Опыт организации государственной службы за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

В мире существуют различные традиции организации государственно-служебной деятельности. Поэтому теоретический и практический интерес представляет опыт тех стран, государственная служба которых функционирует эффективно, и авторитет служащих в обществе достаточно высок. Таковыми в настоящее являются государственные службы развитых стран Запада - США, ФРГ, Великобритании и Франции, которые и будут рассмотрены в работе.

Содержание работы

Введение 3
1 Государственный служащий за рубежом: понятие и правовой статус 4
2 Подготовка кадров для государственной службы за рубежом 9
2.1 Англосаксонский подход 11
2.2 Французский подход 13
2.3 Американский подход 15
3 Поступление и карьерное продвижение государственных служащих 17
4 Денежное содержание государственных служащих 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Karine.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» 

 

Кафедра государственного и муниципального управления                                                                  Специальность 080504 «Государственное муниципальное управление»

Специализация «Государственное и муниципальное управление»

( на базе среднего (полного) общего и среднего  профессионального образования,  внебюджет)

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине «Система государственного управления»

 

 

На тему: «Опыт  организации государственной службы за рубежом»

 

 

 

                  

 

 

 

 

Руководитель   _________________________  к.ф.н., профессор М.И. Халиков

 

 

Студент            _________________________ К.М. Аминова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа-2012

Содержание

 

Введение                         3

1 Государственный служащий  за рубежом: понятие и правовой  статус  4

2 Подготовка кадров  для государственной службы за  рубежом   9

2.1 Англосаксонский подход                11

2.2 Французский подход                                                                                       13

2.3 Американский подход                                                                                     15

3 Поступление и карьерное  продвижение государственных служащих         17

4 Денежное содержание государственных служащих                                      22

Заключение                                                                                                             26

Список использованной литературы                                                                   28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственная служба была, есть и будет в обозримом  будущем одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных  аспектов её построения и функционирования, развития в нашей стране, особенностей государственной службы в различных странах - необходимы широкому кругу лиц, каким-либо образом соприкасающихся с данным институтом.

Государственная служба, прежде всего, служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, учреждениях, предприятиях. Это широкое понятие «государственной службы», которое применяется законодательством зарубежных стран. В Российской Федерации же понятие «государственной службы» используется в более узком смысле. Актуальность изучения опыта организации и функционирования государственной службы в зарубежных странах обусловлены возрастанием роли государственного управления в осуществлении идущих социально-демократических преобразований, как в России, так и во многих развивающихся странах.

В мире существуют различные  традиции организации государственно-служебной  деятельности. Поэтому теоретический  и практический интерес представляет опыт тех стран, государственная служба которых функционирует эффективно, и авторитет служащих в обществе достаточно высок. Таковыми в настоящее являются государственные службы развитых стран Запада - США, ФРГ, Великобритании и Франции, которые и будут рассмотрены в работе.

 

 

 

1.  Государственный  служащий за рубежом: понятие  и правовой статус

 

В зарубежных странах  нет однозначного определения термину  государственный служащий, однако исследователи  сходятся во мнении, что существуют некие определяющие понятия, которые характерны для государственного служащего большинства стран. К ним можно отнести физическое лицо:

 

являющееся гражданином  данного государства;

 

занимающее должность  в государственном аппарате;

 

наделенное государственно-властными  полномочиями в компетенции своей должности;

 

выполняющее функции  государства, поэтому действующее  от

имени государства;

 

действующее на возмездной основе, т. е. профессионально, получающее основной источник дохода от деятельности на государственной службе;

 

6) действия которого обеспечиваются государственным принуждением.

 

Например, в законодательно-нормативных  актах Великобритании отсутствует  четкое понятие «государственный служащий». Но на основе документальных источников авторы придают этому понятию широкий и узкий смысл. В узком смысле под служащим понимается лицо, являющееся служащим административного органа государственного управления. К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, включая как собственного гражданских служащих, т. е. служащих министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил, полиции, а также публичных корпораций, местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования и т. п.

Не существует строгого определения понятия госслужащего и во Франции. Разделы 2, 3, 4 Общего Устава Государственной службы Франции упоминают в качестве характеристики госслужащего: назначение на постоянную должность, оплачиваемую государственным бюджетом; присвоение определенного чина в соответствии с табелем о рангах Центральной, Территориальной или Больничной Государственной Службы.

В Германии понятие “государственный служащий» также охватывает всех работников государственных учреждений, к которым относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, полицейские, военнослужащие и т.д. Лица, находящиеся на государственной службе ФРГ, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Чиновником является лицо, которое состоит с государством в публично-правовом «отношении службы и верности» и осуществляет свои функции на постоянной основе (ст. 33, п.4 Основного закона ФРГ). Чиновники и служащие (рабочие) отличаются друг от друга, прежде всего тем, что первые назначаются на службу пожизненно, а со служащими и рабочими заключаются трудовое соглашение, которое может быть расторгнуто.

Верховный Суд Европейского сообщества при определении понятия  госслужащего также отдал предпочтение такому критерию, как выполнение функций  государственной власти. В своей деятельности госслужащие подчиняются определенному юридическому режиму, своду специфических прав и обязанностей. При получении депутатского мандата чиновник обязан оставить госслужбу.

