Общий режим отбывания наказания осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение российского общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний – категория общественная, социальная, правовая. Предметом спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.

Содержание работы

Введение 3
1 Режим, как основное средство исправления осужденных к лишению свободы 5
1.1 Понятие, содержание и основные функции режима в исправительных учреждениях 5
1.2 Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях 8
2 Общий режим отбывания наказания осужденных к лишению свободы 16
2.1 Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях общего режима 16
2.2 Общий режим отбывания наказания в тюрьмах 21
Заключение 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая режим Диман.docx

— 50.21 Кб (Скачать файл)

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 УИК РФ. Регламентированный в данной главе контроль за деятельностью персонала может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.

Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, – основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный внутригосударственный, но и международный контроль.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов: контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления; судебный контроль и прокурорский надзор; ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти.

Общественный контроль подразделяется на следующие виды: контроль государственно – общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями отбывания наказания; контроль правозащитных организаций и средств массовой информации, осуществляемый в специфических формах4.

Одним из способов обеспечения режима отбывания лишения свободы является регулирование администрацией исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами, работающими в исправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также с лицами, находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к нему территории.

Администрация вправе осуществлять досмотры лиц, входящих на территорию исправительного учреждения и выходящих из него, а также во время нахождения на территории ИУ, четко регулировать отношения осужденных с иными лицами в процессе трудовой деятельности, свиданий. В соответствии со ст. 87 УИК РФ администрация вправе проводить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях, на которые распространяются режимные требования, любых лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Серьезным способом обеспечения режима отбывания наказания являются меры безопасности, применение физической силы, специальных средств, оружия (ст. 86 УИК РФ). Впервые в законе дано детальное решение этих важных и острых вопросов. Закон не ограничивается общими ссылками на необходимую оборону и крайнюю необходимость, тем более что эти ситуации далеко не единственные, требующие применения специальных средств и оружия, а детально описывает условия применения этих средств и требования к их правомерному применению сотрудниками исправительной системы.

Закон предусматривает три вида средств: физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Применение физической силы предполагает физическое воздействие на осужденных, в том числе боевые приемы борьбы (самбо, карате, дзюдо и др.).

К специальным средствам закон относит: резиновые палки, наручники, (а при их отсутствии средства связывания), светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебных собак и газовое оружие.

К огнестрельному оружию относится оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Не относятся к огнестрельному оружию гладкоствольные охотничьи ружья, сигнальные, стартовые, газовые, строительные пистолеты, ракетницы, не содержащие взрывчатых веществ и смесей, имитационные, пиротехнические и осветительные средства5.

Общие требования к применению этих средств сводятся к следующему:

– сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах;

– сотрудники обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, а также умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим;

– при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения требований. Если же промедление с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, военнослужащих внутренних войск МВД и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или, когда предупреждение о применении специальных средств в создавшейся обстановке неуместно или невозможно, указанные средства применяются без предупреждения;

– сотрудники, применяющие физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, обязаны обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи;

– о всех случаях ранения или смерти осужденных или заключенных или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, обязаны сообщить прокурору;

– иные средства, не указанные в законе, сотрудники имеют право использовать только при отсутствии специальных средств или оружия и только в случаях необходимости:

– нарушение установленных требований к применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет за собой ответственность по закону.

Одним из средств обеспечения режима является введение режима особых условий в исправительных учреждениях. В соответствии с требованиями ст. 85 УИК в случае стихийного бедствия (пожара, наводнения, урагана и т.п.), введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения (по внешним причинам по отношению к деятельности исправительного учреждения), при массовых беспорядках (захват заложников), а также при групповых неповиновениях осужденных (по внутренним причинам) в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

Режим особых условий дает основания при необходимости приостановить осуществление некоторых прав осужденных (свидания, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, передвижение осужденного без конвоя, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений), вводить усиленный вариант охраны исправительных учреждений и надзора за осужденными, устанавливать особый порядок допуска на объект, изменять распорядок дня, ограничивать деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий, введенный по внешним причинам, используется для предупреждения массовых нарушений порядка со стороны осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, принятия мер в необходимых случаях для эвакуации осужденных в безопасные зоны. Режим особых условий, необходимость введения которого вызвана внутренними причинами, используется для устранения причин, повлекших особо опасные нарушения порядка, и обеспечения условий для нормального исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра юстиции РФ либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Федерации, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором субъекта РФ. В исключительных случаях действие режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток, если не устранены основания, по которым он введен. Под исключительные случаи подпадают: ухудшение внешних и внутренних факторов, приведших к введению режима особых условий; не устраненные последствия, вызванные обстоятельствами, послужившими по внутренним причинам введению режима особых условий (бунт, освобождение заложников и т.п.)6.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, входящие в режим особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Начальник, получивший доклад о введении в исправительном учреждении мер, относящихся к режиму особых условий, обязан в течение трех суток с момента получения доклада принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

 

 

 

 

2 ОБЩИЙ РЕЖИМ ОТБЫВАНИЯ  НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ  СВОБОДЫ

 

 

2.1 Порядок и условия  отбывания наказания в исправительных  колониях общего режима

 

 

 

Места отбывания наказания осужденными к лишению свободы различаются по строгости и характеру средств воздействия на осужденных, в которых реализуется кара. Это объясняется опасностью лиц, осужденных к лишению свободы, и совершенных ими преступлений.

Исправительные учреждения – это специально создаваемые государством органы, предназначенные для исполнения наказания в виде лишения свободы. Они входят в уголовно-исполнительную систему, являясь ее наиболее важным элементом. В соответствии со ст. 74 УИК РФ, функционируют следующие виды исправительных учреждений: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения. Специально подчеркивается, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Исправительные колонии предназначены для отбывания лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия. Условия содержания и особенности режима исполнения наказания в каждом из видов исправительных колоний различны. Наименьшим уровнем правоограничений характеризуются колонии общего режима.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, преимущественно впервые осужденные за умышленные преступления различной степени тяжести, а также осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание и женщины, кроме осужденных при особо опасном рецидиве.

Кроме того, в колониях общего режима могут отбывать наказание осужденные, переведенные в это учреждение по решению (определению) суда. К ним относятся: лица, переведенные из воспитательных колоний после достижения возраста 21 года (ч. 9 ст. 74 УИК); осужденные, возвращенные из колоний-поселений, если они ранее были переведены в эти колонии из колоний общего режима (ч. 4 ст. 78 УИК) и др.

В колониях общего режима отбывает наказание основная масса осужденных, которая весьма разнородна по своей характеристике. Поэтому законодатель не случайно ввел различные виды условий отбывания в пределах одного учреждения: обычные, облегченные и строгие. Подобное разграничение условий отбывания наказания в пределах одной колонии является элементом прогрессивной системы отбывания наказания, суть которой состоит в том, что изменение условий содержания осужденных во время отбывания наказания в лучшую или худшую сторону зависит от их поведения, отношения к труду, обучению и т.д.

В соответствии с ч. 2 ст. 74 УИК РФ исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов делятся на обычные, облегченные и строгие7.

Дифференциация осужденных, отбывающих лишение свободы в указанных исправительных колониях, в зависимости от строгости условий в исправительном учреждении имеет весьма важное значение. Она позволяет администрации колонии своевременно и предметно реагировать на поведение лиц, отбывающих лишение свободы, путем перевода их с одних условий отбывания наказания на другие. Перспектива быть переведенным на более легкие условия отбывания наказания является стимулирующим фактором к исправлению осужденных. Наконец, дифференциация условий отбывания лишения свободы в рамках каждого вида исправительной колонии помогает подготовить лиц, заканчивающих отбывание наказания, к адаптации в обществе после освобождения из мест лишения свободы.

Таким образом, реализуются принципы «…дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения…» уголовно-исполнительного законодательства РФ (ст. 8 УИК).

Отбывание наказания в исправительной колонии общего режима регулируется ст. 120 – 121 УИК.

В обычных условиях в исправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы осужденные:

а) поступившие в нее после вступления приговора в законную силу;

б) переведенные из колоний-поселений и воспитательных колоний, а также с облегченных и строгих условий отбывания наказания исправительной колонии общего режима.

В облегченных условиях в исправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы осужденные, переведенные в порядке поощрения с обычных условий отбывания наказания в этой колонии по отбытии там не менее шести месяцев срока наказания, в течение которого они не имели взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относились к труду.

Информация о работе Общий режим отбывания наказания осужденных к лишению свободы