Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 05:46, реферат
Правовой статус личности - совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.
Оглавление 2
Введение 3
1.Соотношение понятий: человек, личность, гражданин. 4
2.Личные права и свободы 7
3.Обязанности граждан РФ 12
Заключение 17
Литература 19
Иначе обстоит дело со свободой слова (то есть правом объективировать свои мысли), наличие которой в значительной мере зависит от характера политического режима, существующего в данном государстве.
Российская Федерация, провозглашая себя демократическим государством, гарантирует каждому свободу мысли и слова. Однако свобода слова не может быть безграничной. В интересах сохранения мира, безопасности, морали и соблюдения прав других участников социального общения должны устанавливаться определенные ограничения в пользовании правом на свободу слова. Подобные ограничения содержатся в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.
Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии (быть верующим или атеистом). Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».6 К числу гарантий свободы вероисповедания закон относит: запрет на обязывание человека сообщать о своем отношении к религии, тайну исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд др. Одной из важнейших гарантий свободы совести и вероисповедания является светский характер российского государства (ст. 14). Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26) означает, что признак национальной принадлежности по российскому праву не имеет никакого юридического значения. «Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальной принадлежности, происхождения...» (ст. 19). Важной гарантией обеспечения этого права является норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26).
Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Языки народов Российской Федерации - национальное достояние России. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. В Российской Федерации действует Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации»7 (в редакции от 24 июля 1998 г.), который направлен на создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации.
Свобода передвижений (ч. 1 ст. 27). Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» институт прописки был отменен и введен регистрационный учет граждан.
Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция Российской Федерации относит – обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество. Но главной обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является – соблюдение Конституции Российской Федерации и законов.
Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу. Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечет возможность применения мер правового воздействия. В необходимых случаях уполномоченные на то органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица привлекают граждан к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в зависимости от характера совершенного правонарушения.
Важнейшей обязанностью граждан, как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Соблюдение их является важнейшей обязанностью граждан Российской Федерации.
Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.
Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретною правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.
В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.
Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.8
Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иною лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15).
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).
В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей. Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.
1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.
3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.
6.
Основные, конституционные обязанности
имеют постоянно действующий непрерывный
характер. Они не могут быть исчерпаны
первым осуществлением. Пока лицо является
гражданином Российской Федерации, он
может реализовывать свои обязанности.9
Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека несущего только обязанности как невозможны права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной когда она обретает черты порядка основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.
Но прежде чем начать разговор об основных обязанностях граждан Российской Федерации нужно особо отметить принцип равенства обязанностей, он закреплен в ч.2 ст.6 Конституции Российской Федерации 1993 года. В нем в частности говорится, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В практическом плане это означает, что ни один гражданин не должен уклоняться от обязанностей, и это правило в равной мере распространяется на всех граждан.
Но в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Однако Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (например платить налоги, сохранять природу и т.п.) коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на них не распространяются, они свойственны только гражданам Российской Федерации (например защищать Отечество, служба на государственных должностях и др.). Нельзя с этим не согласиться, потому что защищать хорошо свою Родину от внешних и внутренних врагов могут только граждане, проживающие в России постоянно, что им есть что терять. А запрет служить в государственных органах по мнению автора связан с тем, что иностранные граждане могут подспудно проводить политику страны своего постоянного проживания.
Соблюдение Конституции и законов.
Это один из основополагающих обязанностей, лежащих на гражданах. Об этом говорится в ч.2 ст.15 Конституции России. Но по своей сути эта обязанность распространяется и на не граждан России, потому что нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующее законодательство. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило не знающее исключений, на это указывает ряд авторов в своих работах. С этим высказыванием невозможно не согласиться, потому что конституция и законы наиболее полно отражают весь строй общественных отношений, и принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Поэтому любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан. Кроме того соблюдение Конституции и законов предусматривает и позитивный аспект - своей деятельностью, образом жизни человек (гражданин) должен содействовать практической реализации принципов конституции и положений законодательства.
Однако данную конституционную обязанность не следует ограничивать только конституцией России и собственно законодательными актами. В этой обязанности заложен и более широкий смысл, который можно определить, как законопослушание. Это значит, что граждане обязаны кроме того соблюдать подзаконные акты, Конституции и законы субъектов Федерации и акты местного самоуправления.
Кроме общей обязанности соблюдать конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так в ч.5 ст.13 Конституции РФ "Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Правовой
статус - комплексная, интеграционная
категория, отражающая взаимоотношения
личности и общества, гражданина и государства,
индивида и коллектива, другие социальные
связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно
представлял свое положение, свои права
и обязанности, место в той или иной структуре,
ибо, как справедливо отмечается в литературе,
в жизни нередко встречаются примеры ложно
понятого или присвоенного статуса. Если
этот статус понимается неверно, то человек
ориентируется на чуждые образцы поведения.
Известно, что мало провозгласить определенные
права и свободы - главное материализовать
их, претворить в жизнь. А это более сложная
задача. В условиях возникшего в стране
глубокого экономического, политического
и духовного кризиса сам этот институт
подвергается серьезным испытаниям. С
одной стороны, общество наконец осознало
необходимость и безусловную ценность
естественных и неотъемлемых прав человека,
присущих ему от рождения, с другой, - оно
пока не в состоянии обеспечить их полное
и гарантированное осуществление.
Данное трудноразрешимое противоречие
становится все более острым и болезненным,
выступает одним из сильнейших социальных
раздражителей, источником недовольства
и протестов людей. Это значит, что следует
различать теорию и практику прав человека.
Права и свободы человека легко постулируются
на бумаге, но очень трудно реализуются
в жизни.
Сегодня словам, написанным на бумаге,
мало кто верит, так как высокие идеи и
суровая действительность расходятся.
Россия в настоящее время находится далеко
не на первом месте по уровню жизни, и ряд
социально-экономических прав человека,
входящих в международный стандарт, государство
физически не может обеспечить. В этом
особенность сложившейся ситуации.
Именно поэтому принятая Россией Декларация
прав и свобод человека и гражданина, несмотря
на ее огромное моральное и общественное
значение, воспринимается многими как
некий свод мало чем пока подкрепленных
общих принципов или своего рода торжественное
заявление о намерениях и желаниях, а не
как реальный документ. Это не юридический,
а скорее политический акт, символ, знак
перемен. В нем права в основном лишь декларированы,
но не гарантированы. Плохо работает закрепленный
в Конституции тезис о том, что права человека
являются "непосредственно действующими"
(ст. 18).
Поэтому неотложная задача заключается
в том, чтобы в ходе демократических преобразований
наполнить перечисленные в Декларации
и Конституции права необходимым жизненным
содержанием.