 

В США служащий означает лицо, назначенное на государственную службу и вовлеченное в выполнение федеральных функций в соответствии с законом.

     В целом в большинстве стран сохраняется тенденция к сокращению управленческого аппарата и переводу отдельных разрядов государственных служащих (почтовиков, железнодорожников, работников морского, речного, воздушного транспорта и пр.) в частный сектор.

Фундаментом стабильно  функционирующей государственной  службы является законодательное закрепление  статуса государственного служащего  и последующее его неуклонное соблюдение. Государственная служба в целом обладает повышенной степенью консерватизма, стабильности - по сравнению, например, с предпринимательской деятельностью.

Во всех странах руководство  государственными служащими осуществляется на основе официально разработанной кадровой политики. В последние годы она стала более универсальной по своему содержанию, принципам и методам, по крайней мере, для европейских государств. Так, постоянная комиссия ЕС, занимающаяся региональными и местными административными органами, приняла Декларацию основных принципов игровой политики, которая является ориентиром в работе со всеми категориями государственных служащих. В Декларации изложены права и обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, ответственность региональных и местных органов управления за ее организацию.

Основные обязанности  госслужащих. Главная обязанность  любого служащего - служение государству. Кроме того, в Декларации зафиксированы  другие обязанности госслужащих:

 

       При исполнении своих обязанностей государственные служащие должны руководствоваться интересами данного регионального или местного органа управления.

 

Служащий должен воздерживаться от действий или поведения, которые  не совместимы с его должностью.

 Служащий не должен раскрывать связанные с его работой конфиденциальные данные.

  Служащий несет ответственность за выполнение возложенных на него задач, за исключением распоряжений, явно противоречащих закону. Ответственность не снимается, если задача делегируется им своему подчиненному.

  Служащий не может заниматься деятельностью, не совместимой с его должностью. Служащим запрещено заниматься какой-либо профессиональной деятельностью, кроме основной, за исключением научно- преподавательской деятельности в университетах.

  Служащий, в компетенцию которого попадает дело, в котором он лично заинтересован, должен проинформировать об этом соответствующий орган.

  С целью гарантий выполнения служащими своих обязанностей Уставы госслужб зарубежных стран предусматривают ряд дисциплинарных мер: порицание, предупреждение, понижение в чине, уменьшение жалования, увольнение. Данные дисциплинарные меры накладываются руководителем, как правило, после консультации со специальными комиссиями. Наказанный служащий может с целью защиты подать жалобу в административный суд, в высший суд госслужбы и т. д.

   В США к недобросовестным государственным служащим применяются меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, понижение в должности, временное отстранение от должности без оплаты труда до 14 дней, отпуск без содержания до 30 дней, понижение в должностной квалификации, сокращение должностного оклада, увольнение со службы. При этом, разумеется, все дисциплинарные меры могут быть обжалованы служащим в Совете по защите системы заслуг.

 

Права государственных служащих. Права госслужащих по сравнению с работниками частного сектора несколько ущемлены. Это выражается в том, что в ряде стран имеются ограничения на забастовки, хотя в Декларации в ст. 27 госслужащий имеет право на забастовку. К основным правам госслужащих относятся: равенство доступа на госслужбу; право на жалование; право на отпуск и пенсию; право на профессиональное образование; право на свободу взглядов; право на создание профсоюзов и объединений; право на специальную социальную защиту; право на стабильность и гарантию работы.

Право на стабильность и  гарантию работы характерно для всех зарубежных стран. Именно это право  отличает в первую очередь госслужащих  от чиновников, принятых на работу по контракту  на определенный срок. В принципе, человек, поступивший на госслужбу, становится госслужащим «пожизненно», до пенсии, за исключением добровольной отставки или увольнения за дисциплинарный проступок. В случае сокращения по какой-либо причине рабочего места государство обязано предоставить служащему другую должность, соответствующую его чину.

 

 

 

 

 

 

 

2.Подготовка кадров  для государственной службы

 

Построение демократического правового федеративного государства  требует создания адекватной системы  органов государственной власти и соответствующей её целостности системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышение качества оказываемых гражданам публичных услуг, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Это делает актуальным изменение к важнейшему национальному достоянию общества - его кадровому потенциалу, в том числе профессиональному корпусу государственных служащих.

Основу таких механизмов должны составить современные кадровые технологии, такие как: назначение на должность государственной гражданской службы по итогам проведения конкурса; содействие должностному росту государственных служащих на конкурсной основе; формирование и использование кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы; оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих посредством проведения аттестации и квалификационного экзамена; ротация служащих и другие.

Исследуя международный  опыт подготовки кадров для государственной  службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило, закреплен в соответствующих правовых документах. Обязательным условием для поступления на государственную службу является наличие базового образования и специальной профильной подготовки. Кроме того, для повышения профессиональных навыков в процессе карьерного роста государственный служащий регулярно должен посещать различные курсы переподготовки, повышения квалификации, проходить стажировки и т.д.

 

К концу прошлого века во многих развитых европейских и американских странах были созданы специальные программы подготовки кадров для государственной службы, которые укладываются в единый стандарт, получивший название МРА -Master of Public Administration. Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных странах, имеются существенные отличия, позволяющие говорить о нескольких различных подходах к подготовке государственных служащих.

Информация о работе Опыт организации государственной службы за рубежом