Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:37, дипломная работа

Описание работы

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Новейшие теории социальной философии и социальные науки в целом переживают сегодня период становления и развития значительного числа открытых и переосмысленных теоретико-методолог

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации управленческого учета
1.1. Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение
1.2. Главные особенности управленческого учета
1.3. Варианты организации управленческого учёта: автономная и интегрированная
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета

ЛЮЙ ЛИНЬФАНЬ

Содержание

 
Введение

Глава 1. Теоретические основы организации управленческого учета

1.1. Система управленческого  учета на предприятии: предпосылки  создания, сущность и его значение

1.2. Главные особенности управленческого учета

1.3. Варианты организации  управленческого учёта: автономная  и интегрированная

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Управленческий учет - это процесс определения, измере­ния и сопоставления информации, позволяющийрменедже­рам предприятия с помощью этой информации принимать компетентные решения и планировать деятельность пред­приятия. Если учетная информация не способствует приня­тию более компетентныхешений, то ее сбор - это напрас­ная трата времени и денег.

Необходимость принятия управленческих решений, связанных с функционированием и развитием бизнеса, рано или поздно заставляет генерального директора задуматься о создании такой системы учета и отчетности, которая позволила бы ему без проблем и, желательно, не покидая кабинета, решать несколько задач:

- получать необходимую  для принятия стратегических  решений информацию о своем  бизнесе в финансовых и натуральных  показателях;

- следить за финансовыми  последствиями управленческих решений;

- наблюдать за эффективностью  деятельности как всего предприятия, так и каждого структурного  подразделения, а в некоторых  случаях оценивать и эффективность  отдельных операций.

Целью данной работы является: изучение организационных аспектов управленческого учета.

Задачами курсовой работы являются:

- изучить организационные  аспекты управленческого учета, рассмотреть варианты организации  учета на предприятии, этапы его  внедрения в учетную практику;

- рассмотреть практику  применения системы управленческого  учета в Российской Федерации  и особенности его ведения;

- рассмотреть систему  управленческого учета на анализируемом  предприятии.

При написании курсовой работы за методологическую основу исследования были приняты учебники и учебные пособия по проблемам организации управленческого учета на предприятии, статьи отечественных экономистов, опубликованных в периодических изданиях, инструктивные материалы и методические рекомендации по разработке и организации управленческого учета на предприятии. При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение.

 

Глава 1. Теоретические основы организации управленческого учета

 

1.1. Система управленческого  учета на предприятии: предпосылки  создания, сущность и его значение

 

Большинство специалистов в области управленческого учета под системой управленческого учета на предприятии понимают наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизацию и передачу информации о хозяйственной деятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования, контроля и анализа для формирования достаточной информационной базы внутренним пользователям с целью принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

 

Целью бухгалтерского управленческого учета является информационная поддержка руководителя для контроля за реальным производственно-финансовым результатом, фактически достигнутым за счет организации производства продукции и проведения предприятием финансовой политики в части осуществления расходов, формирования издержек производства и себестоимости продукции .

 

Умение извлекать нужную информацию, корректно и правильно ее интерпретировать и использовать как базу обоснования эффективных управленческих решений - основная проблема финансового менеджмента. Для ее решения необходима организация системы управленческого учета на предприятии .

 

Управленческий учет базируется на методиках, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. Несмотря на то, что на практике в организациях обычно используются отдельные элементы управленческого учета, важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение главного результата – повышения качества управления организацией.

 

Для построения адекватной и действенной (эффективной) системы управленческого учета на предприятии необходимо определить методологические и организационные основы организации учета.

 

1.2.  Главные особенности  управленческого учета

 

Можно отметить две главные особенности управленческого учета: ориентация на пользователя информации и оперативность предоставления данных. Ориентация на пользователя информации — определенного менеджера организации — характеризует сущность управленческого учета. Потребности менеджеров в информации для принятия решений и контроля будут зависеть, во-первых, от функциональной области, в которой они специализируются, во-вторых, от их положения в организационной структуре предприятия. В связи с этим система управленческого учета в конкретной организации может быть построена различными способами, учитывающими указанную специфику.

Вторая особенность управленческого учета — оперативность — обусловлена тем, что информация, необходимая для принятия решений и контроля, будет полезна только в том случае, когда она своевременно передается пользователям. При построении сложных систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость автоматизации учетных процедур, поскольку ручная обработка данных не позволяет обеспечить своевременность получения информации.

 

1.3. Варианты организации  управленческого учёта: автономная  и интегрированная

Выбор варианта ведения бухгалтерского управленческого учета зависит от таких факторов, как размер предприятия, степень централизации учета, организационная и производственная структура предприятия и пр. В настоящее время существует несколько основных способов организации управленческого учета.

Различие в методах и целях управленческого и финансового учета не исключает необходимости информационной взаимосвязи между ними. В частности, такую связь предполагает действующий План счетов, который исходит из возможности учета затрат на производство внутри единой системы бухгалтерского учета (финансового и управленческого) или обособленно с применением специализированной системы бухгалтерских счетов. Таким образом, допускается возможность существования однокруговой (монистической, интегрированной) и двухкруговой (вариант автономии) систем организации учета.

Варианты формирования системы управленческого учета могут быть самые разнообразные: автономный учет, интегрированный, вариант дуализма или монизма. Однако базироваться они должны на принципах:

согласованность с общими принципами формирования организационно-производственной структуры управления;

использование имеющейся информационной базы;

соответствие целей и задач управленческого учета стратегии деятельности предприятия;

доходы от внедрения управленческого учета должны быть значительно выше, чем затраты на организацию учета.

Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать сч. 20 — 29 для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), а сч. 30 - 39 - для учета расходов по элементам. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов-экранов. Состав и методику использования сч. 30 - 39 при таком варианте учета организация устанавливает исходя из особенностей деятельности, структуры, методов управления на основе рекомендаций Минфина России. Некоторые специалисты полагают, что это позволит выделить счета управленческого учета, хотя методических рекомендаций Минфин России в настоящее время пока не издал.

Возможные варианты организации управленческого учета и его взаимодействия с системой финансового учета рассматривались В. Б. Ивашкевичем, Е. А. Мизиковским, С. А. Николаевой, В. Ф. Палием, Л.З. Шнейдманом и другими авторами.

1. Интегрированное ведение  учета. Единая система счетов  — традиционный вариант для  российского бухгалтерского учета. Он хорошо знаком и применяется  на практике. Конечный результат  деятельности организации определяется  путем вычитания из выручки  от продаж (без НДС) расходов на  продажу и присоединения к  получен­ному результату разницы  прочих доходов и расходов. Для  выявления финансового результата  в пределах года в этом случае  требуется закрытие всех основных  счетов бухгалтерского учета. Интегрированная  система обычно функционирует  без использования специальных  счетов управленческого учета, а  используется единая система  счетов и бухгалтерских проводок. Для целей управления она группирует  информацию финансового учета  в специальных накопительных  регистрах, дополняя ее своими  данными и результатами расчетов.

Для сохранения коммерческой тайны на счетах бухгалтерского учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета.

Такой вариант учетной технологии предполагает, что счета управленческого и бухгалтерского учета, отражающие затраты на производство, ведутся в бухгалтерском учете без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов расходов и доходов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учета.

 

Дальнейшее совершенствование интегрированной системы связано с выделением для каждого элемента затрат специальных счетов управленческого учета. Инструкция по применению Плана счетов разрешает самим организациям определять состав и методику использования сч. 20 - 39. В третьем разделе Плана счетов «Затраты на производство» можно открыть счета: 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат». По дебету сч. 30 в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками« отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальные составляющие других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К сч. 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат. В организациях торговли данный счет применяется редко. По дебету сч. 31 в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая премии и другие формы оплаты труда персонала организации. В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимо открыть субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.

По дебету сч. 32 в корреспонденции со сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» отражаются суммы, начисленные для форми­рования пенсионного фонда и других аналогичных фондов социальной защиты. Если отчисления на социальные нужды приобретают форму социаль­ного налога, то сч. 32 корреспондирует с кредитом сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет прибыли, остающейся в распоряжение организации, по решению собственника или его представителей отражаются по дебету сч. 32 в корреспонденции со сч. 96 «Резервы предстоящих расходов». К сч. 32 необходимо открывать субсчета по видам отчислений на социальные нужды.

По дебету сч. 33 в корреспонденции со сч. 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематери­альные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражаются расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с при­нятыми ею методами и нормами амортизации.

По дебету сч. 34 в корреспонденции со сч. 60, 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внут­рихозяйственные расчеты» и другими счетами от­ражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из таких элементов. Открытие субсчетов к сч. 34 обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны.

Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают записью:

Д- тсч. 37, К-тсч. 30, 31, 32, 33, 34.

Для целей управления учет расходов организуется по статьям затрат, перечень которых предприятие устанавливает самостоя­тельно.

В интегрированной системе учета задача взаимодействия бух­галтерского и управленческого учета сводится к следующему. Внутренний бухгалтерский учет реорганизуется в основную ин­формационную базу по формированию альтернативных управ­ленческих решений, основываясь на требованиях утвержденной политики.

Предложенное построение интегрированной системы учета не потребует значительных дополнительных затрат, так как существующая на предприятии бухгалтерская служба кроме традиционной задачи формирования внешней отчетности расширит востребованность имеющейся бухгалтерской информации для внутрипроизводственных целей. Интегрированная система учета подходит для внедрения управленческого учета на предприятиях малого бизнеса.

Развитая интегрированная система обеспечивает динамичность учета, его приспосабливаемость к производственным условиям. Данная система находит применение в небольших организациях, где ограничены возможности контроля затрат и не допускаются различные оценки.

2. Автономная система  широко используется на крупных  и средних фирмах, где необходимость  детализированного и обособленного  управленческого учета ощущается  особо остро. При варианте автономии  каждая система учета (финансового  и управленческого) является замкнутой. В Плане счетов предусмотрена  возможность реализации варианта  с двумя системами счетов. При  двухкруговой (автономной) системе  каждый вид учета имеет самостоятельный  план счетов или в общем  плане выделяют обособленные  счета для управленческого учета, а все остальные используют  в финансовой бухгалтерии. Финансовый  и управленческий учет при  этой системе могут вестись  независимо друг от друга и  иметь разные итоговые данные, так как цель и назначение  финансового и управленческого  учета различны. В финансовой  бухгалтерии затраты группируются  по экономическим элементам, в  управленческой — по статьям  калькуляции. Связь между финансовой  и производственной бухгалтерией  рекомендовано организовать с  помощью, так называемых отражающих  счетов, или счетов-экранов.

Информация о работе Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета