Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:06, реферат
Согласно статьи 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Таблица 4. Партии, принявшие
участие в муниципальных
Партия |
Число выборов, в которых принимали участие |
«Единая Россия» |
7/7 |
КПРФ |
7/7 |
ЛДПР |
7/7 |
«Справедливая Россия» |
7/7 |
«Патриоты России» |
5/7 |
«Яблоко» |
5/7 |
«Правое дело» |
3/6 |
«Коммунисты России» |
5/7 |
«Коммунистическая партия социальной справедливости» |
3/7 |
«Демократическая партия России» |
3/7 |
«Народная партия «За женщин России» |
1/7 |
«Партия Пенсионеров России» |
1/7 |
«Союз горожан» |
3/7 |
РПР-ПАРНАС |
1/7 |
«Города России» |
1/7 (одномандатники в Алтайском крае) |
«Российская экологическая партия «Зеленые» |
5/7 |
«Альянс Зеленых - Народная партия» |
1/7 |
«Народная партия России» |
2/7 |
«Социал-демократическая партия России» |
1/7 |
В то же время, другие давно существующие партии («Яблоко», «Правое дело» и др.), а также вновь созданные, выдвигали кандидатов далеко не во всех регионах, процент их участия оказывается существенно ниже, чем у системных парламентских партий.
Причина этого, в том числе, в «стабильности» региональной элиты, в которой сложились определенные «фракции» (внутриэлитные группы), которые с ее связями и влиянием, по сути, первична по отношению к партийному бренду — при необходимости он может быть и сменен. Это учитывают федеральные партийные аппараты, задачей которых становится договориться с соответствующей группой влияния о том, что она будет выполнять функции регионального партийного отделения, чаще всего взамен на высокую степень автономии и поддержку интересов в Москве. Такого рода ситуация существует во многих субъектах РФ и является одной из главных характеристик политического ландшафта регионов, что, по мнению региональных экспертов, является тормозом в развитии политической системы на соответствующих уровнях децентрализации, потому что консервирует существующий партийный расклад независимо от его адекватности запросам гражданского общества. Эта же ситуация консервирует на уровне субъектов РФ условно-формальный расклад «власть — оппозиция», не позволяя сформировать реальную политическую альтернативу.
Учитывая медленность трансформации региональных партийных машин, целесообразно развивать альтернативные общественные проекты, в которых горожане смогут найти для себя место.
Системная оппозиция
Низкая результативность системной оппозиции на выборах связана с тем, что несмотря на наличие основных атрибутов «оппозиционности» и критическую по отношению к власти риторику, она, по сути, остается в виртуальном политическом пространстве, не предлагая конструктивных и реалистичных программ.
Прошедшие выборы это продемонстрировали весьма наглядно, что отразилось и на их результатах.
Практически во всех регионах, где проходили выборы, системная оппозиция сосредоточилась на критике — пассивной или относительно активной — недостатков власти, действий «Единой России» и т. д.
Эта стратегия (она же тактика) используется парламентской оппозицией уже 10 лет. Не предлагая структурированных программ (а только лишь общие направления возможных перемен), давя на «болевые точки», и обращаясь в основном к привычным эмоциональным реакциям избирателей (как правило, негативного характера), системная оппозиция получает в свое распоряжение голоса недовольного электората. Эти голоса делятся в разных пропорциях в зависимости от времени, места и повестки, между парламентскими оппозиционными партиями.
Традиционным электоратом системной оппозиции являются две условно выделенные категории избирателей:
• те, кто в данный момент недоволен властью (в том числе конкретными ее представителями), и ищет альтернативу и
• те, кто вообще не склонен доверять власти (что отражает еще не изжитый в некоторых социальных слоях традиционный российский латентный анархизм, имеющий исторические корни).
В силу долгого нахождения в политике, оппозиционные партии имеют свой устоявшийся электорат и потому в основном ведут борьбу за его сохранение, как и за удержание некоторого минимума присутствия в органах власти — в основном в виде депутатских мандатов.
