождественны. Политическая мобилизация населения, его приобщение к политике осуществляется также и гражданским обществом. Именно здесь формируются гражданское сознание и гражданская ответственность, способные влиять на выработку основных параметров общенациональных интересов. Поэтому институты гражданского общества играют исключительно важную роль в сознании, реализации и защите национальных интересов.

По сути дела, национальные интересы воплощают в себе двуединство  гражданского общества и государства, взаимодействие между ними. Нарушение  этого взаимодействия, гегемония  одного из начал и слабость, подавленность  другого наносят ущерб национальным интересам, деформируя их. Так, при деспотической форме правления гражданское общество находится в подавленном состоянии и тоталитарная власть навязывает обществу свое видение национальных интересов, в котором объективно-исторические тенденции и социокультурные потребности данной национальной общности отражаются односторонне и искаженно. В случае же гегемонии гражданского общества и слабости государства общий публичный интерес лишается институционной опоры и государственно-правовой зашиты. Тогда воцаряется «оргия» частных, по большей части корпоративных интересов, каждый из которых претендует на общенациональный статус. Общество ввергается в анархию и хаос.

Оптимальный вариант  выражения национальных интересов  в государственной политике достигается тогда, когда государство приобретает в гражданском обществе опору и находит противовес авторитарным и бюрократическим тенденциям. В системе интересов устанавливается более или менее устойчивое равновесие.

В России, где исторически  государство доминирует над гражданским обществом, а последнее недостаточно развито, достижение хотя бы минимального согласия в понимании национального интереса и соответственно более или менее устойчивого баланса интересов представляет собой особенно трудную проблему. Ее кардинальное решение требует развития современного гражданского общества, а до той поры нахождения временных политических и социальных механизмов согласования и координации многообразных и еще не устоявшихся частных интересов, прежде всего на базе общенационального дискурса, т.е. конструктивного взаимодействия различных идейных и политических течений.

Национальные интересы – исходное ключевое понятие для  определения содержания национальной безопасности, смысл которой собственно в том и заключается, чтобы обеспечить защиту национальных интересов.

 

2. Национальные интересы  России и их защита во внешней политике

 

Существует различная  классификация национальных интересов  России. Исходя из классификации Моргентау можно отнести к нашим постоянным интересам:

  • братские, дружеские, очень тесные отношения между этносами внутри российской нации;
  • обеспечение единства российской территории, российской нации;
  • создание и поддержание условий для развития и роста, а не упадка нации, роста ее экономики, науки, культуры;
  • всестороннее развитие человека: интеллектуальное и нравственное, индивидуальное и социальное;
  • развитие отношений с соседними странами, в первую очередь государствами СНГ;
  • поддержание мира, решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество.

К преходящим интересам  России на данном этапе ее развития можно отнести:

  • обеспечение интересов русскоязычного населения в странах СНГ;
  • поддержание наиболее тесных отношений с братскими народами Украины и Белоруссии;
  • укрепление стратегического союза с Арменией и Казахстаном, позволяющего России контролировать Закавказье и Среднюю Азию;
  • улучшение отношений с соседними странами (Китай, Монголия, Финляндия, страны Балтии, Средней Азии и др.)3.

Исходя из географического  принципа, национальные интересы России могут быть дифференцированы по следующим группам:

Информация о работе Национальные интересы России