Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 15:17, контрольная работа
Чтобы обеспечить непрерывность осуществления президентской власти, Конституция предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия (ч. 2 и 3 ст. 92).
Полномочия Президента досрочно прекращаются в случаях: 1) его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.
1. Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ………………...………………………………………………………..3
2. Правовые основания образования новых субъектов федерации в составе РФ………...…………………………………………………..…..6
3. Список литературы……………………..……………………................12
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнил:
Студент 1-го курса
II семестр
2013
Оглавление
Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ
Чтобы обеспечить непрерывность
осуществления президентской
Полномочия Президента досрочно прекращаются
в случаях: 1) его отставки; 2) стойкой неспособности
по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия; 3) отрешения от должности.
Во всех указанных случаях обязанности
Президента временно исполняет Председатель
Правительства РФ. Однако исполняющий
обязанности не имеет права распускать
Государственную Думу, назначать референдум,
а также вносить предложения о поправках
и пересмотре положений Конституции РФ.
Выборы Президента должны состояться
не позднее трех месяцев с момента досрочного
прекращения исполнения полномочий.
Ни Конституция, ни текущее федеральное
законодательство не определяют процедуру
прекращения полномочий Президента в
случае стойкой неспособности осуществлять
полномочия по состоянию здоровья.
Конституционный Суд в Постановлении
по делу о толковании положений статей
91 и 92 (часть 2) Конституции РФ от 11 июля
2000 г. следующим образом истолковал положение
ст. 92 (часть 2):
1) для досрочного освобождения главы государства
от должности по состоянию здоровья необходимо
выработать особый порядок (процедуру)
такого освобождения;
2) положения о порядке установления степени
утраты трудоспособности, определенные
в Основах законодательства об охране
здоровья граждан, не связаны с применением
ст. 92 (часть 2);
3) для установления стойкой неспособности
по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
Президенту полномочия требуется особая
процедура с целью объективного подхода
к определению фактической невозможности
для Президента в связи с расстройством
функций организма, носящих постоянный,
необратимый характер. Для досрочного
прекращения полномочий Президента в
таком случае может не являться обязательной
предпосылкой волеизъявление Президента;
4) приведение в действие досрочного прекращения
полномочий Президента по состоянию здоровья
допустимо лишь при исчерпании всех иных
возможностей, связанных с временным неисполнением
Президентом своих полномочий или добровольной
его отставки;
5) порядок установления стойкой неспособности
Президента осуществлять свои полномочия
не может быть облегченным, упрощенным.
При этом должна быть исключена возможность
превращения данного порядка в способ
необоснованного отстранения Президента,
а тем более в неконституционный способ
присвоения каким-либо органом или лицом
властных полномочий Президента.
В особых случаях временной неспособности
Президента по состоянию здоровья осуществлять
свои полномочия Президент, как показала
практика, издает Указ "О временном
исполнении обязанностей Президента Российской
Федерации".
Порядок досрочного прекращения полномочий
Президента в случае его отрешения от
должности урегулирован в Конституции
(ст. 93).
Осуществление ответственных полномочий,
возложенных Конституцией на Президента,
требует достаточно высокого уровня защищенности
его статуса. Это
необходимое условие для того, чтобы решения
Президента основывались на высших долгосрочных
государственных интересах России, а не
на учете колебаний в раскладе политических
противоборствующих сил в парламенте,
популистских интересов. Отрешение Президента
от должности - высшая форма ответственности
Президента. Исходя из статуса главы государства,
факта всенародного избрания Президента,
порядок его отрешения от должности не
может быть упрощенным.
Поэтому вполне правомерно Конституция
установила достаточно сложный порядок
отрешения Президента от должности (ст.
93). Для этого требуется инициатива не
менее одной трети депутатов Государственной
Думы, причем при наличии заключения специальной
комиссии, образованной Думой. В самой
процедуре отрешения задействованы обе
палаты Федерального Собрания, Конституционный
Суд и Верховный Суд. Государственная
Дума выдвигает обвинение против Президента,
которое должно быть подтверждено заключением
Верховного Суда. Конституционный Суд
дает заключение о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации
отрешает Президента от должности. Решение
Государственной Думы о выдвижении обвинения
и решение Совета Федерации об отрешении
от должности должны быть приняты двумя
третями голосов от общего числа в каждой
из палат.
Сняты имевшие место в прежней Конституции
такие размытые, допускавшие широкое толкование
формулировки оснований для отрешения
Президента от должности, как "нарушение
конституции, закона и присяги". По действующей
Конституции отрешение возможно только
на основании обвинения Президента в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления.
Эти категории имеют строго юридическое
содержание, не могут произвольно трактоваться,
подлежат квалифицированной правовой
оценке.
Решение Совета Федерации об отрешении
Президента от должности должно быть принято
не позднее чем в трехмесячный срок после
выдвижения Государственной Думой обвинения
против Президента. Если в этот срок решение
Совета Федерации не будет принято, обвинение
против Президента считается отклоненным.
