Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами, межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией и другими правовыми актами.
Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Файлы: 1 файл

ап.docx

— 33.55 Кб (Скачать файл)

В связи с этим разрабатываемом  Федеральном законе «О правовом положении  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской федерации» и КоАП РФ следует более  четко и детально предусмотреть  перечень проступков, за совершение которых  может быть применено сокращения срока пребывания. Помимо этого к  иностранному гражданину может быть применено такое административное взыскание, как выдворение за пределы Российской федерации. Основанием для административного выдворения является также незаконное пересечение Государственной границы иностранными гражданами, в отношение которых принято решение о привлечении к административной ответственности.

По степени тяжести правовых последствий выдворение является одной  из более тяжких мер среди других видов административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам  и лицам без гражданства. Этот вид административного взыскания  тесно связан с обеспечением государственной  безопасности страны. В связи с  этим более детальное и четкое определение в проекте КоАП России перечня проступков, совершенными иностранными гражданами, за которое может быть к ним применено выдворение, способствовало бы укреплению правопорядка в местах пребывания иностранных граждан  и лиц без гражданства и  совершенствованию контроля за данной категорией лиц органами исполнительной власти.

Особое правовое положение у  глав и сотрудников дипломатических  и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных  государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством  РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным  государствам пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не подпадают под  юрисдикцию Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав административного  правонарушения и его элементы

Понимание состава административного  правонарушения необходимо для отграничения его от смежных (частично совпадающих) с ним преступлений. В законодательстве отграничение их производится именно по юридическим критериям элементов  их состава.

Под составом административного правонарушения понимается совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь  административную ответственность.

В законодательстве отсутствует понятие  состава административного правонарушения, но его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может  повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного  правонарушения являются: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного  правонарушения

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права  и охраняемые мерами административной ответственности.

Практически в качестве объекта  выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в  посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых  дан в формулировке понятия «мелкое  хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает  запрета на их совершение, а делает это путем установления за это  административной ответственности.

 

Объективная сторона административного  правонарушения

Объективная сторона административного  проступка сводится к содержанию нормы права - к «описанию методами законодательной техники противоправного  действия либо бездействия физического  или юридического лица», следствием которых явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным  образованиям, государству.

Объективная сторона заключается  в действии или бездействии, запрещенном  административным правом. При этом действие или бездействие может  посягать как на конкретные общественные отношения, урегулированные многими  отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной  стороны административного правонарушения во многих случаях ставится в зависимость  от времени, места, способа, характера  совершения деяния, наступивших его  вредных последствий, совершения противоправного  деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны  может включать характер действия или  бездействия - неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме  фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного  правонарушения.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным  условием для признания его объективной  стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторность, по законодательству об административных правонарушениях, означает совершение одним и тем же лицом  в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность  необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое целое, а не как несколько правонарушений.

Длящимся является действие или  бездействие, сопряженное с последующим  длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом  под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности  действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может  быть нарушение правил содержания и  ремонта жилых домов, если оно  совершено неоднократно.

В отдельных редких случаях противоправное действие может быть следствием не мотивированной акции, а состояния  аффекта. «Очень часто вредоносность  правонарушений, а особенно преступлений, совершенных в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), многократно  превышает вред мотивированного  поступка».

В отличие от действия бездействие  физического лица представляет собой  лишенную волевых признаков акцию. Правонарушитель не проявляет должной  реакции на нарушение норм права, т. е. игнорирует юридические предписания  либо не принимает должного действия для их осуществления. Бездействие  правонарушителя не может быть связано  с аффектацией, поскольку не обусловлена  проявлением волевых свойств.

Субъект административного  правонарушения

Субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо, виновным действием (бездействием) которого причинен вред потерпевшему или общегосударственным  интересам.

Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие весьма разнообразные  категории лиц, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового  положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

Для одних категорий лиц эти  факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других - ограничением применения ее мер.

К числу первой группы относятся  должностные лица, водители транспортных средств и др. Так, должностные  лица подлежат административной ответственности  в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением  или ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные  действия или бездействия, но и подчиненных  работников, нарушающих соответствующие  правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Кодекс РФ об административных правонарушениях  второй группе относятся лица, которые  за административные правонарушения несут  ответственность в основном в  соответствии с дисциплинарными  уставами, специальными положениями  о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение  государственной службы в определенных органах, а в прямо предусмотренных  КоАП РФ случаях - административную ответственность  на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел  и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде применения административного  ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в виде административного  штрафа.

КоАП в общей форме определяет, что административной ответственности  подлежат вменяемые лица, достигшие  к моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста.

В Общей части Кодекса РФ об административных правонарушениях нет упоминания о гражданах как субъектах  административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.

Отсутствует и понятие субъекта административного правонарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и административного  правонарушения. Не всегда субъект  административного правонарушения подлежит административной ответственности. Например, военнослужащие за такие  правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

По КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.

В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные данными  статьями нормы применяются только к физическому лицу, или только к юридическому лицу, за исключением  случаев, если по смыслу данные нормы  относятся или могут быть применены  только к физическому лицу.

Наложение административного взыскания  на юридическое лицо не освобождает  от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Иностранные граждане, лица без гражданства  и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности  на общих основаниях за совершенные  административные правонарушения:

а) на территории РФ,

б) на континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ предусмотренные  частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности  на общих основаниях.

Таким образом, при определении  субъекта административного правонарушения необходимо учитывать наличие специальных  признаков, которые могут существенно  повлиять на квалификацию проступка.

Субъективная сторона  административного правонарушения

Субъективная сторона административного  правонарушения - это психическое  отношение субъекта к противоправному  действию или бездействию и его  последствиям. Оно выражается в форме  умысла или неосторожности. Следовательно, лицо, совершившее противоправное действие или бездействие в форме умысла или неосторожности и при наличии  других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Форма вины является обязательным признаком  административного правонарушения (ст. 2.2.).

Умышленное действие или бездействие  означает, что лицо, совершившее  его, предвидело возможность наступления  вредных последствий и желало наступления таких последствий  или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность  наступления вредных последствий  своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований  самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В Особенной части КоАП форма  вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что  оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случаях форма вины указывается  в текстах статей Кодекс РФ об административных правонарушениях, законах субъектов  РФ, устанавливающих ответственность  за те или иные правонарушения.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних  составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены  по мотивам и в целях, прямо  указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не может быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его уполномоченными  должностными лицами (иногда - участниками), а фактическая деятельность реализуется  его работниками, то в конечном счете, о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юридического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом  действиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для  юридического лица результату фактического характера.

Информация о работе Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства