Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:41, курсовая работа
Цель работы – определение понятие и режима государственной границы РФ, а также правовых основ ее охраны.
Задачи работы: 1) определить понятие и режим Государственной границы; 2) определить полномочия государственных органов по охране Государственной границы; 3) выявить меры по совершенствованию законодательного обеспечения правовых режимов в деятельности по защите Государственной границы РФ.
Начиная с середины 80-х годов ХХ века проблемы правового режима государственных границ и приграничных регионов привлекают внимание ученых и практиков. Обусловлено это глобализацией экономики, развитием межрегионального сотрудничества, кардинальными изменениями на карте мира. Государство обязано оказывать доминирующее влияние на развитие приграничных регионов, что в первую очередь должно найти выражение в создании соответствующей правовой основы, поскольку появление новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза и неразвитость новой приграничной инфраструктуры привели к появлению связанных с этим пограничных и приграничных проблем и угроз.
Актуальность настоящей темы обусловливается тем фактом, что важнейшим средством обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экономической, политической, экологической, технологической, информационной и других сферах является эффективная защита Государственной границы РФ. Поэтому обеспечение государственной безопасности России в пограничной сфере, охрана, защита и укрепление государственных границ, обеспечение их неприкосновенности должно рассматриваться в качестве приоритетного направления и важнейшей сферы деятельности федеральных, территориальных органов государственной власти и органов муниципального управления в общей системе обеспечения национальных интересов и безопасности государства.
Цель работы – определение понятие и режима государственной границы РФ, а также правовых основ ее охраны.
Задачи работы: 1) определить понятие и режим Государственной границы; 2) определить полномочия государственных органов по охране Государственной границы; 3) выявить меры по совершенствованию законодательного обеспечения правовых режимов в деятельности по защите Государственной границы РФ.
Государственные интересы требуют обеспечения экономической и политической безопасности, установления и поддержания такого правового режима государственной границы, который максимально защищал бы эти интересы. Но, как показывает исторический и зарубежный опыт, подобная государственная политика может привести к ослаблению и разрыву существующих экономических и политических связей, а на некоторых участках государственной границы в силу существующих национальных связей – и к серьезным социальным и межнациональным конфликтам.
Статья 3 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации»1 рассматривает охрану государственной границы как часть государственной системы обеспечения безопасности России и пограничной политики Российской Федерации. Защита государственной границы заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В целях защиты государственной границы перечисленные в Законе уполномоченные на то органы вправе использовать политические, правовые, дипломатические, экономические, оборонные, пограничные, разведывательные, контрразведывательные, оперативно-розыскные, организационные, таможенные, природоохранные, санитарно-эпидемиологические, экологические и иные меры.
Целью всех указанных в Законе о
границе мер является недопущение
противоправного изменения
Основная задача государственного управления в сфере обеспечения правового режима государственной границы РФ состоит в том, чтобы не узковедомственный, а общегосударственный подход определял деятельность различных субъектов обеспечения правового режима государственной границы РФ.
С учетом осмысления собственного опыта и комплексного анализа законодательной практики ведущих стран мира требуется разработка научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения специальных административно-правовых режимов. Основой внимания к проблеме их формирования является механизм формирования и реализация стратегии государственной безопасности России, призванной обеспечить защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз за счет политических, экономических, военных, правовых, научно-технических и иных возможностей государства2.
За последнее десятилетие в
Российской Федерации был принят
ряд «режимных» законодательных актов:
Федеральный конституционный закон «О
чрезвычайном положении»3,
Федеральный конституционный закон «О
военном положении»4,
Закон РФ «О закрытом административно-
Несмотря на определенную взаимосвязь и взаимодействие международных и внутригосударственных режимов, группу административно-правовых режимов нельзя считать чем-то напрямую производным от международно-правовых режимов. Ведь основой административно-правовых режимов является суверенная концепция собственной безопасности, которая опирается на внутренние экономические, политические, социальные и иные факторы.
