Основание административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. В связи с этим актуальным становится вопрос об основаниях применения данной ответственности, тем более, что в Российском законодательстве появляются новые составы административных правонарушений, чему в том числе способствует нормотворческая работа субъектов РФ; изменяется административно-юрисдикционная деятельность: появляются новые органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вносятся коррективы в структуру таких органов и в содержание их полномочий; нарабатывается судебная практика, в т.ч. по таким субъектам административной ответственности как юридические лица, вносятся изменения в действующий порядок вынесения постановлений о наложении взысканий.

Содержание работы

Введение.
2. Нормативные основания административной ответственности.
3. Фактические основания административной ответственности.
4. Процессуальные основания административной ответственности.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по администр.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Постановление о прекращении производства по делу может быть вынесено в трех случаях: при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5. Кодекса; при применении статьи 2.9.; при передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае если совершенное деяние содержит признаки преступления. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении указываются должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших данное постановление.

Указываются дата и место рассмотрения дела. Эти сведения также имеют важное значение, поскольку Кодексом установлены давность привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности является пресекательным, его истечение не позволяет обсуждать виновность либо невиновность лица, в отношении которого возбуждено (решается вопрос об отказе в возбуждении) дела об административном правонарушении и влечет обязательное прекращение производства по делу по данному основанию (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Затем указываются сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Применительно к физическому лицу они включают следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, поскольку административная ответственность наступает по достижении 16-летнего возраста, причем лица в возрасте от 16 до 18 лет относятся к специальным субъектам ответственности, а также иные необходимые сведения.

Применительно к юридическому лицу указываются его наименование и правовой статус, а также иные необходимые сведения.

После этого указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Кодексом определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Полное и правильное указание всех обстоятельств важно для быстрого и самое главное справедливого разрешения дела.

Например, по общему правил дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5. КоАП РФ). Поэтому не указание точного места совершения административного правонарушения (вплоть до номера дома), в случае, если дело об административном правонарушении будет рассматриваться, к примеру, мировым судьей, т.к. их компетенция даже в пределах района города разделена на участки, может повлечь затруднения в привлечении лица к ответственности, т.к. согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В постановлении указывается статья Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо указываются конкретные юридические основания прекращения производства по делу. Принятое решение по делу должно быть мотивированным, должны быть указаны срок и порядок обжалования постановления. Отражение в протоколе необходимых сведений о возможном обжаловании вынесенного постановления обеспечивает соблюдение прав соответствующих участников производства по делам об административном правонарушении.

При наложении административного штрафа в постановлении указывается также информация о получателе штрафа, которая необходима в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа.

Когда дело об административном правонарушении рассматривается судьей, он в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Кодекса вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, если отсутствует спор о возмещении такого ущерба.

В этом случае в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Когда судья назначает наказание в виде административного приостановления деятельности, он решает вопрос о мероприятиях, которые необходимы для обеспечения исполнения данного административного наказания.

Если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то одновременно решается вопрос о мерах, которые необходимы для приостановления операций по счетам.

При осуществлении производства по делу об административном правонарушении могут применяться такие меры обеспечения производства, как изъятие вещей и документов и арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения.

Если в отношении этих вещей и документов не применено или не может быть применено административное наказание в виде возмездного изъятия или конфискации, то в постановлении по делу должно быть отражено решение вопросов о таких вещах.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом вынесшим постановление.

Постановление-квитанция. Одна из разновидностей так называемой непротокольной формы производства по делу. В соответствии со ст.ст. 28.6., 32.2., 32.3. КоАП РФ для физических лиц, совершивших административное правонарушение, предусмотрена упрощенная процедура привлечения к административной ответственности. В редакции данных статей с 01.01.2008г. внесены изменения, о которых речь пойдет ниже. Однако, хотелось бы отметить, что и до этой даты, постановление-квитанция по делам об административных правонарушениях по сути не являлась квитанцией по административным правонарушениям в сфере безопасности дорожного движения, т.к. не подтверждала факт передачи денег. Например, в органах ГИБДД не было своих касс и бухгалтерии, чтобы сдать туда денежные средства, не было установлено порядка оприходования данных денег, ведения кассовых книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

 

В настоящее время перед юридической наукой стоит задача глубокого изучения и осмысления, а также анализа практики применения, постоянно меняющегося Кодекса об административных правонарушениях с целью возможного дальнейшего совершенствования. Однако, это невозможно сделать без теоретических разработок, ведь тот факт, что в КоАП РФ вносится такое количество дополнений и изменений, свидетельствует с одной стороны о том, что данный документ не был в достаточной мере проработан при его принятии, а с другой, что теоретическая наука, правоприменение, а также реалии жизни меняются и диктуют необходимость дальнейшей, более детальной разработки Кодекса.

Значение нормативных оснований ответственности состоит в том, что юридическая ответственность вообще не может возникнуть, если такая возможность не предусмотрена законом. Для административной ответственности такой предпосылкой является наличие в законодательстве нормы с административной санкцией. Поскольку для наступления административной ответственности необходимо, чтобы имели место все три основания наступления административной ответственности, - нормативное, фактическое и процессуальное и именно в такой последовательности, необходимы дальнейшие теоретические разработки в данной сфере, как-то в вопросе законодательства об административных правонарушениях субъектов РФ, в вопросе об установлении вины юридического лица, разработке и сосредоточении норм об административной ответственности в КоАП РФ и исключении их из других норм (АПК РФ, Налоговый кодекс и т.д.), дальнейшей разработке альтернативных методов административных наказаний как основных, так и дополнительных, т.к. одно только ужесточение норм не приводит к желаемому результату.

 

5.Список литературы

 

 

1.                  Конституция Российской Федерации . [Электронный ресурс].-    Электрон. текстовые данные.- Консультант Плюс.2006.

2.                  Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.[Электронный ресурс].- Электрон. текстовые данные.- Консультант Плюс.2006.

3.                  Постановление Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» №5 от 24.03.2005г. [Электронный ресурс].-    Электрон. текстовые данные.- Консультант Плюс.2006.

4.                  Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций.-М: Норма, 2004.

5.                  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.:2004.

6.   Интернет-сайты:  www.morereferatov.ru/docs/46056, www.diplomz.ru/diplom/68886,

   www.pravo.eup.ru/Documents/2002-12-20/4052.asp, window.edu.ru/window/library

 

 

 

32

 



Информация о работе Основание административной ответственности