Правда, в последний год системная оппозиция набрала дополнительные очки за счет избирателей из среднего класса (горожан), которые стремились найти альтернативу «Единой России». Особым трендом предыдущих, зимне-весенних думских, региональных и муниципальных выборов стал активный приход политизированных молодых предпринимателей, представителей городской интеллигенции в структуры парламентских оппозиционных партий, как в «альтернативные» политические структуры. При этом партийный окрас во внимание редко принимался.
В то же время, нельзя не отметить активное использование площадок оппозиционных партий бизнесменами, которых конкуренты партии власти смогли привлечь на свою сторону. В частности, это касается КПРФ, на что указывали эксперты почти во всех выборных регионах. Поскольку подобная практика плохо согласуется с «левыми» идеалами, она вызвала упреки со стороны «старых» коммунистов, сделавших соответствующее публичное заявление в прессе.
Сигналом для системной оппозиции должно стать появление массы новых партий, претендующих на ее бренды («Коммунисты России», «Коммунистическая партия социальной справедливости», «За справедливость» и т. д.). В отдельных регионах, актив КПРФ, например, начал переходить в эти новые партии.
Среди оппозиционных партий необходимо отдельно обратить внимание на ЛДПР, «Справедливую Россию», «Патриотов России» и «Яблоко».
ЛДПР провела достаточно
конструктивную избирательную кампанию,
сохранив свой электорат и, во многих
случаях преодолев барьеры для
доступа к распределению
«Справедливая Россия» уже долгое время находится в состоянии «падения». Рейтинги партии низки, на федеральном уровне ее репутация подорвана рядом скандалов. Неудачные кампании в регионах, попытки позиционироваться в качестве протестной силы лишают партию доверия избирателей и элиты.
В ближайшее время следует прогнозировать маргинализацию «Справедливой России».
Маргинализация (от лат. marginalis — находящийся на краю) — процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него. Риску М. подвержены инвалиды, безработные, неимущие, бездомные, чья бедность вынуждает их придерживаться стиля жизни, который отличается от сложившегося в данном обществе.
«Патриоты России» выступили в различных амплуа — от партнера (Рязанская, Новгородская области) до оппонента (Северная Осетия — Алания) «Единой России». В прошедшей кампании была заметна попытка партии консолидировать «патриотический» электорат, в том числе русские общины, казачьи общества в Северной Осетии.19
Институт приоритетных региональных проектов «Яблоко» активно осваивало новые повестки, в том числе экологическую тематику (где тут же столкнулось с конкуренцией «зеленых» партий). В целом, как отмечают региональные эксперты, кампания не была особенно успешной для партии, но определенного эффекта она все равно добилась: продемонстрировала стремление к поиску новых идей, что может свидетельствовать о начавшемся ее обновлении.
Новые партии на региональных и муниципальных выборах.
Наряду с системными парламентскими и «непарламентскими» партиями, за место под политическим солнцем активно боролись малые партии, в том числе зарегистрированные по новому законодательству в 2012 году.
Их результаты, в целом, не достигают проходных барьеров, однако во многих случаях весьма близки к ним, что говорит о появлении в политической системе нового сегмента, который со временем может составить вполне реальную конкуренцию традиционным партиям.
В частности, это широкий спектр левых партий («Коммунисты России», «Коммунистическая партия социальной справедливости» и т. д.), а также экологических партий («Альянс «Зеленые», Российская экологическая партия «Зеленые»). Природоохранная повестка вообще оказалась новой в кампании. За нее взялись даже «старые» партии, в том числе «Яблоко».
Региональные эксперты нередко указывали, что в прошедшей избирательной кампании новые партии де-юре или де-факто стали партнерами «Единой России», ЛДПР, отбивая электорат у парламентских левых партий (от 1,5 до 2,5 % в среднем).
Партии с «размытой» идентичностью оказались менее популярными (их результат, как правило, менее 1 %).
