Общие признаки административного налогового правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:25, реферат

Описание работы

Признаки состава административного налогового правонарушения:
это противоправное деяние, совершенное в виде действия или бездействия;
виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Файлы: 1 файл

общие признаки административного налогового правонарушения.docx

— 23.44 Кб (Скачать файл)

Общие признаки административного  налогового правонарушения

Согласно ч. 1 ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Наряду с налогом взимается также сбор (пошлина). Однако сбор (пошлина) выступает в виде компенсации расходов за совершение соответствующими государственными органами (уполномоченными организациями, должностными лицами) определенных услуг в форме юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (ч. 2 ст. 6 НК). В главе 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) «Административные правонарушения против порядка налогообложения» понятия «налог», «сбор (пошлина)» не разделяются.

Административное налоговое  правонарушение можно определить как  противоправное, виновное, а также  характеризующиеся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), направленное против порядка налогообложения, за которое  установлена административная ответственность.

Проанализировав данное определение, можно выделить следующие признаки состава административного налогового правонарушения:

  • это противоправное деяние, совершенное в виде действия или бездействия;
  • виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, можно выделить три основных признака административного налогового правонарушения:

  1. противоправность
  2. виновность
  3. наказуемость

Любое административное налоговое  правонарушение проявляется в определенных действиях или бездействиях, называемых в его определении деянием. В  КоАП 1984 г. Республики Беларусь и ныне действующем КоАП Российской Федерации  термин «деяние» не употребляется, в  первую очередь, потому, что он присущ преступлению и является, по существу, одним из его признаков. В словарях русского языка этот термин разъясняется как действие, поступок, но не бездействие. Полагаем, что более правильным было бы термин «деяние» не употреблять  и в КоАП Республики Беларусь, хотя применение его не имеет столь  существенного значения, не меняет характер и сущность административного  правонарушения.

 Однако законодатель  рассматривает в качестве административного  правонарушения не любое деяние, а лишь то, которым причиняется  вред, и которое является общественно  вредным. Здесь не возникает  сомнений в том, что противоправное  деяние представляет общественную  вредность. Но также необходимо  отметить, что общественная вредность  правонарушения имеет скорее  социальный аспект, юридический  же выражается в противоправности. С другой стороны,  противоправных  деяний, не являющихся общественно  вредными, не существует. Из этого  можно сделать вывод, что общественная  вредность не выступает в качестве  отдельного признака состава  административного правонарушения.

Противоправность – один из важнейших признаков административного правонарушения, в том числе и налогового. Данный признак выражается в том, что совершаемое деяние нарушает нормы налогового законодательства, а также противоречит нормам главы 13 КоАП или просто нарушает эти нормы. Таким образом, противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет.

Вторым важным признаком  административного правонарушения выступает виновность, наличие вины в совершении противоправного деяния. Данный признак имеет огромное значение, поскольку именно вина возведена в один из принципов административной ответственности. Административной ответственности подлежат лишь лица, виновные в совершении административного правонарушения. Вина, в соответствии  
со ст. 3.1 КоАП, – это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Поэтому нет вины – нет правонарушения. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вменяемость связывается с психическим состоянием, которое предполагает, отдает ли человек – физическое лицо своим поступкам, действиям отчет; понимает, может ли понимать действия, осуществляемые им; являются ли эти действия противоправными. Дееспособный человек, вступая в правоотношения, руководствуется так называемым здравым смыслом, основанным на житейском опыте, общих и профессиональных знаниях. Здравого смысла вполне достаточно, чтобы правильно предвидеть результаты своих действий, как позитивные, так и негативные, и сознательно избрать соответствующий вариант поведения, сформировав добрую или злую волю. Вопрос о возможности лица, страдающего психическими заболеваниями, нести ответственность за совершенные противоправные деяния, решается судом на основании заключения психологической экспертизы. Лицо, признанное судом недееспособным, не может нести ответственности за административные правонарушения.

Что же касается непосредственно  административных налоговых правонарушений, то по форме вины их следует разделить  на совершенные: умышленно, по неосторожности и без определения формы вины.

Только умышленно могут  быть совершены лишь три вида административных налоговых правонарушений, предусмотренных  ч. 7 и 8 ст. 13.6 и ч. 4 ст. 13.7 КоАП.

Только по неосторожности могут быть совершены семь видов  административных налоговых правонарушений, предусмотренных ч. 2–6 ст. 13.6 и ч. 3 ст. 13.7 КоАП.

Правонарушения, совершенные  умышленно, являются более общественно  вредными, чем совершенные по неосторожности и в связи с этим предусмотрена  более суровая административная ответственность.

В значительном большинстве  административных налоговых правонарушений форма вины не определена. Это означает, что форма вины не влияет на наличие  или отсутствие правонарушения, но может сказываться на выборе вида взыскания и его размере.

Разумеется, невозможно представить  административное правонарушение без наказания. Поэтому это и третий признак административного правонарушения. КоАП устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административное налоговое правонарушение, а также юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП.

Вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о  наличии соответствующего запрета  в действующем законодательстве. Однако это обстоятельство не освобождает  от ответственности за совершенное  правонарушение. В праве существует презумпция знания закона. В современных  условиях государство и его органы публикуют все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан и иных лиц. Следовательно, каждый должен позаботиться о знании норм, регулирующих отношения, в которые  он вступил или намеревается вступить.

Но следует отметить, что  административная наказуемость как  признак правонарушения не означает, что совершение административного  налогового правонарушения всегда должно сопровождаться наложением на виновное лицо административного взыскания. В гл. 8 КоАП предусматривается возможность освобождения от ответственности, то есть от наложения административного взыскания.

Любое административное  налоговое правонарушение характеризуется  наличием в совокупности вышеуказанных  признаков. Отсутствие одного из них  означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением.

 


Информация о работе Общие признаки административного налогового правонарушения