Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 20:07, контрольная работа
Общее право (Common Law) – это система, несущая на себе глубокий отпечаток его истории, а история эта до XVIII в. была исключительно историей английского права. Она шла тремя путями: путем формирования общего права, дополнения его правом справедливости (Equity Law) и толкования статутов (Statute Law).
ВАРИАНТ IΧ
1.Особенности формирования английского общего права и системы его источников.
Общее право (Common Law) – это система, несущая на себе глубокий отпечаток его истории, а история эта до XVIII в. была исключительно историей английского права. Она шла тремя путями: путем формирования общего права, дополнения его правом справедливости (Equity Law) и толкования статутов (Statute Law).
Своими корнями английское право уходит далеко в прошлое. После норманнского завоевания Англии (1066 г.) основная роль в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевский суд. Они должны были просить у короля, а практически у канцлера, выдачи приказа (Writ), позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Первоначально такие приказы издавались в исключительных случаях. Но постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся. В ходе деятельности королевских судов постепенно складывалась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента: однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей. Английское общее право образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого
Общее право развивалось автономным
путем, и связи с континентальной Европой
оказали на него незначительное влияние.
По поводу влияния римского права на общее
право среди исследователей отсутствует
единая точка зрения. Если, по мнению одних,
по сравнению с романо-германским правом
это влияние незаметно, то по мнению других,
в своем развитии английское общее право
не смогло избежать сильного влияния классического
римского права.
К. Осакве, рассматривая влияние римского
права на формирование общего права, отмечает,
что «в англо-американской литературе
часто встречается мнение о том, что английское
право не восприняло римское право, и что
римское право не повлияло на развитие
английского права, несмотря на то, что
Англия долгое время входила в состав
Римской империи. С подобным утверждением
нельзя согласиться. Континентально-европейские
ученые считают, и я с этим согласен, что
римское право неизбежно повлияло на развитие
английского права, но в меньшей степени,
чем на развитие романо-германского права.
Английское право очень много заимствовало
от римского права: терминологию, правовые
методы, общие понятия, общие принципы,
общие ценности».Более того, по мнению
Бакланда Мак-Наера, «между римским юристом
и юристом общего права больше общего,
чем между римским юристом и его преемником,
современным цивилистом. Как юрист общего
права, так и римский юрист избегают обобщений
и по возможности определений. Их метод
— активная казуистика. Они переходят
от одного конкретного случая к другому
и стремятся создать не что-то вроде логической
системы, а исправно действующий механизм
регулирования для каждого из них, не опасаясь
логических несоответствий, которые рано
или поздно могут привести к трудностям».Как
отмечает Г. Дж. Берман, на формирование
и развитии общего права значительное
влияние оказало каноническое право. Иными
словами, роль канонического права в формировании
правовых систем западных стран, в том
числе общего права, трудно переоценить.Общее
право первоначально зародилось на территории
Англии, а затем распространилось на другие
территории. Поэтому формирование данной
правовой системы теснейшим образом связано
с развитием права Англии.Существованию
общего права предшествовал период англосаксонского
права как права местного, локального,
действующего на ограниченной территории.
В истории формирования и развития английского
общего права выделяются несколько основных
этапов.
Первый этап в становлении английского
общего права связан с формированием права
как централизованного и общенационального,
нормы которого складывались в практике
королевских судей. В 1066 г. Англия была
завоевана нормандцами. Известно, что
это дата битвы при Гастингсе, в которой
норманы под предводительством Вильгельма
Завоевателя одержали победу над войсками
англосаксов. Так были созданы предпосылки
для последующего утверждения нормандского
господства на Британских островах.
С этого периода начинается становление
и развитие общего права, действующего
во всей Англии. Общее право было создано
королевскими судами. Судьи королевских
судов селились в одном из районов Лондона,
откуда выезжали для судебных разбирательств.
Разъездные суды, осуществляя правосудие,
знакомились с местными обычаями, корректировали
их дошедшими с континента нормами римского
и канонического права, а также, возможно,
и нормандскими законами. Возвращаясь
в Лондон, совместно обсуждали рассмотренные
дела, суммировали эти обычаи, чтобы вывести
общее правило для единообразного рассмотрения
дел в будущем. В ходе дискуссии вырабатывали
общую позицию по аналогичным делам. Через
них, главным образом, и шел процесс образования
общего права. С течением времени общее
право перестает совпадать с обычным правом
и нормы, установленные королевскими судами,
безоговорочно доминируют. При этом судьи
руководствовались прежде всего интересами
центральной королевской власти. Начиная
с XII в., королевские суды заседали в Вестминстере.
