Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:44, доклад
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», граждане Российской Федерации наделяются активным избирательным правом по достижении 18 лет. Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В ходе заседания Госсовета «О молодёжной политике в Российской Федерации» 17 июля 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев заявил о необходимости унификации возрастного ценза для реализации пассивного избирательного права на региональных и муниципальных выборах.
Доцент кафедры
Российского государственного социального университета,
кандидат юридических наук
Бондарчук Роман Честиславович
«Нормативно-правовой аспект участия российской молодежи в выборах и референдумах».
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», граждане Российской Федерации наделяются активным избирательным правом по достижении 18 лет. Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В ходе заседания Госсовета «О молодёжной политике в Российской Федерации» 17 июля 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев заявил о необходимости унификации возрастного ценза для реализации пассивного избирательного права на региональных и муниципальных выборах.
Соответствующий федеральный закон был подписан главой государства 9 ноября 2009 года. Внесенные в п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» поправки наделяют пассивным избирательным правом на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований всех граждан Российской Федерации, достигших 18 лет. Гражданин Российской Федерации, которому исполнится на день голосования 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, а также в других действиях по подготовке и проведению референдума.
По достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, молодой человек может быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления.
13 марта 2011 года в Российской
Федерации состоялся очередной
Единый день голосования. Выбор
Наиболее важными выборными кампаниями стали выборы региональных законодательных собраний в 12 регионах страны - в республиках Адыгея, Дагестан и Коми, в Калининградской, Кировской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Тамбовской и Тверской областях, в Ханты-Мансийском и Чукотском Автономных округах. Кроме того, состоялись выборы 10 городских законодательных собраний в городах - административных центрах регионов - в Калининграде, Петрозаводске, Перми, Ставрополе, Владимире, Кемерово, Орле, Саратове, Сыктывкаре и Ханты-Мансийске, а также выборы и довыборы в городские думы, муниципальные собрания, сельсоветы, выборы глав муниципальных образований.
С января 2011 года вступил в силу новый порядок замещения мандатов в Совете Федерации. В соответствии с ним, по окончании установленного законом переходного периода в состав верхней палаты Федерального Собрания смогут войти только те, кто избран в законодательный орган, в представительные органы местного самоуправления соответствующего субъекта Российской Федерации, то есть те лица, которые приобрели опыт ведения предвыборных кампаний на региональном и местном уровнях. По закону, членом Совета Федерации может стать гражданин, достигший 30-летнего возраста. Таким образом, прошедшие школу работы с избирателями молодые политики-депутаты, которым до истечения сроков полномочий их легислатуры исполнится 30 лет, становятся кадровым резервом для формирования состава верхней палаты Федерального Собрания.
Проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, так как именно эта возрастная группа людей представляет собой социально активную часть населения, более того, перспективную. Однако может ли рассматриваться электоральная активность молодежи, понимаемая достаточно широко (участие в выборах в качестве избирателей и кандидатов, членов избирательных комиссий, наблюдателей и так далее), одним из основных факторов политической стабильности в государстве?
На самом деле, так ли односложно и однозначно решение, принимаемое молодым человеком, - участвовать ли в выборах, кому из кандидатов или политических партий отдать предпочтение? Такой ответ нередко затрудняет избирателей и более старших возрастов, а решение принимается ими зачастую в самую последнюю минуту. Является ли такое решение осознанным, основывается ли на правовых знаниях, или оно спонтанно, случайно и даже безответственно?
Именно этот вопрос, касающийся молодых и будущих избирателей, заботит организаторов выборов, как одно из наиболее важных направлений работы с молодыми и будущими избирателями. И такая работа носит многоплановый характер.
В настоящее время в Российской Федерации около 25 миллионов граждан в возрасте от 18 до 30 лет, т.е. около четверти от общего числа российских избирателей. Однако, несмотря на свою многочисленность, молодежь, прямо скажем, слабо вовлечена в избирательный процесс.
Существует мнение, что невысокая
явка на выборы связана с аполитичностью
молодых избирателей, что часть
молодого поколения полагает, что
выборы не определяют его собственное
настоящее и будущее, а поэтому и нет смысла
принимать в них участие.
Не думаю, чтобы подобные настроения были
господствующими в молодежной среде. Но
факт, что они имеют место быть. А раз так,
то значит, организаторам выборов, депутатам,
политическим партиям, есть, что совершенствовать
в нашей информационной и просветительской
деятельности.
В прошлом и в этом году на выборах
впервые голосовали избиратели 1994 и 1995
года рождения, то есть те, кто родился
уже в новейшей России, в эпоху перемен,
на самом бурном и даже драматическом
отрезке нашей новейшей истории. Им не
нужно рассказывать, что такое многопартийность,
конкурентные выборы, где соревнуются
множество кандидатов и партийных списков,
- для них это реальные события и факты.
С молодежью как с целевой аудиторией
нужно постоянно работать. Ведь работа
с молодежью, это фактически работа на
завтрашний день нашего государства, нашего
общества. От того, насколько налаженной
будет эта работа по взаимодействию с
молодыми избирателями, в конечном счете,
зависит эффективность предпринимаемых
сегодня усилий по модернизации политической
и избирательной системы страны. Молодые
люди, вне зависимости от их политических
убеждений, должны осознавать, что, участвуя
в избирательных процедурах, они определяют
основные векторы стратегического развития
страны, а, значит, и формируют свое будущее,
свою жизненную программу.
В связи с этим, немаловажно отметит, что организаторы выборов целенаправленно проводят работу по правовому просвещению молодежи.
Так, на сайте РЦОИТ при ЦИК России размещен обучающий интернет-комплекс «Школа молодого кандидата» для молодых представителей политических партий, кандидатов на выборах в законодательные и представительные органы власти, на выборные муниципальные должности.
Многие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации на своих Интернет-сайтах открыли и постоянно размещают информацию в разделах, адресованных молодым и будущим избирателям; с представителями молодежи проводятся видео- и интернет-конференции.
Здесь следовало бы акцентировать внимание на скоординированной работе органов исполнительной и законодательной власти, политических партий, общественных организаций, избирательных комиссий.
Особую роль приобретает подготовка кадров для избирательной системы, кадрового резерва. В настоящее время 19 процентов работников Аппарата Центральной избирательной комиссии России - молодые люди в возрасте до 30 лет.
Для подготовки молодых организаторов выборов избирательные комиссии должны более тесно сотрудничать с высшими учебными заведениями юридического и политологического направлений подготовки.
Другим источником подготовки кадров для избирательной системы являются молодежные избирательные комиссии - создаваемые при избирательных комиссиях постоянно действующие совещательные и консультативные органы. Как правило, в их компетенцию входит взаимодействие с избирательными комиссиями по повышению правовой культуры молодежи. Они осуществляют анализ электоральной активности молодежи, участвуют в осуществлении общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов молодых избирателей, оказывают содействие в вопросах реализации мероприятий, связанных с подготовкой кадрового резерва организаторов выборов.
Широкое распространение в Российской Федерации приобретает молодежный парламентаризм как институт представительства молодежи.
Избирательные комиссии активно взаимодействуют с молодежными парламентскими структурами, прежде всего, в процессе их формирования (избрания). Сотрудничество проявляется также и в проведении совместных мероприятий с молодежными парламентами, таких как молодежные форумы, конкурсы среди аспирантов и студентов, деловые игры, фестивали, викторины и так далее.
Активную поддержку
Кроме перечисленных выше направлений участия молодежи в избирательном процессе, можно также вести речь и о партийной деятельности, о наблюдении за выборами, участии в работе штабов кандидатов и избирательных объединений.
Работа по повышению правовой культуры молодых избирателей - важная составная часть, приоритетное направление в деятельности ЦИК России, Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий.
В соответствии с постановлением ЦИК России, начиная с 2008 года, в субъектах Российской Федерации ежегодно в третье воскресенье февраля проводится День молодого избирателя - это совместное мероприятие с участием избирательных комиссий, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных, в том числе молодежных организаций, учебных заведений, учреждений культуры, СМИ. В этот день проходят различные мероприятия - олимпиады и интеллектуальные игры, конкурсы, уроки по избирательному праву и избирательному процессу, научно-практические конференции, дни открытых дверей, встречи с молодежью.
Мероприятия, посвященные вопросам
повышения правовой культуры молодых
избирателей могут проходить в форме -
деловых игр, фестивалей, конкурсов, викторин,
«круглых столов», моделирования выборов
молодежных парламентов и т.п.
В общеобразовательных учреждениях более
половины субъектов Российской Федерации
во взаимодействии с избирательными комиссиями
проводятся занятия по курсу «Избирательное
право и избирательный процесс в Российской
Федерации», который введен в программы
обучения: правоведение, регионоведение,
основы правовых знаний и другие учебные
дисциплины. Реализуются целевые программы,
предусматривающие проведение занятий
со школьниками 9-11-х классов по предметам
«Право» и «Обществознание» или как факультативный
курс в течение одного-двух часов в неделю.
ЦИК России активно взаимодействует с высшими учебными заведениями. В настоящее время ЦИК России заключены договоры о сотрудничестве с 14 вузами страны (МГИМО, Московским госуниверситетом приборостроения, МГЮА им. О.Е. Кутафина, Госуниверситетом управления, Российским новым университетом, Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов, Военным университетом Минобороны России, Российским государственным социальным университетом, Московским гуманитарным экономическим институтом, Российской академией правосудия, Всероссийской государственной налоговой академией Минфина России, Московским государственным открытым университетом, юридическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова, Московским технико-экономическим колледжем.
С рядом высших учебных заведениями (МГИМО, МГЮА, Военный университет Минобороны России, Российской академией правосудия и другими) ЦИК России заключила договоры о прохождении практики студентов и стажировки аспирантов (докторантов) образовательных учреждений. Так, в течение 2010 года в ЦИК России прошли практику 23 студента московских вузов. Прохождение практики студентами вузов активно используется и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
Традиционным стало проведение
совместно с Министерством
Уже несколько лет ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России принимают участие в работе Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер». В 2010 году представители ЦИК России посетили форум в рамках работы смены «Лидерство». Председатель ЦИК России выступил перед молодежной аудиторией с лекцией «Избирательная система всегда в развитии», рассказал о работе ЦИК России, о сотрудничестве с вузами и проведении стажировок для молодежи.
Также, ЦИК России проводит подготовку представителей средств массовой информации, в том числе молодых журналистов. В сентябре 2012 года в ЦИК России в ЦИК России было организовано дистанционное обучение представителей средств массовой информации по вопросам информационного сопровождения выборов. Всего в дистанционном обучении приняли участие более 1500 журналистов из федеральных, региональных и местных СМИ, представлявших 83 субъекта Российской Федерации. В образовательной программе впервые принимали участие студенты факультетов журналистики и других смежных специальностей.
Информация о работе Нормативно-правовой аспект участия российской молодежи в выборах и референдумах