Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:40, доклад
Рассмотрев место и роль местного самоуправления в политической системе общества, правовую основу, на которой строится этот уровень власти, необходимо, прежде всего, определиться с главным содержанием его деятельности, тем кругом дел, которыми ведают муниципальные органы, вторым элементом компетенции - их правами и обязанностями. Это важно не только из соображений четкого разделения компетенции между уровнями власти и установления пределов прав и обязанностей каждого уровня. Основополагающим для формирования муниципального уровня власти является утверждение о существовании круга задач, которые должны решаться структурами публичной власти, причем наиболее эффективно они решаются именно на местном уровне.
1 Компетенция органов местного самоуправления
Рассмотрев место и роль местного самоуправления в политической системе общества, правовую основу, на которой строится этот уровень власти, необходимо, прежде всего, определиться с главным содержанием его деятельности, тем кругом дел, которыми ведают муниципальные органы, вторым элементом компетенции - их правами и обязанностями. Это важно не только из соображений четкого разделения компетенции между уровнями власти и установления пределов прав и обязанностей каждого уровня.
Основополагающим для формирования муниципального уровня власти является утверждение о существовании круга задач, которые должны решаться структурами публичной власти, причем наиболее эффективно они решаются именно на местном уровне.
Важнейшее установление содержится
в статье 132 Конституции Российской
Федерации. В части первой названной
статьи определен перечень главных
полномочий и предметов ведения
органов местного самоуправления, от
которых зависит
Четко выраженный в конституционной
норме принцип
Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей. Предметы ведения местного самоуправления - необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.
Закрепляемые нормами муниципального права, они, прежде всего, определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.
В положениях Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” раскрыты предметы ведения местного самоуправления и их компетенция:
1. В ведении муниципальных
образований находятся вопросы
местного значения, а также отдельные
государственные полномочия, которыми
могут наделяться органы
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение
уставов муниципальных
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование,
утверждение и исполнение
4) комплексное социально-
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание
и развитие муниципальных
7) организация, содержание
и развитие муниципальных
8) охрана общественного
порядка, организация и
9) регулирование планировки
и застройки территорий
10) создание условий для
жилищного и социально-
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования
водных объектов местного
13) организация, содержание
и развитие муниципальных
14) организация снабжения
населения и муниципальных
15) муниципальное дорожное
строительство и содержание
16) благоустройство и озеленение
территории муниципального
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных
услуг и содержание мест
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного
обслуживания населения и
21) создание условий для
обеспечения населения
22) создание условий для
деятельности учреждений
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание
муниципальной информационной
25) создание условий для
деятельности средств массовой
информации муниципального
26) создание условий для
организации зрелищных
27) создание условий для
развития физической культуры
и спорта в муниципальном
28) обеспечение социальной
поддержки и содействие
29) участие в охране
окружающей среды на
30) обеспечение противопожарной
безопасности в муниципальном
образовании, организация
Муниципальные образования
вправе принимать к своему рассмотрению
иные вопросы, отнесенные к вопросам
местного значения законами субъектов
Российской Федерации, а также вопросы,
не исключенные из их ведения и
не отнесенные к ведению других муниципальных
образований и органов
Часть вторая статьи 132 Конституции Российской Федерации расширяет сферу деятельности органов местного самоуправления тем, что они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:
1. Передача - способ регулирования
полномочий органа местного
2. Делегирование - предоставление
государственным органом