Особенности административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, в которых их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Признаки административно-правовых отношений.
1. Это в основном управленческие отношения, а точнее их административно-правовая форма.

Файлы: 1 файл

Административное право Контрольная вариант 4.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДИРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

      ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

      К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я     Р А Б О Т  А

По  предмету:  Административное право

Вариант: 4

 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент  II курса

III семестр

Липина Лариса Валерьевна

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ханты-Мансийск,  2010

Содержание

Задание 1 . . . . . . . . . 3

      Задание 2 . . . . . . . . . 7

      Задание 3 . . . . . . . . . 8

      Задание 4 . . . . . . . . . 9

      Задание 5 . . . . . . . . . 11

      Список  литературы . . . . . . . 12

 

      Каковы  особенности административно-правовых отношений?

      

       Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, в которых  их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления.

       Признаки административно-правовых отношений.

       1. Это в основном управленческие  отношения, а точнее их административно-правовая  форма.

       2. Субъектами могут быть любые  участники управленческих отношений.  Большинство ученых сходятся  во мнении, что административно-правовые отношения не могут возникнуть между двумя гражданами, поскольку их обязательным  участником должен  быть субъект, наделенный юридически  властными полномочиями. С другой стороны, участниками отношений, регулируемых административным правом, могут быть субъекты, правовое положение которых не предполагает выполнение ими функций управленческих органов (судьи, прокуроры). Существуют административно-правовые отношения между: а) постоянным составом их участников (пр.: Минобразование РФ и подчиненные ему вузы); б) непостоянным составом их участников (пр.: сотрудник ГИБДД и участник дорожного движения).

       3. Они характеризуются юридическим  неравенством сторон; обязательно  существует субъект, уполномоченный  принимать решения. Для административно-правовых  отношений характерным является то, что одна из сторон реализует властные полномочия в отношении другой стороны конкретного правоотношения. Стороной, воля которой доминирует над волей другой стороны, могут выступать прежде всего органы государственного управления и местного самоуправления, их должностные лица. Исключение составляют отношения, основанные на соглашении сторон, имеющем форму административного договора.

       4. Они могут возникнуть по инициативе  любой из сторон, в том числе  и против воли другой стороны.  В некоторых случаях вступление в административно-правовые отношения является обязанностью той или иной стороны. Например, обязанность зарегистрировать рождение ребенка или получить паспорт по достижении 14 лет и т.д.

       5. Юридическое содержание не всегда  выражает взаимосвязь субъективных прав и обязанностей сторон. В основном это зависит от правового положения этих сторон. Например, нижестоящий орган государственного управления обязан выполнить правомерный акт вышестоящего органа, не имея права на какое-либо встречное требование по отношению к вышестоящему органу.

       6. Сторона, которая нарушает свои  обязанности, несет ответственность  перед государственными органами  или органами местного самоуправления. Споры, возникающие из административно-правовых  отношений, как правило, решаются в административном порядке.

     Предпосылками возникновения административно-правовых отношений являются:

     1) административно-правовая норма.  Административно-правовое отношение  может возникнуть при наличии  административно правовой нормы.  Норма закрепляет меру возможного и полного поведения его сторон, их права и обязанности. Из нормы вытекает ответственность сторон за невыполнение ими своих обязанностей;

     2) административная правосубъектность  его участников. Административная  правосубъектность позволяет приобретать права и нести обязанности, предусмотренные правовой нормой, отвечать за правовые последствия своих действий;

     3) юридический факт. Основанием возникновения,  изменения и прекращения конкретного  правоотношения является юридический  факт, т.е. обстоятельство или условие, при наличии которых наступают указанные административно-правовые последствия. Юридическими фактами признаются волевые действия и события. Действия могут быть правомерными и неправомерными. Сюда также относятся бездействия юридически обязанных лиц совершить соответствующее действие. Наиболее распространенными видами действий граждан являются обращения в компетентные органы в связи с реализацией субъективных прав и их защитой, а субъектов, обладающих юридически властными полномочиями, - издание индивидуальных актов. Событие - это юридический факт, возникающий независимо от воли людей, но признанный таковым действующим правом (пр.: между органами загса и гражданами, юридически обязанными заявить о факте рождения ребенка).

     Административно-правовые отношения можно классифицировать по разным основаниям: По содержанию:

     1) материальные - это отношения, урегулированные  нормами материально-административного  права;

     2) процессуальные - это отношения,  урегулированные процессуальными  нормами административного права.

