Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 10:01, контрольная работа
Франция – государство в Западной Европе. Девиз Республики - «Свобода, Равенство, Братство», её принцип - правление народа, народом и для народа. Столица – город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение. Официальный язык государства - французский, на котором говорит большая часть населения.
Введение 3
1. Конституция и основы конституционного строя 5
2. Основные права и свободы граждан во Франции 8
3. Система государственных органов Франции 11
4. Конституционные основы местного самоуправления во Франции 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23
Важным органом, защищающим права французов, является посредник, или медиатор.
Институт омбудсмана во Франции был учрежден в 1973 г. специальным законом. Медиатор рассматривает жалобы граждан, поданные через членов Парламента. После рассмотрения жалобы медиатор вправе предписать конкретному органу или должностному лицу выполнить вступившее в законную силу решение в установленный им срок, а также возбудить против них дисциплинарное производство или подать жалобу в суд, а также ходатайствовать о возбуждении против него уголовного дела. Однако, даже если медиатор признает жалобу обоснованной, он не вправе сам принять решение об отмене оспариваемого административного акта. Он может направить в соответствующие органы свои рекомендации о проведении необходимых мер для пресечения противоправной практики, а также зафиксировать это в своем ежегодном докладе, представляемом в Парламент.
Кроме того, Франция является участником большого числа международных соглашении, затрагивающих права и свободы граждан. Она - участник европейской системы защиты прав человека, ратифицировав 3 мая 1973 г. Европейскую конвенцию по правам человека 1950 г., а впоследствии и дополнительные протоколы к этому акту. Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Другими словами, любое физическое лицо или неправительственная организация, не добившись защиты прав и свобод, предусмотренных в названной Конвенции и протоколах в национальных судебных инстанциях, могут обращаться в указанные органы Совета Европы.
3. Система государственных органов Франции
В основу построения и функционирования системы государственных органов Франции положен принцип разделения властей.
По форме правления Франция - смешанная республика, в ней сочетаются элементы парламентской и президентской республик, по форме территориально-политического устройства - сложное унитарное государство (Корсика - политическая автономия, Новая Каледония - нечто вроде «ассоциированного штата»), член Французского Сообщества. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты - на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления - генеральные советы, избираемые населением сроком на 6 лет с обновлением состава наполовину каждые 3 года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых Президентом. В коммунах местная власть принадлежит муниципальным советам, избираемым населением на 6 лет. Муниципальные советы выбирают мэра. Во Франции существует демократический государственно-правовой режим.
Носителями исполнительной власти выступают Президент Республики и Правительство. При этом зачастую практическое функционирование зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство.
Президент является главой исполнительной власти. Избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования сроком на 5 лет. Ограничений для переизбраний не установлено. Президент назначает премьер-министра и отдельных министров. Он председательствует на заседаниях кабинета министров. При согласии кабинета министров президент имеет право в обход парламента поставить на референдум любой закон или договор, изменяющий характер государственных институтов. Впрочем, таким правом редко пользовался даже основатель и первый президент Пятой республики Ш. де Голль. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента - Национальное собрание и назначить новые выборы. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение года после выборов. Статья 16 конституции позволяет президенту вводить в стране чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти. В течение этого времени Национальное собрание не может быть распущено. Президенту республики принадлежит центральное место в системе государственных органов Пятой республики. Согласно ст.5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров. Президент Республики - верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские должности. Он представляет страну в международных отношениях.
К числу полномочий Президента относятся:
В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнить эти обязанности, они исполняются Правительством. Исполняющий обязанности Президента ограничивается в своих правах. Он, в частности, не может проводить референдум, не имеет права распустить Национальное собрание.
В ст.34 Конституции сказано, что всё, что лежит вне сферы, регулируемой законом, регулируется актами исполнительной власти. В результате акты, подписываемые Президентом, нельзя рассматривать как обычные подзаконные акты, принимаемые на основе и во исполнение закона. Президентские ордонансы и декреты - это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отношений ту же роль, что и закон.
К чрезвычайным полномочиям президента примыкают его военные полномочия. Президент - глава Вооруженных сил страны, председатель высших советов и комитетов обороны. В сфере международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры (кроме тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом), аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах.
Правительство - коллегиальный орган, осуществляющий совместно с Президентом исполнительную власть. Правительство Франции состоит из премьер-министра и министров. Правительство обладает во Франции весьма своеобразной структурой. Оно может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра. Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назначаются Президентом. Премьер-министр имеет особый статус в правительстве. Он руководит его деятельностью, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнению законов, назначает на военные и гражданские должности, в случаях, предусмотренных Конституцией, после обсуждения в Совете министров ставит вопрос о доверии правительству, замещает президента в случае необходимости, обладает правом законодательной инициативы и т.д. Министры прекращают свои полномочия в том же порядке, что и назначаются: президентом по предложению премьер-министра. Премьер-министр прекращает исполнение своих функций по представлению им заявления об отставке правительства (ст. 8 Конституции).