Таким образом, с проблемой формирования общегосударственной системы поддержания административно-правового режима государственной границы связана проблема нормативного правового обеспечения деятельности различных органов государственной власти, участвующих в обеспечении пограничной безопасности. Данная проблема актуализируется в связи с упразднением Федеральной пограничной службы и созданием пограничной службы ФСБ России. В этой связи необходимы разработка и принятие федерального закона «О пограничных войсках ФСБ России». Подобный законодательный акт не должен был бы дублировать имеющиеся нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения военной службы, а регулировал бы государственно-служебные отношения, связанные с выполнением пограничной службой возложенных на нее задач и функций в сфере обеспечения правового режима государственной границы РФ. Принятие такого закона позволило бы решить ряд вопросов, связанных с обеспечением пограничной безопасности, а также было бы промежуточным этапом на пути создания пограничной полиции.
Государственное управление в области
обеспечения государственной
Охрана Государственной
Полномочия органов
Федеральные органы представительной
и исполнительной власти осуществляют
общее руководство в сфере
охраны Государственной границы
РФ, определяют основные направления
федеральной пограничной
а) заключают международные догово
б) устанавливают основные требования, предъявляемые к соглашениям о приграничном сотрудничестве;
в) устанавливают порядок
г) определяют порядок применения Таможенного тарифа Российской Федерации;
д) регулируют внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на приграничной территории Российской Федерации;
е) представляют интересы России по вопросам приграничного сотрудничества в международных организациях9.
В совместном ведении Российский Федерации и субъектов РФ находятся административное, административно-процессуальное законодательство (в частности, меры административного воздействия за правонарушения, связанные с охраной Государственной границы); режим пограничных зон.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти координируют деятельность субъектов Российской Федерации по регулированию приграничного сотрудничества; устанавливают порядок осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории; реализуют федеральные программы по вопросам приграничного сотрудничества.
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности, санкционирует действия по обеспечению безопасности в различных сферах, в том числе и в сфере Государственной границы, реорганизует и упраздняет подчиненные непосредственно ему органы и силы обеспечения безопасности. Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности, который подготавливает решения Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности10.
В настоящее время ведется
В этой связи система управления
приведена в соответствие с территориальным
принципом организации
В настоящее время работа по реализации планов развития Пограничной службы вышла на второй этап – формирование пограничных управлений ФСБ России в приграничных субъектах Российской Федерации. Эти управления становятся основными территориальными пограничными органами со всей полнотой функций и ответственности за организацию охраны границы. Этому способствует наделение их функциями административно-хозяйственного управления.
Пограничные округа, которые существовали раньше в форме региональных пограничных управлений, упразднены. В федеральных округах созданы региональные управления, выполняющие в основном организационно-контрольные функции. В результате сокращено промежуточное административно-хозяйственное звено, а управление силами и ресурсами приближено к границе.
На базе пограничных отрядов формируются районные (межрайонные) службы, которые освобождаются от функций обеспечения. Основные усилия в своей деятельности они сосредоточивают на противодействии трансграничной преступности в пределах приграничной территории и охране границы.
Организована работа по децентрализации системы снабжения, передаче финансовых средств в пограничные управления и сокращению централизованных поставок. Это позволит передать руководителям пограничных органов реальные финансовые рычаги управления, вследствие чего не только сократится нагрузка на Центральный аппарат по распределению средств, но и будут созданы условия для сосредоточения всех его усилий, прежде всего, на вопросах охраны границы.
Совместно с Министерством транспорта организовано применение в охране границы региональных систем безопасности мореплавания и управления движением судов. Опыт использования данных систем показывает, что их проектирование и развертывание целесообразно осуществлять с учетом интересов всех заинтересованных министерств и ведомств. Это значительно дешевле, чем создание множества ведомственных радиолокационных комплексов.12
Федеральное Собрание Российской Федерации
формирует законодательную базу
в области пограничной политики
и обеспечивает законодательное
регулирование отношений в сфер
1. осуществление законодательного регулирования организации управления пограничной службы ФСБ России;
2. установление основных принципов, основ деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пограничной политики;
3. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
4. рассмотрение правовых актов, касающихся статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации и т.д.