     По  основаниям возникновения:

     1) административно-правовые отношения,  возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся  в процессе нормальной, правомерной  деятельности уполномоченных субъектов;

     2) деликтные административно-правовые  отношения, являющиеся следствием дисциплинарных, административных правонарушений.

     По  структуре объекта:

     1) простые административно-правовые  отношения - объект, т.е. поведение  или деятельность, является единственным;

     2) сложные административно-правовые  отношения - те, в которых поведение или деятельность могут быть направлены на другие объекты, например имущество, информация, услуги и т.д.

     По  юридическому характеру взаимодействия их участников: властные или субординационные (по вертикали) - это те отношения, которые  основаны на властном подчинении одной из стороны другой. Вертикальными также являются отношения, где нет подчинения сторон, но есть зависимость юридически слабой стороны от субъекта, уполномоченного принимать решения;

     отношения взаимодействия или согласования (по горизонтали) - когда стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически не зависит от другой. В установленных законом случаях участниками этих отношений могут быть субъекты, относящиеся к одной и той же системе, но занимающие разное правовое положение (пр.: федеральные органы исполнительной власти и соответствующие органы субъектов РФ при заключении соглашений о передаче части своих полномочий). По цели возникновения:

     внутренние - возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления;

     внешние - возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

     По  характеру юридических связей:

     отношения, порожденные правомерными фактами (действиями или бездействием);

     отношения, порожденные неправомерными фактами (действиями или бездействием).

 

       Используя все критерии классификации органов  исполнительной власти, дайте полную правовую характеристику:

    1. Правительству ХМАО;
    2. Министерству внутренних дел.
 
    Признаки Правительство ХМАО Министерство  внутренних дел
    По  территориальному масштабу деятельности орган исполнительной власти субъекта РФ орган исполнительной власти федерального уровня
    По  организационно-правовой форме правительство министерство
    По  характеру компетенции орган общей  компетенции орган отраслевой компетенции
    По  порядку разрешения подведомственных вопросов коллегиальный орган единоначальный  орган

 

       Составьте схему  «Государственное управление социально-культурной сферой деятельности» 

 

      Как соотносятся понятия  «исполнительная  власть», «государственное управление» и  «исполнительно-распорядительная деятельность»? 

     Исполнительную  власть и ее органы в литературе и быту еще именуют административной властью (лат. администрировать - управлять, распоряжаться, заведовать). На нее  возложено непосредственное управление государственными делами.

     Исполнительную  власть целесообразно рассматривать  в двух аспектах.

     1. В строго юридическом (узком)  смысле как:

     - право и возможность субъектов  управлять кем-либо, подчинять своей  воле других людей, издавать  акты, осуществлять организационную  работу как совокупность полномочий;

     - право и возможность должностного  лица принимать решение, которое  реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем  и ответственностью этого должностного  лица;

     2. В политологическом смысле как:

     - подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ее ветвями единый государственный организм и вырабатывающую управленческие решения под их влиянием;

     - политологическую категорию, отражающую  комплекс политико-правовых явлений  и прежде всего аппарат исполнительной власти, компетенцию его органов и служащих, их деятельность.

     Исполнительная  власть – это форма реализации государственной власти по руководству  всеми или большинством отраслей и сфер управления,  обеспечению экономического и  социально-культурного развития.

     Государственное управление - это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие  государства (через систему его  органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и  деятельность людей.

     Конституция РФ 1993 года отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин - исполнительная власть.

     Государственное управление - разновидность социального  управления, но его природу и специфику  определяют присущие только данному  виду управления свойства.

  • исполнительно-распорядительным характером;
  • наличием специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные  органы государственной власти или органы государственного управления;
  • непосредственным оперативным руководством  хозяйственной, социально - культурной и административно - политической деятельностью (непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства);

      - подзаконностью, т. к. государственное управление осуществляется на основе закона, вторично по отношению к законодательной деятельности.

      Исполнительно-распорядительная деятельность – это деятельность органов исполнительной власти по обеспечению реализации решений вышестоящих органов и органов законодательной власти.

      Понятия «исполнительная власть» и «государственное управление» являются практически  тождественными (см. Конституцию РФ). Понятие «исполнительная власть» уже понятия «государственное управление», поскольку в последнее можно включить и принятие нормативных актов, а это – не исполнительная деятельность, а законодательная. «Исполнительно-распорядительная деятельность» - форма реализации государственного управления и исполнительной власти.

Информация о работе Особенности административно-правовых отношений