С течением времени происходил процесс
расширения компетенции судов, совершенствовалась
судебная процедура. На исходе Средневековья
королевские суды, по существу, стали единственными
органами правосудия. Муниципальные и
торговые суды рассматривали малозначительные
дела, церковные суды рассматривали лишь
дисциплинарные проступки священнослужителей
и дела, связанные со святостью брака.
К концу XIII в. возрастает роль и значение
статутного права. В связи с этим правотворческая
деятельность судей стала некоторым образом
сдерживаться принципом, согласно которому
изменения в праве не должны происходить
без согласия короля и парламента. Одновременно
устанавливается право судей интерпретировать
статуты — право, которое судьи присвоили
себе, ссылаясь на то, что участвуют в парламенте
при обсуждении статусов.
Следующий этап, охвативший XIV — середину
XIX вв., связывают с реформированием архаического
общего права и формированием права справедливости.
В XIII—XV вв., в связи с большими изменениями
в феодальном обществе Англии, в частности,
развитием товарно-денежных отношений,
ростом городов, упадком натурального
хозяйства, переходом от натурального
феодального хозяйства к товарно-денежным
отношениям,возникла необходимость выйти
за жесткие рамки закрытой системы уже
сложившихся прецедентов. Эту роль взял
на себя королевский канцлер, решавший
в порядке определенной процедуры споры,
с которыми их участники обращались к
королю. Завершается этот период в XIV в.
первым кризисом системы общего права,
который привел к появлению сугубо английского
феномена — права справедливости. Таким
образом, наряду с общим правом сложилось
право справедливости. В Англии до 1873 г.
существовал дуализм судопроизводства:
помимо судов, применяющих нормы общего
права, существовал суд лорд-канцлера,
применяющего нормы права справедливости,
которые формировались в результате рассмотрения
различных дел судом лорд-канцлера. Принципы,
применяемые лорд-канцлером, были заимствованы
из канонического и римского права, что
помогало преодолеть многие устаревшие
нормы общего права и выносить справедливые
решения. В начале XVII в. был достигнут компромисс
между судами общего права и судом лорд-канцлера,
который заключался в том, что юрисдикция
лорд-канцлера продолжала существовать,
но она не должна была расширяться за счет
судов общего права. Канцлерский суд осуществлял
юрисдикцию в соответствии с прецедентами
права справедливости.
Таким образом, английское право объединило
нормы общего права и нормы права справедливости,
вносящие дополнения или поправки в нормы
общего права. Несмотря на общие черты
общего права и права справедливости,
их судебные прецеденты фиксировались
раздельно, что привело к развитию дуализма
английской правовой системы, который
существовал более двух веков вплоть до
судебной реформы 1873—1875 гг.
С середины XIX в. начинается новый этап
в развитии английского общего права,
который продолжается по настоящее время.
Он связан с правовыми реформами XIX в.Неупорядоченность
системы судов, неясность апелляционного
порядка и, в конечном счете, подсудности
привели к необходимости судебной реформы.
Начало ей было положено организацией
судов графств. В 1852 г. рядом законодательных
актов были сближены процессуальные порядки
в судах лорд-канцлера и в судах общего
права.
Основной целью реформистских законов
о судоустройстве 1873 и 1875 гг. была полная
реорганизация системы высших судов королевства.
На месте исторических учреждений — как
судов общего права, так и лорд-канцлера
— создавался единый Верховный Суд Правосудия.
Ему передавались полномочия всех трех
высших судов общего права и большинства
канцлерских.
В этот период
произошла радикальная модернизация права
в следующих направлениях.
Во-первых, судебная система была модернизирована,
в результате чего было ликвидировано
формальное различие между судами общего
права и канцлерскими судами справедливости.
Верховный суд получил право самому вырабатывать
процессуальные правила. С 1852 г. в судебную
практику вошли правила и приказы, ранее
применявшиеся только в судах лорд-канцлера.
Двойственность юрисдикции, когда по одному
делу могли быть предъявлены в разные
суды два разных требования, была исключена.
Все судебные отделения имели практически
равную компетенцию, судья одного отделения
мог одновременно заседать в любом другом
отделении.
Иными словами, результатом судебной реформы
стало фактическое слияние права справедливости
с общим правом. Вместе с тем, сложилась
специализация в связи с традиционным
различием исков общего права и права
справедливости. Во-вторых, в результате
проведенных реформ начинается формирование
и развитие материального права. До этого
времени английское право развивалось
преимущественно как процессуальное.
Юристы общего права начинают уделять
внимание материальному праву, на основе
которого осуществляется систематизация
решений общего права путем их консолидации.
В-третьих, усиливается роль статутного
права путем возрастания нормотворческой
и правообразующей роли законодательства
как источника права и его реформирование.
Современный этап развития общего права
характеризуется тем, что в XX в. возросла,
и на сегодняшний день продолжает расти,
роль законов и регламентов в английском
праве, в результате чего консерватизм
постулатов общего права подвергся влиянию
времени. Роль статутного права в системе
источников права усиливается. Вместе
с тем, нормы общего права и судебный прецедент
во многом продолжают сохранять свои позиции.
Также усиливается влияние международного
и наднационального права на развитие
общего права. Как отмечают многие исследователи,
в последнее время наметилась определенная
тенденция к сближению прецедентного
и статутного права по их функциональному
значению. Однако, английские юристы считают,
что в целом это только тенденция. Она
не ведет к изменению типа права.
2. Индусское право
В настоящее время индусское право распространяется приблизительно на миллиард индусов. Подавляющее большинство их проживают в Республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на Восточном побережье Африки – преимущественно в Танзании, Уганде и Кении. Отсюда видно, что индусское право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам, т.е. к тем, кто принимает сложную и весьма оригинальную совокупность религиозных, философских и социальных взглядов, кратко именуемую индуизмом. Можно считать, что индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев ислама, христианства, иудаизма и парсизма.
Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось изнутри, вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли.
В отличие от других религий индуизм не требует от своих последователей верности одному-единственному вероучению. Индусу не возбраняется верить в того или иного Бога, в несколько богов одновременно или быть атеистом. Хотя индуизму недостает четко сформулированной теологической доктрины, он все же выдвигает определенные основные убеждения религиозно-философского порядка, так или иначе разделяемые большинством индусов. В процессе исторической эволюции из этих убеждений выделилось несколько вероучений, таких, как буддизм, джайнизм и сикхизм. Их можно считать либо самостоятельными религиями, либо сектами в индуизме. Однако по современному законодательству Индии положения индусского права распространяются па буддистов, сикхов и приверженцев других верований.
Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме. Согласно этим учениям, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, образуют зародыш его следующего существования, которое определяется моральным качеством истекшей жизни. Если человек испытывает лишения в нынешней жизни и занимает низкое положение в обществе, то он тем самым искупает грехи, совершенные его душой в прежних воплощениях. Если же человек занят благими помыслами и его поведение отличается поразительными добродетелями и благочестием, то он может питать надежду, что родится заново в более благоприятных обстоятельствах, возможно, как член высшей касты. Он может также надеяться, что его душа освободится из вечной круговерти жизни и смерти и станет частью божественной природы в виде высшего духовного бытия. Это учение является основой, вернее, оправданием кастовой структуры индусского общества, которая присуща индуизму, будучи его религиозной, философской и социальной системой.
Каста – группа людей, объединенных специфическими занятиями или профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Существует несколько тысяч каст и подкаст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники).
Переход из одной касты в другую невозможен, несмотря на служебные успехи, богатство и политическую власть. Касты образуют иерархию, подкрепляемую идеей о том, что каждая из них обладает своей «чистотой», которая не должна быть запятнана контактом с некоторыми предметами, общением с членами низших каст.
Нарушение этих правил на протяжении длительного времени влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судах. Так, индийские суды пользовались сложной системой правил, определяющих, когда смешанный брак между членами разных каст признавался действительным и каково правовое положение детей, родившихся от таких браков. Такая практика сохранялась до принятия в ] 949 г. закона о действительности индусских браков, который гласит, что «брак между индусами не будет признаваться недействительным в будущем или в прошлом только на том основании, что стороны исповедовали разные религии или принадлежали к разным кастам, подкастам или сектам».
На основе положений индийской Конституции 1950 г. к настоящему времени отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, и сегодня придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор крайне редко заключаются браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к высшей касте. Нечасто и вдовы вторично выходят замуж (по крайней мере такая закономерность наблюдается в высших кастах), хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, по которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными.
В целом сегодня в стране, имеющей современную политико-правовую структуру, кастовая система переживает глубокие перемены.
Главная особенность классического индусского права – тесное сплетение с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является по сути своей неотъемлемой частью индуизма – своеобразнейшего феномена, в общем представлении – некой синкретичной, традиционной системы, в содержание которой (помимо права) входят различные религиозные верования и обряды, моральные, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, социальную организацию и структуру.
Классическая индусская система прада – одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, – содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.
Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Их возраст установить чрезвычайно трудно, так как строгий хронологический порядок исторических событий не соответствует индусскому верованию, согласно которому мировой процесс не имеет ни начала, ни конца. Поэтому приходится полагаться на предположения, что смрити созданы в интервале между 800 и 300 гг. до н.э. Древнейшая из них состоит из кратких изречений о магических и религиозных обрядах, которые должны сопровождать важнейшие события человеческой жизни. Резкое отличие смрити друг от друга объясняется тем, что вопреки ортодоксальной точке зрения они были записаны в разное время разными авторами, пытавшимися учесть более поздние обычаи.
Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Однако эти правила – на сан-, скрите дхарма – не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права.
Дальнейшее развитие классического индусского права связано с дхармашастрами – обширными сводами правил дхарма, которые приписывают известным ученым. Дхармашастры, пишет О.А. Жидков, представляли собой своеобразную ступень в развитии формы права, когда неписаные правовые обычаи сменяются не государственными установлениями (законами), а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. Из этих творений особенно хорошо известны дхармашастры Ману – дошедший до нас из II в. до н.э. сборник правил, приписываемых царю Ману. В дхармашастрах впервые можно найти относительно упорядоченную сумму правил, которые можнр назвать юридическими.
Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, употребляя при этом эпитет «священные», «брахманские». Такое название, однако, не совсем удачно. Слово «дхарма» далеко не соответствует слову «закон». Дхарма – сложное, не имеющее никаких аналогий в европейских языках понятие. В самом широком смысле оно означает всеобщий порядок в мире, пронизывающий и организующий всю живую и неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма – это долг, обязанности, правила поведения, одним словом, образ жизни идеально благочестивого и добродетельного индуса, причем образ жизни во всех деталях. Понятие «дхарма» охватывает своим значением одновременно и правовые, и религиозные, и моральные феномены.
Таким образом, дхармашастры – это произведения довольно разнопланового характера, прежде всего религиозно-моральные трактаты и правовые наставления, учебники, но вместе с тем и сборники, имеющие практическое значение, включающие нормы действующего обычного права. Дхармашастры свидетельствуют о довольно высоком уровне развития правовой культуры в индийском обществе еще в древности. Это ставит под сомнение вывод французского компаративиста Р. Давида, согласно которому индусское право к моменту появления английских колонизаторов не получило достаточного развития. Ярким показателем сравнительно высокой степени развития классического индусского права еще в древний период служит наличие в дхармашастрах вполне зрелых по содержанию логических правовых определений.
Если в Древнем Риме появление достаточно зрелых правовых конструкций, т.е. развитие права, сопровождалось освобождением его от религиозных форм, то в древней Индии формирование правовых институтов и норм, как и в мусульманском праве, совершалось в религиозной оболочке. Для эволюции индусского права характерным был не процесс секуляризации, а, как правильно пишет НА. Крашенинникова, изменение характера связи с религиозными формами, перемена в соотношении правовых и религиозных форм. Связующим звеном между правовым и религиозным выступает государственная власть.
Как и в мусульманском мире, в XI–XII вв. постепенно сформировались основные школы индусского права, отличающиеся различным подходом к решению трех важных вопросов: права наследования, правового режима имущества отдельных членов нераздельной семьи и раздела семейного имущества.
В индусском праве существуют две главные школы: Митакшара и Дайябхата. Эти школы вместе с их подшколами и разветвлениями господствуют, подобно мусульманским правовым мазхабам, каждая в определенных географических районах, хотя личный статус индивидов следует за ними и не зависит от того, где они проживают. Школа Дайябхата преобладает в Бенгалии и Ассаме, школа Митакшара – в других штатах Индии и Пакистане.
Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права.
а) Коране, Евангелии, Ведах
б) Коране, Упанишадах, Законах Ману
в) Коране, Сунне, высказываниях пророка
Мухаммада, Адатах
г) Коране, высказываниях пророка Мухаммада,
Каноне перемен
Информация о работе Особенности формирования английского общего права и системы его источников