Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:19, реферат

Описание работы

Целью работы является:
- освещение вопросов функционирования и определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда РФ в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Файлы: 1 файл

Пенсионный Фонд Российской Федерации.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «БАЙКАЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

(Филиал ФГБОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)

Кафедра Права и гуманитарных наук

Специальность 030900 Юриспруденция (Бакалавриат)

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛТНЕ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

ПЕНСИОННЫЙ  ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Проверил

Старший преподаватель              В. В. Козлов

Выполнил

Студент группы ЮПБ-11       В. С. Добрыднева

 

Усть-Илимск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Пенсионный фонд имеет  огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его  является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

По мере старения общества более  актуальным становится вопрос пенсионного обеспечения и перевода системы пенсионного обеспечения на накопительные принципы, претворить в жизнь которые и стремятся соответствующие органы путем пенсионной реформы. Также актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе является, то, что для рядового гражданина страны формирование сбалансированного бюджета кажется весьма далеким от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Выплачиваемые пенсионные пособия  не в полной мере отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Целью работы является:

- освещение вопросов функционирования и определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда РФ в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы учебные пособия, а также ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.

Кроме того, были изучены и обработаны публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.

 

1. ИСТОРИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА  РФ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР за номером 442-I. К началу 90-Х годов уже ощущалось, что существовавшая система государственного управления финансами пенсионного обеспечения, созданная в советские времена, полностью исчерпала свой потенциал. Серьезные проблемы возникали у нее, прежде всего из-за того, что пенсионная система не имела собственного бюджета и финансировалась из консолидированного бюджета государства. А это создавало возможность отвлечения средств, предназначенных для пенсионных выплат, на иные цели, и побуждало воспользоваться мировым опытом – выделить финансовые ресурсы пенсионной системы в самостоятельный внебюджетный фонд.

С созданием Пенсионного фонда  в России появился принципиально  новый механизм финансирования и  выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов. Эти взносы в основной массе уплачивались работодателями и в некоторой части - работающими гражданами России. Изменение механизма формирования доходов пенсионной системы должно было обеспечивать своевременность и полноту выплаты пенсии лицам, уже прекратившим трудовую деятельность и вышедшим на заслуженный отдых.

В Положении о Пенсионном фонде  Российской Федерации (России), утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года записано: "ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат". Этим был определен целевой характер денежных средств Пенсионного фонда - обеспечение выплаты государственных пенсий и пособий. Этим же была определена невозможность их изъятия из бюджета ПФР на другие цели, кто бы такие попытки ни предпринимал.

Ход событий с 1990 года, в целом, подтвердил правильность принятых тогда решений  и обоснованность возлагавшихся  на ПФР расчетов и ожиданий. Конечно, в истории фонда есть страницы, связанные с возникновением, из-за макроэкономических потрясений- "черных вторников" и "четвергов", задолженностей пенсионерам, сбоями сроков. Но все же за полтора десятилетия работы ПФР в основном не только своевременно и в полном объеме финансировал выплату пенсий, но и обеспечил финансовую основу для их заметного увеличения.

Уже 1999 году, когда еще были свежи  воспоминания о кризисе 1998 года, темпы  роста пенсий стали устойчиво  опережать уровень инфляции в  стране. Была обеспечена и с тех  пор сохраняется финансовая стабильность системы пенсионного обеспечения. Опираясь на нее, в 2000-2001 годах удалось решить еще одну задачу государственной важности - средняя пенсия по стране превысила прожиточный минимум пенсионера и с той поры стабильно держится выше его. С 1999 по конец 2004 годов размер ежемесячных пенсионных выплат в стране вырос практически в 3,3 раза, достигнув величины 79 млрд. рублей, или около 900 млрд. рублей в год. А в 2005 году бюджет ПФР впервые превысил, казалось бы, недосягаемый рубеж триллиона рублей.

В то же время, уже в 1999-2000 годах  становилось ясно, что устойчивая финансовая стабильность и рост доходов пенсионной системы никак не гарантируют в долгосрочной перспективе ее надежность. В стране происходил процесс старения населения, менялось в худшую сторону соотношение работающих и пенсионеров. А это подрывало возможности действовавшей в ту пору распределительной модели обеспечивать достойные пенсии поколениями пенсионеров. Число работающих и пенсионеров должно было сравняться к 2025-2030 году, после чего пенсионную систему ждал тотальный кризис.

К тому же распределительная модель не создавала стимулов работающим к  зарабатыванию пенсионных прав, ибо  недоучитывала полностью заработки  и стаж у подавляющего большинства  населения. Не стимулировала она  и работодателя к полной и честной  уплате взносов за своих работников.

Все это наглядно свидетельствовало, что старая пенсионная модель подошла  к полному исчерпанию своих возможностей и нуждается в замене. Остро  вставал вопрос о проведении реформы  пенсионной системы.

За полтора десятилетия истории  ПФР трижды предпринимались попытки реформирования пенсионной системы. Первые две (в 1994 и 1997-98 годах) не удались из-за финансовой нестабильности - и самой пенсионной системы, и макроэкономической среды, в которой ей приходилось работать. И только к 1999-2000 годах сложились необходимые Финансово-экономические предпосылки для успешного реформирования пенсионного обеспечения.

В конце 1997 - начале 1998 годов  был принят и вступил в действие первый закон о трудовых пенсиях, основанный на страховых принципах, - «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" N 113-ФЗ. Принятием данного закона и развитием вводимых им норм был предопределен дальнейший курс на переход от системы государственного пенсионного обеспечения к государственному пенсионному страхованию.

Появились и информационно-технологические  и организационные предпосылки  для успешного проведения реформы. В 1992 году в ряде регионов страны был  начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. К осени 2000 года единые пенсионные службы уже функционировали в 24 регионах страны. Логическим продолжением этой работы стал Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Указом было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате, накануне реформы удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации, объединив в их руках назначение пенсий, до той поры бывшее прерогативой органов социальной защиты, и их выплату.

Одновременно органы ПФР взяли в свои руки и ведение  учета пенсионных прав, чем до той  поры занимались кадровые службы работодателей.

В 1996 году был принят, а с 1997 года вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" N 27-ФЗ. В соответствии с ним, изменялись принципы и порядок учета пенсионных прав работающих граждан. Основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж. И, одновременно, - размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В 1997 году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета, который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями ПФР по каналам ЛЦ телефонной и спутниковой связи, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня. К настоящему времени в системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 110 млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров), с ней информационно взаимодействуют 5,5 млн. работодателей, а также управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, участвующие в инвестировании средств пенсионных накоплений.

Наличие всех этих принципиально  новых элементов позволило в конце 2000 года поставить в практическую плоскость задачу реформирования пенсионной системы. В 2001-2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов - "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ, "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " N 173-ФЗ, "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" N 111-ФЗ. Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004-2005 годам, после трех лет пенсионной реформы и система пенсионного обеспечения, и система Пенсионного фонда России претерпели глубокие качественные изменения.

 

 

 

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА  РФ

2.1 Правовой  статус и структура пенсионного  фонда РФ

      Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Следует отметить, что  согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным  законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным  Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации  и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим. В то же время, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Конституционный Суд  Российской Федерации в постановлении  от 25.06.2001 № 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и  имеющим специальную правоспособность.

Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно  действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. Региональные отделения имеют в своем составе Управления ПФР по городам и районам. ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации