Органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:40, доклад

Описание работы

Рассмотрев место и роль местного самоуправления в политической системе общества, правовую основу, на которой строится этот уровень власти, необходимо, прежде всего, определиться с главным содержанием его деятельности, тем кругом дел, которыми ведают муниципальные органы, вторым элементом компетенции - их правами и обязанностями. Это важно не только из соображений четкого разделения компетенции между уровнями власти и установления пределов прав и обязанностей каждого уровня. Основополагающим для формирования муниципального уровня власти является утверждение о существовании круга задач, которые должны решаться структурами публичной власти, причем наиболее эффективно они решаются именно на местном уровне.

Файлы: 1 файл

1 Компетенция органов местного самоуправления.docx

— 16.67 Кб (Скачать файл)

1 Компетенция органов местного самоуправления

Рассмотрев место и  роль местного самоуправления в политической системе общества, правовую основу, на которой строится этот уровень  власти, необходимо, прежде всего, определиться с главным содержанием его  деятельности, тем кругом дел, которыми ведают муниципальные органы, вторым элементом компетенции - их правами  и обязанностями. Это важно не только из соображений четкого разделения компетенции между уровнями власти и установления пределов прав и обязанностей каждого уровня.

Основополагающим для  формирования муниципального уровня власти является утверждение о существовании  круга задач, которые должны решаться структурами публичной власти, причем наиболее эффективно они решаются именно на местном уровне.

Важнейшее установление содержится в статье 132 Конституции Российской Федерации. В части первой названной  статьи определен перечень главных  полномочий и предметов ведения  органов местного самоуправления, от которых зависит состоятельность  местного самоуправления в целом. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения. Такой подход позволяет создать  органам местного самоуправления самостоятельную  экономическую основу, являющуюся фундаментом  местного самоуправления.

Четко выраженный в конституционной  норме принцип самостоятельности  управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение, не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено ни в административном, ни в судебном порядке, но это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о  компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей  цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в  государстве. Компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей. Предметы ведения местного самоуправления - необходимый элемент правового  статуса каждого муниципального образования.

Закрепляемые нормами  муниципального права, они, прежде всего, определяют те области жизнедеятельности  населения муниципального образования, на которые распространяется его  юрисдикция.

В положениях Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” раскрыты предметы ведения местного самоуправления и их компетенция:

1. В ведении муниципальных  образований находятся вопросы  местного значения, а также отдельные  государственные полномочия, которыми  могут наделяться органы местного  самоуправления.

2. К вопросам местного  значения относятся:

1) принятие и изменение  уставов муниципальных образований,  контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного  бюджета, установление местных  налогов и сборов, решение других  финансовых вопросов местного  значения;

4) комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования;

5) содержание и использование  муниципальных жилищного фонда  и нежилых помещений;

6) организация, содержание  и развитие муниципальных учреждений  дошкольного, общего и профессионального  образования;

7) организация, содержание  и развитие муниципальных учреждений  здравоохранения, обеспечение санитарного  благополучия населения;

8) охрана общественного  порядка, организация и содержание  муниципальных органов охраны  общественного порядка, осуществление  контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки  и застройки территорий муниципальных  образований;

10) создание условий для  жилищного и социально-культурного  строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных  полезных ископаемых, а также  недр для строительства подземных  сооружений местного значения;

13) организация, содержание  и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения  населения и муниципальных учреждений  топливом;

15) муниципальное дорожное  строительство и содержание дорог  местного значения;

16) благоустройство и озеленение  территории муниципального образования;

17) организация утилизации  и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных  услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание  муниципальных архивов;

20) организация транспортного  обслуживания населения и муниципальных  учреждений, обеспечения населения  услугами связи;

21) создание условий для  обеспечения населения услугами  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания;

22) создание условий для  деятельности учреждений культуры  в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников  истории и культуры, находящихся  в муниципальной собственности;

24) организация и содержание  муниципальной информационной службы;

25) создание условий для  деятельности средств массовой  информации муниципального образования;

26) создание условий для  организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для  развития физической культуры  и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной  поддержки и содействие занятости  населения;

29) участие в охране  окружающей среды на территории  муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном  образовании, организация муниципальной  пожарной службы.

Муниципальные образования  вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов  Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и  не отнесенные к ведению других муниципальных  образований и органов государственной  власти.1 Статья 14,15

Часть вторая статьи 132 Конституции  Российской Федерации расширяет  сферу деятельности органов местного самоуправления тем, что они могут  быть наделены отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Наделение полномочиями может  осуществляться двумя способами:

1. Передача - способ регулирования  полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие  государственного органа исключается  из его компетенции и включается  в компетенцию органа местного  самоуправления.

2. Делегирование - предоставление  государственным органом принадлежащего  ему права решения какого-либо  вопроса органам местного самоуправления  на один раз, на определенный  срок или бессрочно.


Информация о работе Органы местного самоуправления