Общее понятие управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие управления………………………………………………………………..4
1.1. Различные трактовки понятия государственного управления……………...5
2. Управление как система……………………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………….9
Список использованных источников……………………………………………..10

Файлы: 1 файл

АП гот.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

                                            УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра теории и  истории права 

 

 

 

 

 

                                       

                                          

                                                  РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Административное право

на тему: Общее понятие управления

 

 

 

 

      Студент

ФП, 1-й курс, ХП-1                                                               Д.А. Анисимов

                                                             подпись


                                                       11.05.2009

                                  


 

 

Проверил                                                                                 Е.В. Кожар

                                                         подпись  


 

 

                                                      

 

 

 

                                                 

 

 

                                                  МИНСК 2009

                                            СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Понятие управления………………………………………………………………..4

     1.1. Различные трактовки понятия  государственного управления……………...5

 2. Управление как система……………………………………………………………6

     Заключение………………………………………………………………………….9

     Список использованных источников……………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В В  Е Д Е Н И Е

 

Административное  право занимает особое место в  системе  правового регулирования, поскольку  выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы  правового  регулирования  - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера,  которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других  государственных  органов,  связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Административное  право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в  связи с реализацией ей функций  управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право  имеет  с  государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право  тесно  связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях,  когда стороны равноправны ( например,  договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений,  которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у  административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

 Административное  право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.

 Таким образом,  анализ  взаимодействия  административного права с другими отраслями права позволяет установить,  что его предметом  есть сфера  государственного  управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере  государственного  управления.

Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно  используется в ряде научных дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых ими концепций. Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс.

 

 

 

 

 

1. Понятие  управления

    

Управление  является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.

Теория управления — это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в  социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность принятия управленческих решений и управления вообще.

В социологической  и управленческой литературе сложились различные подходы к управлению.

Управление как  наука представляет собой систему  знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как  искусство — это способность  умело и эффективно применять  на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

Управление как  функция может рассматриваться  как целенаправленное воздействие  на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

Управление как  процесс — это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.

Управление как  аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование  и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.

В наиболее общем  виде управление представляет собой  воздействие субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г.В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления — государство), общественное управления (субъект управления — общество и его структуры), менеджмент (субъект управления — предприниматель, собственник).

 

 

1.1. Различные трактовки понятия  государственного управления

 

Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо прежде всего определить, что же такое управление?. Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

В самом  широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно.  Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

  1. Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
  2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
  3. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
  4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что  предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
  5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное  упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Таковы  основные черты, характеризующие общее  понятие управления. Они полностью  приемлемы, и для понимания управления в  социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование,  общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты,  семья и т.п.)

 

 

2. Управление как система

 

Вместе  с изменением и развитием социально-экономической и духовной структуры общества изменяется и совершенствуется управление, а вместе с ним и управленческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического развития системы управления, управленческих отношений.

Система управления представляет очень сложный  объект, который включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные  формы выражения, функционирования и развития управленческих отношений — совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления могут быть отнесены к различным классам: социальным, открытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.

В современной  науке и практике управление, чаще всего, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность всестороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методологическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально научных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.

Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и  четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места». Можно сказать проще, что «система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Любая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изучения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Общество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, суперсистему, или социальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.

Социальная  система — это упорядоченное  целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:

  • машинные (например, система регулирования турбины);
  • человеко-машинные (например, система управления станком);
  • организационные, или системы «человек — человек» (например, система управления цехом или концерном).

Система управления — это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.

В системе  управления, в свою очередь, выделяются такие системы (подсистемы), как:

  • принятия решений,
  • информационная,
  • планирования,
  • повышения квалификации,
  • мотивации,
  • учета и др.

Эффективность системы управления напрямую зависит от согласованности ее отдельных компонентов.

Абсолютно безупречной оптимальной системы  управления создать, к сожалению, невозможно, однако непрерывный процессе ее совершенствования с акцентом на способность гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект.

Система управления - это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления. В системе управления, в свою очередь, выделяются такие системы (подсистемы), как:

  • принятия решений,
  • информационная,
  • планирования,
  • повышения квалификации,
  • мотивации,
  • учета и др.

Информация о работе Общее понятие управления