В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Правительство обладает широкой регламентарной властью, и принимаемые им декреты образуют весьма важный источник французского права. Все акты подписываются Премьер-министром и обычно контрасигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Правительство может просить Парламент о делегировании ему законодательных полномочий в определенной сфере и на определенный срок в целях выполнения правительственных программ. Правительство в полном составе именуется Советом министров, его председателем является Президент.
Законодательная власть принадлежит Парламенту,
Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 - заморские территории, 5 -территории Французского сообщества и 12 - французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года - на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется наполовину. Последние выборы в Сенат состоялись в сентябре 2008 года.
Нижняя палата - Национальное собрание, депутаты которой избираются на основе прямого всеобщего голосования сроком на 5 лет, состоит из 577 депутатов, 555 из которых представляют метрополию, а 22 — заморские территории. Последние выборы депутатов Национальной Ассамблеи состоялись в июне 2007 года.
Члены Парламента обладают депутатским иммунитетом. В зависимости от партийной принадлежности образуются партийные группы (фракции). Заседания палат открытые.
Парламент обладает законодательными полномочиями, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над деятельностью исполнительной власти, решает вопросы войны и мира. Только на основе парламентского закона осуществляется ратификация наиболее важных международных договоров, может быть объявлено состояние войны.
Помимо своей функции - контроля за деятельностью правительства, обе палаты разрабатывают и принимают законы. Согласно Конституции законодательный акт считается принятым Парламентом, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами. В случае разногласий окончательное решение остается за Национальной Ассамблеей.
Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции «О судебной власти». Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи - несменяемы.
Система правосудия во Франции включает пять различных ветвей. Это:
Кроме того, действуют некоторые квазисудебные
органы (например, при Счетной палате - суд бюджетной и финансовой дисциплины).
Основную роль в системе правосудия играют
суды общей юрисдикции. Низшая ступень
в их системе - трибуналы малой инстанции (при
рассмотрении уголовных дел они называются
полицейскими судами или трибуналами).
Они создаются в главном городе департамента,
в центральном городе специального судебного
округа или кантоне. В составе трибунала
несколько судей, но дело рассматривает
один судья единолично. В этом трибунале
рассматриваются сравнительно небольшие
гражданские дела с ценой иска приблизительно
до 4 тыс. евро и мелкие уголовные дела
- лишение свободы до двух месяцев, штраф
до 1 тыс. евро.
В каждом департаменте или судебном округе,
объединяющем несколько мелких департаментов,
создается трибунал большой инстанции (в
крупном департаменте их несколько). Он
имеет палаты по уголовным и гражданским
делам. Эти палаты заседают обычно в составе
грех судей, некоторые дела рассматривает
судья единолично. Если осуществляется
уголовное судопроизводство, судебное
присутствие называется исправительным
трибуналом. При трибунале большой инстанции
действуют несколько следственных судей
(следователей). По мелким преступлениям
следствие проводит полиция. В компетенцию
трибунала входит разбирательство гражданских
дел имущественного характера, а также
значительного числа чётко определённых
категорий дел: споры о недвижимости, о
браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве.
Высшее звено — апелляционные суды (их
34). Судебный округ апелляционного суда
охватывает в среднем три-четыре департамента.
Каждый суд именуется по названию того
города, где он расположен. В составе апелляционного
суда множество палат — по гражданским,
уголовным, социальным делам, палата по
делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних
и др. Суд рассматривает дела всегда коллегиально,
в составе нескольких судей.
Специальные суды создаются по различным
вопросам. Суд присяжных по делам несовершеннолетних
Возглавляет судебную систему (кроме административных судов) Кассационный суд. В его составе 6 палат – пять по гражданским делам и одна по уголовным. В компетенцию Суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов. При этом суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта. Решения палат могут быть обжалованы и в пленарное заседание суда.
Систему судов административной юстиции возглавляет Государственный совет. Для разграничения компетенции общих и административных судов в конфликтных ситуациях создаются трибуналы по конфликтам. В системе административной юстиции работают не судьи, а иные государственные служащие - чиновники.
Особыми судами являются Высокий суд правосудия и Суд республики (для рассмотрения должностных преступлений министров). Высокий суд правосудия избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (пот 12 судей и 6 заместителей). Он создаётся для рассмотрения дел по обвинению Президента в государственной измене, а также других дел, связанных с нарушением конституционного порядка. Палата правосудия Республики создаётся для рассмотрения должностных преступлений министров.
Итак, Франция – суверенная унитарная демократическая республика. Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско - парламентскую форму правления (Конституция Французской Республики, разд. 2). Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.
4. Конституционные основы местного самоуправления во Франции
Система местных органов самоуправления
во Франции строится в соответствии с
административно-