Тема: «Нормативная основа административной
ответственности»
Волгоград, 2013
Введение
Среди различных юридических
способов борьбы с правонарушениями важное
место занимают административные способы
борьбы, в том числе привлечение к административной
ответственности лиц, совершающих административные
правонарушения.
Последние сто лет роль административной
ответственности постепенно повышалась,
а с середины 80-х годов эта тенденция стала
проявляться еще более активно. В последние
годы произошли революционные перемены
в экономике России. Страна перешла к рыночной
системе хозяйствования, возросло количество
организаций и учреждений. Все это привело
к росту правонарушений во многих отраслях
страны. Государство вынуждено было принимать
адекватные меры для пресечения правонарушений,
восстановления нарушенных прав и создание
условий, в которых правонарушитель действовал
бы в рамках законности. Такой наиболее
действенной мерой выступила административная
ответственность.
Сегодня административная ответственность
лежит в основе взаимоотношений гражданина
и государства, в основе современного
правового общества. Без ответственности
невозможно стабильное состояние экономики
и государства в целом, достижение процветания
общества. Поэтому знание основных положений
об административной ответственности
необходимо каждому гражданину Российской
Федерации.
В данной работе рассмотрена
административная ответственность и её
основания в России.
Понятие
и сущность административной ответственности
Понятие административной
ответственности
Административная ответственность
− вид юридической ответственности, которая
выражается в применении уполномоченным
органом или должностным лицом административного
наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность
является активным элементом исполнительно-распорядительной
деятельности. Она обеспечивает регламентацию
и осуществление управленческой воли
государства. Поскольку объектом и субъектом
управления являются люди, их воля, сознание,
чувства и привычки способны активно формировать
ответственное поведение личности. Субъекты
административно-правовых отношений связаны
между собой взаимными правами и обязанностями,
следовательно, они ответственны друг
перед другом. В этом смысле ответственность
охватывается понятием обязанности (необходимости)
давать отчет в своих действиях.
Административная ответственность
также философско-социологическое понятие,
отражающее отношение личности, коллектива
и общества в конкретных управленческих
ситуациях. Юридическое содержание ответственности
не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого
выражения, так как осуществление административно-правовой
обязанности возможно лишь на основе индивидуальной
воли участников административных правоотношений.
Административную ответственность, поэтому
можно охарактеризовать также как: «регламентированную
нормами и правоприменительную актами
систему общественных отношений, обеспечивающих
исполнение административно-правовой
обязанности».
Административная ответственность
носит государственный характер, то есть
регламентируется и обеспечивается соответствующими
юридическими предписаниями. Прежде всего,
они являются источником информации о
должном поведении. Но, поскольку реальное
юридически значимое ответственное поведение
служащих органов управления и граждан
зависит от уровня их правосознания интересов
и воли, нормами права, правоприменительными
актами регламентируются поощрительные,
предупредительные и пресекательные меры
юридического влияния на участников административных
правоотношений. В совокупности эти властные
веления составляют внешний правовой
механизм регулирования юридической ответственности.
Признаки юридической ответственности
Поскольку административная
ответственность представляет собой вид
юридической ответственности, то, с одной
стороны, ей присущи все признаки последней,
а, с другой стороны, она обладает определенными
отличиями от прочих видов юридической
ответственности.
Как вид юридической ответственности
административная ответственность обладает
следующими признаками:
- Представляет собой меру государственного
воздействия;
- Наступает при совершении правонарушения
и наличии вины;
- Применяется компетентными
органами и должностными лицами;
- Состоит в применении к правонарушителю
определенных санкций;
- Применяемые санкции строго
определены законом.
В то же время административная
ответственность обладает следующими
характерными чертами.
Признаки
административной ответственности
- Административная ответственность
имеет собственную нормативно-правовую
основу, отличную от нормативно-правовых
основ других видов ответственности, а
ее нормы образуют самостоятельный институт
административного права;
- Административная ответственность
устанавливается законами, подзаконными
актами, либо их нормами об административных
правонарушениях;
- Основанием административной
ответственности является совершение
административного правонарушения;
- К административной ответственности
привлекаются как индивидуальные субъекты
(физические лица и коллективные образования),
так и юридические лица;
- Мерой юридической ответственности,
предусмотренной за административное
правонарушение, является административное
наказание;
- Административные наказания
(взыскания) применяются широким кругом
уполномоченных органов и должностных
лиц исполнительной власти, местного самоуправления,
а также судами (судьями);
- Административные наказания
налагаются уполномоченными органами
и должностными лицами на неподчиненных
им правонарушителей;
- Применение административного
наказания не влечет за собой судимости
и увольнения с работы, а лицо, к которому
оно применено, считается имеющим административное
наказание только в течение установленного
срока;
- Дела об административной ответственности рассматриваются, и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях,
то есть существует особый порядок привлечения к административной ответственности.
Вышеуказанные черты позволяют
отличить административную ответственность
от других видов юридической ответственности
(уголовная, дисциплинарная, материальная
и др.), поэтому институт административной
ответственности занимает особое место
в системе юридической ответственности.
Источники
законодательства об административной
ответственности
Сложность и многообразие административно-правовых
норм обуславливает значительное разнообразие
источников законодательства об административной
ответственности.
Основными источниками законодательства
об административной ответственности
являются:
- Конституция РФ. Конституция РФ – основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Значительная часть правовых
норм, содержащихся в Конституции, имеет
административно − правовую направленность,
является по характеру источником законодательства
об административной ответственности.
Нормы, содержащиеся в Конституции, являются,
прежде всего, нормами конституционного
и одновременного административного права.
- Федеральные конституционные
законы и федеральные законы.
- Нормативные указы
Президента РФ. Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе и законодательстве об административной ответственности.
- Нормативные постановления
Правительства РФ. Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правовые положения и иные акты, содержащие административно правовые нормы либо целиком посвященные административно- правовым вопросам.
- Общие правила, положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ.
- Приказы, инструкции,
распоряжения, указания, методические
рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комиссиями, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти, при условии, что в названных актах содержится административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют подведомственный характер.
- Комплексные законы - кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный
кодекс РФ, которые содержат значительное
количество норм административного права. В частности, глава 63 Таможенного
кодекса РФ называется «Административные
правонарушения, посягающие на нормальную
деятельность таможенных органов Российской
Федерации, ответственность за такие правонарушение,
производство по делам о них расследование
этих дел». В Трудовом кодексе РФ, являющемся
фундаментом трудового законодательства
и трудового производства, содержатся
административно-правовые нормы в главах
«Коллективный договор», «Трудовой договор
(контракт)» и ряд других. Являясь нормами
трудового права, названные нормы теснейшим образом связаны с законодательством об административной ответственности.
Нормативная
основа административной ответственности
Нормативная основа административной
ответственности – это система действующих
норм права, закрепляющих:
• составы административных
проступков (основания ответственности);
• систему административных
взысканий и принципы их наложения;
• круг субъектов, имеющих право
налагать административные взыскания;
• процедуру привлечения к
ответственности, ее процессуальную форму.
Анализ
признаков административной ответственности
позволяет выделить три ее основания:
- нормативное: систему норм, регулирующих
ее;
- фактическое: деяния конкретного субъекта,
нарушающие правовые предписания, охраняемые
административными санкциями (административное
нарушение);
- процессуальное: акт компетентного субъекта
о наложении конкретного взыскания за
конкретное административное правонарушение.
Для
наступления реальной ответственности
необходимо, чтобы были все три основания
и именно в такой последовательности.
Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая
обязанность и санкцию за ее неисполнение.
Затем может возникнуть фактическое основание
– противоправное деяние. При наличии
нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный
субъект в установленный законом порядке
вправе определить взыскание за административное
правонарушение.
В развитии нормативной основы
(института) административной ответственности
в России можно выделить три этапа.
Первый – с незапамятных времен
до 1984 г. В это время административная
ответственность вначале полностью, потом
в основном, а в конце этапа во многом регулировалась
многочисленными подзаконными актами
(правительственными, ведомственными,
местных государственных органов). Не
было акта, который бы регулировал общие
вопросы административной ответственности.
Второй этап – 1984–1991 гг. В эти
годы в России вопросы административной
ответственности за небольшими исключениями
регулировались Кодексом об административных
правонарушениях РСФСР, принятым в 1984
г.
Третий этап начался в 1991 г.
Это этап декодификации. Его особенность
в том, что действует КоАП РСФСР, но издается
много законов и ряд указов Президента
Российской Федерации, актов глав исполнительной
власти субъектов Федерации, которые регулируют
отдельные вопросы административной ответственности.
Нормы новых актов не включены в КоАП РСФСР
и действуют параллельно с его нормами.
Нормативную
основу административной ответственности
в настоящее время, как и до начала в 1980
г. процесса кодификации, образуют многие
нормативные акты. Особое место среди
них принадлежит Кодексу РСФСР об административных
правонарушениях, принятому 20 июня 1984
г. Он кодифицировал республиканское законодательство
об административной ответственности
и значительно развил его. Наряду с материальными
нормами (система взысканий, составы правонарушений
и др.) кодекс содержит большое число административно-процессуальных
норм, регулирующих производство по делам
об административных правонарушениях.
КоАП является главным источником по ряду
причин:
1)
это самый большой по объему
акт, регулирующий административную
ответственность;
2)
он регулирует общие вопросы
ответственности (систему взысканий,
принципы их применения, производство
по делам об административных правонарушениях
и др.);
3)
во многих актах прямо сказано,
что если в них не урегулированы
какие-то вопросы, нужно руководствоваться
общими нормами КоАП (ст. 289 ТК РФ, например).
К
тому же нужно иметь в виду, что до 1990 г.
в этом кодексе находилось почти все законодательство
РСФСР об административной ответственности.
И до настоящего времени он является не
только первым, но и единственным в России
кодексом норм об административных проступках.
Начиная с 1990 г., число источников
нормативной основы административной
ответственности стало резко увеличиваться.
За последние пять лет было издано большое
число актов по этому вопросу, нормы которых
в КоАП не вошли. Среди них нужно, прежде
всего, назвать Таможенный кодекс РФ, в
котором более 170 статей посвящены административной
ответственности за нарушение таможенных
правил. Ряд налоговых нарушений называет
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Не включены в КоАП РСФСР соответствующие
нормы законов «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках», Земельного кодекса
и других федеральных законов.
Таким образом, сейчас существует
и действует большое количество федеральных
норм об ответственности, не включенных
в КоАП РСФСР. Первая причина такой декодификации
в том, что Кодекс объединил только нормы
об ответственности граждан, а новое законодательство
либо устанавливает административную
ответственность только организаций,
либо граждан и организаций.
Второй причиной процесса декодификации
стало бурное законотворчество субъектов
Федерации. Федеративный договор, а затем
Конституция Российской Федерации 1993
г. отнесли административное и административно-процессуальное
право к сфере совместного ведения Федерации
и ее субъектов. Поскольку ряд вопросов
вообще не регламентировался КоАП РСФСР,
а в ряде случаев действовали нормы, санкции
которых субъекты Федерации считали слишком
малыми, они стали принимать новые акты.
С 1992 г. главы исполнительной власти, законодательные
органы субъектов Федерации издали уже
много законов, постановлений и даже кодексов,
регулирующих на их территории применение
административных взысканий за нарушения
разных правил.
КоАП – Кодекс административных
правонарушений
В
соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ административной
ответственности подлежит лицо, достигшее
к моменту совершения административного
правонарушения возраста шестнадцати
лет.