Востребованность элитами новых партий, появившихся в 2012 году, пока незначительна, если не считать отдельных случаев выдвижения от них кандидатов, представляющих определенные группы элиты (как в случае с партией «Женщины России» во Владивостоке, от которой выдвинулась представительница «старогубернаторской» группы элиты).
Внесистемная оппозиция на региональных и муниципальных выборах.
«Внесистемная оппозиция» попробовала свои силы в прошедшей кампании, однако ее «региональная политика» не выглядела убедительной. Несмотря на созданные законом условия, вечные оппоненты и критики власти во всех ее проявлениях, не приняли никакого серьезного участия в кампании, не выдвигали кандидатов и не вели борьбу за избирателя.
Роль «внесистемной оппозиции» в кампании была эпизодической. Например, в Калининграде «Левый фронт» вступил в альянс с системными оппозиционными партиями, в т. ч. с КПРФ. Здесь сказались личные интересы отдельных лидеров оппозиции, в данном случае Сергея Удальцова, который, раскручивая «Левый фронт» стремился наладить контакт с левыми силами и в частности с КПРФ.
На Сахалине «Яблоко» сделало ставку на Евгению Чирикову, ожидая ее приезда в регион, однако он так и не состоялся. То же «Яблоко» в Краснодаре эксплуатировало «белоленточную» повестку, создавая молодежные лагеря под брендом «Оккупай». Успеха эти акции не имели.
В целом попытки раскачать протест в регионах и городах успехом не увенчались — так называемые «марши миллионов» собрали в разных городах от десятка до полутора сотен человек (в Ижевске — 15 человек, в Курске — 40 человек, во Владивостоке — 50 человек и даже в Барнауле — менее 100 человек). И это несмотря на высокий «накал страстей» в кампании и наличие многих не согласных с теми или иными действиями власти и оппозиции в ходе выборов.
Отдельным проектом «внесистемной оппозиции» на этих выборах стала кампания в г. Химки Московской области, которая обернулась рядом скандалов и серьезно демотивировала избирателя, который в итоге ответил невысокой явкой (другими причинами низкой явки стала близость к мегаполису и недостаточная различимость московской и собственно химкинской повестки для живущих в городе, большое число граждан, фактически не живущих в городе, несмотря на регистрацию и т. д.). «Внесистемная оппозиция» не изменила себе — она продемонстрировала нежелание принимать цивилизованные правила политической игры, сосредоточившись на деструктивных методах борьбы за власть.
В Химках внесистемная оппозиция была изначально ориентирована на:
• дискредитацию кандидата от власти, а не продвижение своей собственной содержательной программы (благодаря влиянию А. Навального, Е. Чирикова «скатилась» до регулярных обвинений в адрес кандидата от «власти» О. Шахова, хотя основную функцию агитатора против О. Шахова взял на себя О. Митволь);
• попытку провоцирования на снятие своего кандидата с выборов избиркомом (недостоверные подписи, нарушения в агитации) и раздувание на этой основе скандала на тему «нечестности выборов»;
• после того, как стало очевидным, что Е. Чирикова не будет снята с выборов, — на провоцирование юридических нарушений и многочисленных жалоб на «честность выборов» в день выборов (наблюдатели на участках с самого утра инициировали поток однотипных жалоб);
• на дальнейшее оспаривание результатов выборов в судебном порядке, для чего задействуется проект «Все в суд»;
• на «громкое» поражение Е. Чириковой и привлечение медийного (сетевого) внимания к лидерам «внесистемной оппозиции» (А. Навальный, К. Собчак и другие «агитаторы»), а не на конструктив ную агитационную работу «от двери к двери».
Сотрудничество / борьба партий в ходе кампаний.
Общероссийских «магистральных»
Наиболее близки оказываются «Единая Россия» и ЛДПР (но не везде), наблюдается тяготение «новых» малых партий к более сильным центрам — в том числе к «Единой России». В отдельных случаях договоренности возникают между партией власти и КПРФ и даже между ними и «Справедливой Россией».