2. Правовые основания образования новых субъектов федерации в составе РФ
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта – это способ изменения ее субъектного состава. Данный процесс, так же как и принятие в состав Российской Федерации нового субъекта, законодательно регулируется федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», а также федеральным конституционным законом об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Условия, при которых в составе Российской Федерации может образоваться новый субъект, обозначены в статье 5 указанного выше ФКЗ. Основным условием является объединение двух и более субъектов. «Тем самым такая единственная форма образования нового субъекта исключает возможность применения других форм (разделение, выделение) образования новых субъектов и направлена лишь на укрупнение субъектов РФ». Впрочем, для нашей страны, как мне кажется, определенный законом единственный способ образования нового субъекта является оптимальным, о чем уже шла речь в главе 1.
В статье 5 отмечено так же, что образование нового субъекта в составе Российской Федерации может повлечь за собой прекращение существования субъектов, территории которых объединились.
Важно так же отметить, что изменение наименования субъекта не является условием, при котором в составе Российской Федерации образуется новый субъект, о чем сказано в пункте 3 статьи 5 рассматриваемого федерального конституционного закона.
Порядок выдвижения инициативы образования в составе РФ нового субъекта
Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта, как сказано в пункте 1 статьи 10 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Затем, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 рассматриваемого закона, Президенту РФ направляется совместное предложение законодательных (представительных) органов и руководителей высших исполнительных органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус, границы нового субъекта, прогноз социально-экономических и других последствий образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Кроме того, представляются следующие сопроводительные материалы:
- предложения о правопреемстве
нового субъекта в отношении
собственности субъектов
- предложения о внесении
изменений в федеральный
- предложения о
- предложения о действии
законов, нормативно-правовых
- сведения о предполагаемых
сроках проведения
Порядок проведения референдумов по вопросу образования нового субъекта в составе РФ
В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы субъектов РФ, на территории которых образуется новый субъект Федерации, что установлено пунктом 1 статьи 11 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Назначение, подготовка и проведение референдумов по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», федеральными законами, а также законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.
Основные принципы проведения референдума сформулированы в статье 3 федерального закона от 12 июня 2002 года «Об общих гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Так пункт 2 статьи 3, а так же пункт 1 статьи 5, статьи 6 и 7 указанного выше федерального закона устанавливает, что участие граждан в референдуме осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Голосовать на референдуме, а также участвовать в его подготовке и проведении вправе гражданин РФ, достигший 18 лет (п.1 ст.4), независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (п.2 ст.4). Исключением являются граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п.3 ст.4). Участие граждан в референдуме свободно и добровольно (п.3 ст.3). Граждане, проживающие за пределами РФ, обладают в полном объеме правом на участие в референдуме (п.4 ст. 3). Референдумы организуют и проводят комиссии, и чье-либо вмешательство в их деятельность не допускается (п. 7 ст. 3). Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, определении результатов референдума осуществляется гласно и открыто (п.5 ст. 3). Референдумы по вопросу объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа был проведен 7 декабря 2003 года (в каждом субъекте по отдельности).
Ситуации, когда в одном или нескольких заинтересованных субъектах референдум признан несостоявшимся или его результаты недействительными, регулируются пунктом 1.3 статьи 11 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В таких случаях, если в остальных заинтересованных субъекты вопрос референдума решился положительно, в течение 45 дней проводится повторное голосование. Если же вопрос референдума не получил одобрения хотя бы одного из заинтересованных субъектов, повторная инициатива тех де заинтересованных субъектов может быть выдвинута не ранее чем через год (п.3 ст.11 указанного выше ФКЗ).
Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта Федерации
В случае если на референдумах были приняты соответствующие решения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Президент РФ может внести на рассмотрению в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, о чем сказано в пункте 1 статьи 12 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованных субъектов РФ (в случае действия п.2 ст. 5 настоящего ФКЗ). Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 12, проект федерального конституционного закона должен содержать заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки для урегулирования вопросов формирования органов государственной власти нового субъекта РФ, функционирования на территории нового субъекта территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных судов, государственных органов и организаций заинтересованных субъектов РФ. Также в заключительных и переходных положениях регулируются вопросы правопреемства нового субъекта РФ в отношении собственности заинтересованных субъектов РФ в отношениях с органами государственной власти РФ, другими субъектами Федерации, иностранными государствами и международными организациями; вопросы внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет на текущий год, если это необходимо, и действия законов, нормативных правовых актов заинтересованных субъектов РФ на территории нового субъекта Федерации.
В соответствии со статьей 13 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», пунктом 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации федеральный конституционный закон об образовании нового субъекта Российской Федерации считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подписывается Президентом Российской Федерации и обнародуется.
Список литературы
Информация о работе Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