Организационно-административные
методы
Организационно-административные
методы управления базируются на прямых
директивных указаниях. Объективной
основой использования этих методов
выступают организационные отношения,
составляющие часть механизма управления.
Задача организационно-административной
деятельности состоит в координации
действий подчиненных. Никакие экономические
методы не смогут существовать без организационно-административного
воздействия, которое обеспечивает четкость,
дисциплинированность и порядок работы
в коллективе. Важно определить оптимальное
сочетание, рациональное соотношение
организационно-административных и экономических
методов.
Подход, согласно которому сфера
воздействия экономических методов
расширяется только за счет вытеснения
организационно-административных методов
управления, нельзя признать правомерным
ни с научной, ни с практической точек
зрения, так как механизмы их действия
принципиально различаются. Организационно-административные
методы в основном опираются на власть
руководителя, его права. Однако административные
методы не следует отождествлять с волевыми
и субъективными методами руководства,
то есть администрированием.
Организационно-административные
методы оказывают прямое воздействие
на управляемый объект через приказы,
распоряжения, оперативные указания,
отдаваемые письменно или устно,
контроль за их выполнением, систему административных
средств поддержания трудовой дисциплины
и т.д. Они призваны обеспечить организационную
четкость и дисциплину труда. Эти методы
регламентируются правовыми актами трудового
и хозяйственного законодательства.
Возможны три формы
проявления организационно-административных
методов:
- обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
- согласительные формы (консультация, разрешение компромиссов);
- рекомендации, пожелания
(совет, разъяснение, предложение и т.п.).
Все формы
организационно-административных методов
едины в одном: это прямые задания
и распоряжения вышестоящих органов
управления, которые направлены на
соблюдение законов и постановлений,
приказов и распоряжений руководителей
в целях оптимизации производственных
процессов.
Организационно-административные
методы от других методов отличает
четкая адресность директив, обязательность
выполнения распоряжений и указаний,
невыполнение которых рассматривается
как прямое нарушение исполнительской
дисциплины и влечет за собой определенные
взыскания. По существу, организационно-административные
методы - это методы принуждения, которые
сохраняют свою силу до тех пор, пока
труд не превратится в первую жизненную
потребность человека.
В зависимости от функционирующих
в коллективе методов руководства
формируется соответствующая им
система подчинения. Формы такого
подчинения должны носить самый благожелательный
характер, способствовать прогрессу
в коллективе и не вызывать нежелательных
эмоций типа унижения, неловкости, досады,
раздражения, а иногда и стрессов,
которые исключают всякое взаимопонимание
между управляющей и управляемой
системами.
В практике управленческой деятельности
административное воздействие связано,
как правило, с тремя типами подчинения:
- вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху";
- пассивным подчинением, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
- осознанным, внутренне обоснованным, которое удовлетворяет и руководителя, и подчиненного.
Использование
организационно-административных методов
управления создает благоприятные
условия для существования и
развития управляемой системы, оказывает
целенаправленное воздействие на объект
управления. К характерным особенностям
прямого воздействия относится
непосредственная связь руководителя
и подчиненного. Однако прямые воздействия
в конечном счете ведут к усилению пассивности
подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению.
Наиболее эффективны косвенные методы
воздействия, когда они осуществляются
посредством Постановки задачи и создания
стимулирующих условий.
Таким образом, организационно-административные
методы управления опираются на систему
законодательных (нормативно-правовых)
актов и силу власти менеджера, решают
те же задачи, что и другие методы
менеджмента, однако осуществляются в
форме организационного и распорядительного
воздействия на управляемую систему.