Органы местного самоуправления в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 14:11, доклад

Описание работы

К органам местного самоуправления относятся местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Файлы: 1 файл

Органы местного самоуправления в Республики Беларусь.docx

— 19.33 Кб (Скачать файл)

Органы местного самоуправления в Республики Беларусь

 

К органам местного самоуправления относятся местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

 

Совет депутатов является представительным государственным органом на территории соответствующей административно-территориальной единицы и выступает основным звеном системы местного самоуправления.

 

Сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему Советов в нашей республике, единство которой обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

 

В Беларуси установлено три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

 

Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном законодательством.

 

Советы являются юридическими лицами. В своей деятельности они исходят из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения в вышестоящие органы.

 

Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в установленном законодательством республики порядке. Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь. Советы подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории и ответственны перед ними.

 

Совет организует свою работу на основе регламента, в котором определяется порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседания Совета и его комиссий, голосования по принимаемым решениям и т.д.

 

Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

 

По вопросам, рассмотренным на сессии, Совет принимает решения.

 

В областном, Минском городском, районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Совета организуют председатель соответствующего Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий, а также по решению Совета иные депутаты. Основной формой деятельности президиума Совета является заседание. Оно проводится не реже одного раза в квартал.

 

Возглавляет Совет председатель, который избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва.

 

Председатель сельского, поселкового, городского (городов районного подчинения) Совета одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета.

 

В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может быть освобожден от должности только Советом.

 

Советы полномочны решать вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Республики Беларусь. В пределах своей компетенции Советы независимы.

 

Важным элементом системы саморегулирования на местах являются органы территориального общественного самоуправления.

 

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, сел и т.п.) для самостоятельного решения вопросов местного значения либо непосредственно населением, либо через создаваемые им органов территориального общественного самоуправления (единоличные либо в форме советов, комитетов и др.).

 

Учреждение органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляется на собрании. Порядок избрания и работы органа этого самоуправления (старост, старейшин и др.) определяется положением, утвержденным Советом соответствующей административно-территориальной единицы.

 

Органы территориального общественного самоуправления вправе:

 

- вносить  на рассмотрение местных Советов, исполнительных комитетов предложений  по вопросам местного значения  и участвовать в их рассмотрении;

 

- созывать  собрания граждан и обсуждать  вопросы местной жизни;

 

- использовать  заработанные средства для развития  социальной инфраструктуры;

 

- принимать  на общественную и другую сохранность  жилые дома, торговые и спортивные  площадки и другие объекты;

 

- осуществлять  общественный контроль за работой  местных социально-культурных учреждений  и предприятий сферы обслуживания  населения, вносить предложения  по размещению предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, физической культуры и спорта.

 

Собрание граждан - это совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел. Собрание граждан по месту жительства созывается по мере необходимости местными Советами, исполнительными комитетами, а также органами территориального общественного самоуправления.

 

Наиболее важные вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения, могут решаться путем референдумов. Порядок их проведения определяется законом «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь».

 

В республике нет единой нормативно-правовой базы для органов территориального общественного самоуправления. Каждый регион разрабатывает положения, принимает решения о деятельности территориального общественного самоуправления, ищет источники материального и морального стимулирования людей, работающих в них; определяет формы и методы взаимодействия с исполнительными органами власти.

 

Органы территориального общественного самоуправления решают конкретные вопросы жителей, пользуются реальной поддержкой населения, способны оказать влияние на формирование мировоззрения граждан по целому ряду вопросов.

 

Экономическую основу местного управления и самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного управления и самоуправления и удовлетворения экономических потребностей населения соответствующей территории.

 

Немаловажную роль в функционировании системы местного управления и самоуправления играет местное хозяйство. Оно состоит из предприятий и объединений, в том числе объектов социальной и производственной инфраструктуры, являющихся коммунальной собственностью той или иной административной единицы.

 

Коммунальной собственностью является имущество, принадлежащее соответствующему административно-территориальному образованию, служащее источником получения доходов местных бюджетов, удовлетворения социальных и экономических потребностей населения. Управление этой собственностью осуществляют местные Советы, а также исполнительные комитеты.

 

Развитие каждого конкретно взятого региона зависит от системы взаимодействия местных представительных и исполнительных органов власти. Основой такого взаимодействия являются положения и гарантии закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

 

 


Информация о работе Органы местного самоуправления в Республики Беларусь