Особенности учета иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Целью изучения данной работы является рассмотрение административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства;
2. рассмотреть особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

Содержание работы

Введение
1. Особенности административно-правового статуса временно пребывающих, временно проживающих, постоянно проживающих в РФ иностранных граждан. Административно-правовой статус беженцев.
2. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.
3. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Депортация.
4. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

контрольная адм право.docx

— 53.18 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

3

1. Особенности административно-правового статуса временно пребывающих, временно проживающих, постоянно проживающих в РФ иностранных граждан. Административно-правовой статус беженцев.

5

2. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

15

3. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Депортация.

17

4. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

21

Заключение

26

Список использованных источников

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи иностранных граждан и лиц без гражданства с органами государственного управления.

Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность  граждан обеспечиваемых и гарантируемых  административным правом.

Правовое положение иностранцев  и правовое положение апатридов  различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так в ст.62 Конституции Российской Федерации говорится: «Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

Целью изучения данной работы является рассмотрение административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства;
  2. рассмотреть особенности административно-правового статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства в РФ;
  3. рассмотреть порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ;
  4. рассмотреть особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

    1. Особенности административно-правового статуса временно пребывающих, временно проживающих, постоянно проживающих в РФ иностранных граждан. Административно-правовой статус беженцев.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц  без гражданства - возникает при его взаимодействии с органами государственной власти РФ при въезде и нахождении на территории РФ.

Иностранный гражданин –  это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданство) иностранного государства.

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам  без гражданства в РФ гарантируются  предусмотренные законом права  и свободы.

Нормативно-правовые акты, регулирующие административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства:

  • ФЗ «О порядке въезда и выезда в РФ»
  • ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 30.06.2006
  • ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
  • Конституция РФ
  • международные договоры 

Выделяют 4 группы иностранцев, находящихся в РФ: 

1 – временно пребывающие  

2 – временно проживающие  

3 – постоянно проживающие  

4 -  "транзитники" (ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 18.07.1996) [7]

Правовое положение иностранных  граждан в Российской Федерации  регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и другими правовыми актами.

Иностранные граждане могут  проживать в Российской Федерации  при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.

Иностранные граждане могут  передвигаться по территории России и избирать место жительства в России в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Они обязаны соблюдать правило пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ. Ограничения в передвижении и выбора места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие через территорию РФ транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного компетентными органами. [3]

Иностранные граждане, находящиеся  в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

На иностранных граждан  не распространяется законодательство РФ о воинской обязанности и военной службе.

На иностранных граждан  возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать  в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными  органами исполнительной власти. Иностранные  граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются  временно проживающими на территории РФ. Они должны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.8

Иностранные граждане могут  пользоваться правом на объединение. Во-первых, они вправе вступать в общественные объединения, уже созданных на общих  основаниях с российскими гражданами в профессиональные союзы, кооперативные организации, научные, культурные общественные объединения, если это не противоречит уставам (положениям) таких объединений. В развитии данной нормы уставы общественных объединений позволяют иностранным гражданам быть их членами. Исключение составляют политические партии и движения, в которых участвуют лишь российские граждане. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений. В-третьих, в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п. Однако требуется также соблюдение разрешительно-регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Важные гарантии в области  индивидуальной свободы относится  к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997г. иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ.

С учетом сказанного следует  обратить внимание на еще одно право, реализуемые в публичной сфере. Согласно ст.31 Конституции РФ: «Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводит собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».[1] Поскольку статья прямо адресовано гражданам России, возникает вопрос: могут ли иностранные граждане использовать такие же права? Безусловно. Иностранные граждане также вправе собираться мирно, проводить свои собрания. Для этого не требуется разрешение. Что касается публичных мероприятий-митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, то эти возможности и российские граждане используют отнюдь не по собственному усмотрению, а с предварительного уведомления местных властей. Причем если последние отказались принять такое уведомление, проводить массовые мероприятия нельзя. Такой порядок установлен, например, для г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстрации и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право, как и граждане РФ, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Это могут быть заявления, жалобы, предложения. Они подлежат рассмотрению органами государственной власти города в те же сроки и в том же порядке, что и обращение российских граждан. Иностранные граждане в России имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Российская Конституция  регулирует право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Иностранные граждане вправе реализовать право на свободный труд в РФ различными способами: в дипломатических и консульских учреждениях своих государств, создаваемых в нашей стране предприятий или филиалах предприятий, банков и иных юридических лиц своей страны либо их представительствах, совместных предприятиях и т.д. Законодательство предоставляет иностранным гражданам право выступать в качестве учредителей предпринимательских структур в России. В соответствии с Указом Президента РФ, утвердившим Положение о привлечении и использовании в России иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. Иностранные граждане могут приглашаться для работы в нашей стране российскими юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, действующих на территории России, российскими и иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории России и использующими труд наемных работников в личном хозяйстве. При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срок действия разрешения. Решение о выдаче разрешений принимаются Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и выдаются, как правило, на срок до одного года.

Иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России, если:

  • Его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
  • Это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;
  • Он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательства;
  • Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.

Административно-правовой статус беженцев

ФЗ «О беженцах» 19.02.1993 (в  редакции ФЗ от 22.08.2004):

Беженец — лицо, которое  не является гражданином РФ и которое  в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Признание лица беженцем предусматривает:

1)   обращение с ходатайством  о признании беженцем;

2)   предварительное  рассмотрение ходатайства;

3)   принятие решения  о выдаче свидетельства о рассмотрении  ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4)   выдачу свидетельства  либо уведомления об отказе  в рассмотрении ходатайства по существу;

5)   рассмотрение ходатайства  по существу;

6)   принятие решения  о признании беженцем либо  об отказе в признании беженцем;

7)   выдачу удостоверения  беженца либо уведомления об  отказе в признании беженцем.[8]

Решение о выдаче свидетельства  принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Решение и материалы предварительного рассмотрения ходатайства направляются в федеральный орган исполнительной в власти по миграционной службе для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу.

Лицо, находящееся на территории РФ, при получении свидетельства  передает свой национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие его личность, на хранение в пост иммиграционного контроля или территориальный орган федерального органа испол. власти по миграционной службе на период рассмотрения ходатайства по существу.

Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем. Основания  для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу:

1)   если в отношении  лица возбуждено уголовное дело  за совершение преступления на  территории РФ;

2)   наличие у лица  гражданства третьего государства,  защитой которого лицо может  воспользоваться, или права на  пребывание на законном основании  на территории третьего государства;

3)   если лицо прибыло  из иностранного государства,  на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;

4)   если лицо отказывается  сообщить сведения о себе и  (или) об обстоятельствах прибытия на территорию РФ;

5)   если лицо состоит  в браке с гражданином РФ  и в соответствии с законодательством РФ имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ;

6)   если лицо уже  имеет разрешение на постоянное  проживание на территории РФ.

Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены  его семьи имеют право на:

1)   получение услуг  переводчика;

2)   получение содействия  в обеспечении проезда и провоза  багажа к месту пребывания;

3)   получение единовременного  денежного пособия на каждого  члена семьи не ниже 100 рублей;

4)   получение направления  в центр временного размещения;

5)   получение питания  и пользование коммунальными  услугами в месте временного  содержания или центре временного  размещения;

6)   медицинскую и  лекарственную помощь;

7)   получение содействия  в направлении на профессиональное  обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;

8)   подачу заявления  о прекращении рассмотрения ходатайства.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены  его семьи имеют право на:

1)   получение услуг  переводчика;

2)   получение содействия  в оформлении документов для  въезда на территорию РФ;

3)   получение питания  и пользование коммунальными  услугами в центре временного  размещения;

4)   охрану представителями  терр. органа федерального органа исп. власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

5)   пользование жилым  помещением из фонда жилья  для временного поселения;

6)   мед. и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ;

7)   получение содействия  в направлении на профессиональное  обучение или в трудоустройстве  наравне с гражданами РФ;

8)   работу по найму  или предпринимательскую деятельность  наравне с гражданами РФ;

9)   социальную защиту, в том числе социальное обеспечение,  наравне с гражданами РФ;

10) обращение с заявлением  о предоставлении права на  постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ;

Закон РФ «О вынужденных  переселенцах» 19.02.1993 (в редакции ФЗ от 23.12.2003):

Вынужденный переселенец (ВП) — гражданин РФ, покинувший место  жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1)   совершившее преступление  против мира, человечности или  другое тяжкое преступление по  законодательству РФ;

2)   покинувшее место  жительства по экономическим  причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера.

Решение о регистрации  ходатайства — территориальным  органом миграционной службы в течение трех дней со дня поступления ходатайства. Вынужденный переселенец имеет право:

1)   самостоятельно  выбрать место жительства на  территории РФ;

2)   при отсутствии  такой возможности — право  получить у федерального органа  миграционной службы или территориального  органа миграционной службы направление  на проживание в центре временного  размещения ВП либо в жилом  помещении из фонда жилья для  временного поселения ВП;

Вынужденный переселенец  обязан: соблюдать Конституцию РФ и законы; установленный порядок проживания в центре временного размещения ВП и жилом помещении из фонда жилья для ВП; проходить ежегодный переучет.

Статус вынужденного переселенца  предоставляется на пять лет.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца:

1.   при прекращении  гражданства РФ;

2.   при выезде для  постоянного проживания за пределы  территории РФ;

3.   в связи с истечением  срока предоставления статуса;

4.   умышленно сообщило  ложные сведения или предъявило  заведомо фальшивые документы,  послужившие основанием для признания  его вынужденным переселенцем.

 

    1. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.

Миграционный учет иностранных  граждан и лиц без гражданства  регу лируется ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 30.06.2006.

Миграционный учет иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.[6]

Процедура постановки на миграционный учёт иностранных граждан выглядит следующим образом.

Принимающая сторона, на основании  представленных иностранным гражданином  или лицом без гражданства  документов, заполняет бланк уведомления о его прибытии в место пребывания, при этом своё согласие на временное пребывание у неё иностранного гражданина принимающая сторона выражает подписью на оборотной стороне указанного уведомления о прибытии. Если в качестве принимающей стороны выступает организация, то подпись скрепляется печатью.

Лицо, которое подаёт в  установленном порядке уведомление  о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания в Федеральную миграционную службу, а так же по почте должно представить так же документ, удостоверяющий его личность.

Бланк указанного уведомления  заполняется принимающей стороной на каждого иностранного гражданина или лица без гражданства, который  подлежит постановке на учёт по месту пребывания.

Если уведомление о  прибытии иностранного гражданина или  лица без гражданства в место пребывания направляется почтовым отправлением, то бланк указанного уведомления заполняется в 2-х экземплярах.

При этом к вышеуказанному уведомлению принимающая сторона  должна приложить копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства и копию его миграционной карты.

Принимающая сторона не позднее  семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства должна представить указанное уведомление, копию паспорта иностранного гражданина или лица без гражданства, а так же миграционной карты непосредственно в ФМС России либо направить его почтовым отправлением в адрес указанной службы.

В том случае, если иностранный  гражданин (лицо без гражданства) находится в гостинице, в санатории, больнице и т. п., то уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания должно быть направлено в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.

ФМС России либо организация  почтовой связи, получившие от принимающей стороны заполненное уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания и указанные выше копии, проставляют в уведомлении отметки о его приеме и возвращают его отрывную часть принимающей стороне.

Принимающая сторона должна передать иностранному гражданину или  лицу без гражданства отрывную часть  уведомления, которая и служит подтверждением наличия у него постановки на миграционный учет.

Иностранный гражданин или  лицо без гражданства вправе так  же лично уведомить орган миграционного  учета о своем прибытии в место  пребывания, но только при наличии  документально подтвержденных уважительных причин - болезнь, физическая невозможность  и т.д., которые препятствуют принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания в орган миграционного учета.

 

    1. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Депортация.

Конституция РФ гарантирует  каждому, кто законно находится  на территории России, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также свободно выезжать за пределы страны; равным образом гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.

Порядок выезда из РФ и въезда в нее (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируется Федеральным законом от 18 июля 1996 г. с изменениями на 24 июня 1999 г.

Иностранные граждане или  лица без гражданства обязаны  при въезде в РФ и выезде из РФ  предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в этом качестве.

В случае если иностранный  гражданин или лицо без гражданства  ходатайствует о въезде в РФ для занятия трудовой деятельностью , российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе , оформленного в порядке, установленном Правительством РФ. Данное положение не распространяется на иностранных граждан – сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.[7]

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц  без гражданства.

Иностранные граждане могут  въезжать в РФ и выезжать из РФ при  наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, а лица без гражданств – по документам, выданным соответствующими органами государства их проживания.

Иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ , осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в  этом качестве, и вида на жительство.

Лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ , осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные беженцами, могут выезжать из РФ и въезжать в РФ на основании проездного документа  беженца.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении  которых принято решение об административном выдворении за пределы РФ или депортации, выезжают из РФ на основании данного решения.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в РФ и цели его пребывания в РФ иностранному гражданину выдается виза, которая  может быть дипломатической, служебной, обыкновенной (частная, деловая, туристическая, учебная, рабочая, гуманитарная и виза на въезд в РФ в целях получения убежища), транзитной и визой временно проживающего лица.

Виза – выданное уполномоченным  государственным органом разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через территорию РФ по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому РФ в этом качестве.

Виза содержит следующие  сведения: фамилию, имя (написанные буквами  русского и латинского алфавитов), дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в РФ, номер приглашения на въезд в РФ либо решения государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность визы.

При получении иностранным  гражданином разрешения на временное  проживание в РФ территориальный  орган федерального органа, ведающего  вопросами внутренних дел, продлевает срок действия визы временно проживающего  лица  на срок действия указанного разрешения.

Иностранный гражданин или  лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту. Регистрация иностранных граждан производится по месту  прибытия по миграционной карте. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из РФ.

Иностранный гражданин или  лицо без гражданства, нарушившие ряд  правил предусмотренных действующим законодательством, либо не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации.

Въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Законом предусмотрены случаи, когда въезд в РФ иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, случаи, когда этот въезд абсолютно не разрешается и когда въезд для этих лиц может быть ограничен.

Въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства нарушили ряд правил предусмотренных действующим российским законом. Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Депортация производится по решению суда и применяется  в отношении лиц, нарушивших установленные  сроки пребывания в РФ или документы, по которым они законно находились на территории РФ аннулированы.

 Порядок депортации  регламентирован статьей 31 Закона "О положении иностранных граждан  в РФ". Согласно это й статье, по истечении срока пребывания, иностранный гражданин обязан в 3-дневный срок покинуть Россию, а при аннулировании по каким-то причинам документов, разрешающих находиться на территории РФ, иностранец должен покинуть страну в течение 15 дней.

Решение о депортации судом, до исполнения решения суда, иностранные  граждане содержатся в помещениях местных  органов МВД. Депортация осуществляется за счет средств иностранного гражданина, пригласившей его стороны или посольства (консульского отдела) той страны, гражданином которой он является. Если невозможно ни то, ни другое, ни третье, депортируют гражданина за счет бюджетных средств.

Административное выдворение из страны - это мера наказания, предусмотренная Кодексом об Административных Правонарушениях. Согласно ст.3 п.10 Кодекса, административное выдворение заключается "в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации".

Согласно статье 18.8 "КоАП" выдворить могут за нарушение  режима пребывания на территории РФ, а именно:

-  Несоблюдение условий  регистрации

- Несоблюдение условий  передвижения или порядка выбора  места жительства

- Уклонение от выезда  по истечении срока пребывания

- Несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации

Депортация и выдворение из РФ. Прежде чем выдворить, на иностранного гражданина наложат штраф в размере от 5 до 10 МРОТ.

 

    1. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

 Иностранные граждане, совершившие преступление, административное или иное правонарушение на территории Российской Федерации, несут ответственность на общих основаниях наравне с гражданами Российской Федерации.

  Вместе с тем для  отдельных категорий иностранных  граждан, на время их пребывания  в Российской Федерации, установлены  определенные особенности их правового статуса, из которых вытекают и особенности их ответственности.

  Так, сотрудники дипломатических  представительств и члены их  семей пользуются иммунитетом  и другими преимуществами, установленными  нормами международного права, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории иностранных граждан подчинены юрисдикции российского государства в определенных пределах. Это, прежде всего, лица, обладающие консульским иммунитетом, которые пользуются личной неприкосновенностью, освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью. Однако они подчинены юрисдикции страны пребывания в случае подачи на них иска о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

  Кроме того, такие  категории иностранных граждан,  как члены экипажей самолетов  и морских судов, военнослужащие, находящиеся в Российской Федерации по долгу службы, не подчиняются юрисдикции российского государства за незаконные действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. Во всех остальных случаях названные категории иностранных граждан во время их пребывания в Российской Федерации несут ответственность на общих основаниях.

  Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, установленного Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г.), а также Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», влечет за собой применение мер административного наказания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. К числу таких мер административного наказания относятся: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения, административное выдворение.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

  Административное выдворение предусматривается:

  - за нарушение правил  пересечения Государственной границы  Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП);

  - за нарушение правил  въезда в Российскую Федерацию  либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 пп. 1 и 2 КоАП);

  - за осуществление  иностранным гражданином или  лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП), а также за правонарушения, предусмотренные ст. ст.18.11, 18.17, 19.27 КоАП Российской Федерации;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как меру административного наказания вправе устанавливать и назначать:

  - судья;

  - начальник федерального  органа исполнительной власти  по пограничной службе, его заместитель; коменданты пограничных комендатур; командиры подразделений пограничного контроля; начальники пограничных застав и др.;

  - начальники управлений (отделов) внутренних дел и  приравненных к ним органов  внутренних дел, их заместители;

  - руководитель федерального  органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его заместитель; руководители территориальных органов и руководители структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти.

  Административное выдворение  иностранного гражданина за пределы  Российской Федерации осуществляется  за счет средств выдворяемого  иностранного гражданина, а в случае предусмотренных федеральным законом за счет средств пригласившего его органа. Если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.[2]

  Отдельными федеральными  законами, которыми устанавливаются  те или иные правовые режимы  пребывания иностранных граждан  и лиц без гражданства в Российской Федерации, предусматривается принудительная высылка в форме депортации. Депортация применяется к иностранным гражданам в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

  Федеральное законодательство  предусматривает возможность депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, если:

  - законно находящийся  в Российской Федерации иностранный  гражданин или лицо без гражданства не соблюдают установленный компетентным государственным органом срок проживания или пребывания в Российской Федерации.

  - законно находящийся  в Российской Федерации иностранный  гражданин или лицо без гражданства создают угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, и в целях защиты конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, и в отношении них принято решение, о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;

  - иностранный гражданин  или лицо без гражданства, законно  находящиеся на территории Российской Федерации, не покинули территорию Российской Федерации в срок, установленный уполномоченным на том федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом.

  Государственными органами, уполномоченными принимать решения  о депортации, в первом и во  втором случаях является федеральный  орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел или его территориальный органа; в третьем случае таким органом является федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в сфере миграции или его соответствующий территориальный орган.

  Указанные во всех  трех случаях иностранные граждане  и лица без гражданства, в связи с допущенными ими на территории Российской Федерации соответствующими правонарушениями, которые не относятся к категории мер административного наказания, лишаются права в течение пяти лет обращаться за получением разрешения на въезд в Российскую Федерацию.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие  «личность» - собирательное, обобщающее, подчеркивающее наличие определенной связи между человеком. В зависимости от степени этой связи личность выступает в правовых состояниях относительно принадлежности к конкретному государству: российские граждане – в состояние гражданства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) – в состоянии без гражданства. Каждое из этих состояний предполагает свой вид правового статуса личности. Следовательно, проблемы личности в государстве нельзя сводить к проблемам гражданина – как носителя прав и обязанностей, в равной степени это – проблемы иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации.  Всем вышеперечисленным обусловлена актуальность данной работы

Находящиеся в РФ иностранные  граждане и лица без гражданства  обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

При написании данной работы были достигнуты все поставленные задачи:

1. рассмотрен административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства;

2. рассмотрены особенности административно-правового статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства в РФ;

3. рассмотрен порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ;

4. рассмотрены особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Список использованных источников

1. Конституция Российской  Федерации 1993 года.

2. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный Закон «  О правовом положении иностранных  граждан в России» от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ

4. Федеральный Закон «О  гражданстве Российской Федерации»  от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ

5. Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243)

6. Федеральный закон Российской  Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ  «О миграционном учете иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации» "Собрание законодательства РФ", 24.07.2006, N 30, ст. 3285;

7. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4029;

8. ФЗ «О беженцах» 19.02.1993 (в редакции ФЗ от 22.08.2004)

9. Конвенция ООН «О статусе апатридов» принята 28 сентября 1954 года , вступает в силу 6 июля 1960 года

10. Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г

11. Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 г

12. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" "Собрание законодательства РФ", 26.07.2004, N 30, ст. 3150

13. Указ Президента РФ от 21.03.2007 N 403 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам государственного управления в области миграционной политик» "Собрание законодательства РФ", 26.03.2007, N 13, ст. 1540

14. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право М. Норма, 2008. - 800 с.

15. Лазарев В.В, Липень С.В. Теория государства и права М. Спарк, 2009 - 528 с.

16. Манохин В.М. Административное право Росси: учебник.- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009. – 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


Информация о работе Особенности учета иностранных граждан и лиц без гражданства