Основания прекращения государственно-служебных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 22:32, реферат

Описание работы

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственно службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт, государственная служба объединяет нормы различных отраслей права – административного, трудового финансового и некоторых других отраслей, и поэтому относится к сложным правовым институтам.

Содержание работы

Введение
1. Прекращение государственно-служебных отношений
2. Расторжение срочного служебного договора
Вывод

Файлы: 1 файл

Административное право Григоренко.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

 

Кафедра философии и истории

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

Тема: «Основания прекращения государственно-служебных отношений»

 

 

 

Исполнитель:

Студентка

Григоренко Анастасия Игоревна

П курса, группы СЗ-44С

специальность: 034700.62

Документоведение и документационное обеспечение управления

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015 г.

 

Введение

 

Административное право наряду с конституционным и гражданским правом является одной из основных отраслей российской правовой системы. Это объясняется прежде всего тем, что административное право – это именно та отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти (иногда ее называют административной властью), которая представляет собой одну из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Отсюда вытекает следующий вывод: чтобы понять сущность административного права и особенности административно-правового регулирования, необходимо прежде всего выяснить, что представляет собой сама исполнительная власть. Ведь именно она является своеобразным фундаментом данной отрасли российского права.

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственно службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт, государственная служба объединяет нормы различных отраслей права – административного, трудового финансового и некоторых других отраслей, и поэтому относится к сложным правовым институтам.

В настоящее время, данная тема широко обсуждается в научных кругах, учебных пособий, выходят новые законы и подзаконных нормативных правовых актов. Это связано с новыми подходами к пониманию и месте государственной службы в современном российском государстве, а так же с реформами, проводящими в данном направлении.

Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Отбор персонала на государственную службу является системой мероприятий, содействующих образованию уникального состава государственных служащих, количественные и качественные характеристики, которые отвечают целям и задачам государственной службы.

 

 

  1. Прекращение государственно-служебных отношений

 

Как и поступление на государственную службу, прекращение государственной службы имеет свои основания и процедуру. Прекращение государственной службы — это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые были образованы при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей. Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

При прекращении государственной службы государственный служащий на законных основаниях утрачивает свой административно-служебный статус. Само законодательство о государственной службе (как и законодательство о труде) перестает действовать для государственного служащего. Следовательно, отсутствие законного режима действия правовых норм служебного права в отношении конкретного лица порождает автоматическое прекращение государственно-служебных отношений.

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

 

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

1) смерть (гибель) государственного служащего. Например, ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ст. 48) предусматривает прекращение службы в случае гибели (смерти) сотрудника таможенного органа;

2) увольнение государственного  служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В этом случае необходимо издание административного акта (приказа) об увольнении государственного служащего;

3) выход на пенсию.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись 6 последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которая назначается в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, порядок назначения которой определяется федеральным законом.

Соответствующие федеральные законы устанавливают условия и порядок выхода государственного служащего на пенсию. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы определен в 60 лет. Руководитель соответствующего государственного органа может продлить нахождение на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста. Вместе с тем однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на один год. Если государственный служащий достиг возраста 65 лет, то продление нахождения его на государственной службе не допускается. Однако возможно и при достижении этого возраста продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора, предусмотренного законодательством о труде. Это означает тем не менее, что данное лицо все равно утрачивает правовой статус государственного служащего, так как оно может замещать лишь должности, которые не относятся к государственным должностям государственной службы.

Основания прекращения государственной службы можно также разделить на две категории:

1) основания, которые установлены  в законе (иных нормативных правовых  актах), наступление которых не требует издания специального административного акта (индивидуального правового акта управления) об окончании государственно-служебных отношений, например: смерть (гибель) государственного служащего; выход на пенсию в соответствии с установленными законом условиями; достижение предельного возраста нахождения на государственной службе; вступление в силу обвинительного приговора суда; прекращение гражданства Российской Федерации;

2) прекращение государственной  службы с необходимостью издания специального административного акта (индивидуального правового акта управления) об окончании государственно-служебных отношений, например: увольнение со службы по собственному желанию (по собственной инициативе) до истечения срока контракта; в связи с признанием служащего аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности; за нарушения (однократное или грубое) служебной дисциплины; в связи с переводом в другой государственный орган. Административный акт (приказ) об увольнении государственного служащего (прекращении государственно-служебных отношений) издается руководителем (начальником) государственного органа.

Для лиц, не находящихся на государственной службе, но занимающих государственные должности субъекта Российской Федерации, ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005) также определяет случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ: смерть лица; его отставка в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; его отставка по собственному желанию; признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим; вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезд за пределы РФ на постоянное место жительства; утрата им гражданства РФ; его отзыв избирателями субъекта РФ в случае, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта РФ. 
2. Расторжение срочного служебного контракта

 

Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чём гражданский служащий должен быть предупреждён в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено Федеральным законом «О государственной гражданской службе». Срочный служебный контракт, заключённый на время выполнения определённого задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Срочный служебный контракт, заключённый на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу; гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители» или «помощники (советники)», гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.

 

 

Вывод

 

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает порядок расторжения служебного контракта, а также освобождает гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение со службы.

Общий перечень оснований прекращения служебного контракта с гражданским служащим закрепляется в ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут так же и по инициативе представителя нанимателя, в случае его несоответствия занимаемой должности. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» называет два случая несоответствия занимаемой должности:

- по состоянию здоровья  в соответствии с медицинским  заключением;

- вследствие недостаточной квалификации, подтверждаемой результатом аттестации.

Так же Федеральный закон «О государственной службе Российской Федерации» устанавливает в отношении гражданских служащих специальное правило, предусматривая возможность приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Таким образом, прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливается законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации.– М.: Изд-во БЕК, 1996 г.
  3. Федеральный закон  «О государственной службе Российской Федерации»
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях и комментарии к нему.
  5. Агапов А.Б. Административное право России: Курс лекций. – М.: Юристъ, 1997 г.
  6. Алёхин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 1994 г.
  7. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996 г.
  8. Алёхин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 1994 г.
  9. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.1996.
  10. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997 г.
  11. Труханович Л.В. Административное право России. Конспект лекций, 2002 г.

Информация о работе Основания прекращения государственно-служебных отношений