Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 02:16, доклад
Идея создания нового процессуального кодекса, регулирующего административное судопроизводство, появилась уже давно. Наконец она реализовалась: на подпись Президенту 25 февраля направлен кодекс административного судопроизводства. Некоторые специалисты считают, что теперь споры между гражданами и органами власти будут решаться оперативно, исходя из интересов более слабой стороны административных правоотношений. Другие же, наоборот, полагают, что у государства появится возможность создания дополнительных барьеров для граждан в спорных ситуациях.
Осипов Максим 8402 –структура и особенности - КАС РФ
Идея создания нового процессуального кодекса, регулирующего административное судопроизводство, появилась уже давно. Наконец она реализовалась: на подпись Президенту 25 февраля направлен кодекс административного судопроизводства. Некоторые специалисты считают, что теперь споры между гражданами и органами власти будут решаться оперативно, исходя из интересов более слабой стороны административных правоотношений. Другие же, наоборот, полагают, что у государства появится возможность создания дополнительных барьеров для граждан в спорных ситуациях.
Новый Кодекс весьма незначительно отличается от Кодексов, регламентирующих судопроизводство в судах общей юрисдикции и арбитражных судах РФ. Данный кодекс включает девять разделов, тридцать девять глав и триста шесдесят пять статей.
Все дела, рассматриваемые по КАС, отнесены к компетенции судов общей юрисдикции. Среди статей об основных принципах административного судопроизводства следует обратить внимание на ст. 14 Кодекса, которая предусматривает право суда самостоятельно истребовать доказательства по делу. За счет этого роль суда становится более активной, что способствует более полному исследованию фактических обстоятельств дела.
Основой административного судопроизводства, согласно Кодексу, является административный иск как документ, который сам запускает механизм отправления правосудия. Создатели Кодекса исходили из использования структуры гражданского иска, что предопределяет схожий характер этих документов.
КАС будет рассматриваться административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. (К таким делам, в частности, относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий или бездействия органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, должностных лиц, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, дела о защите избирательных прав, дела о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и другие),административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
При этом действие КАС не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях и по делам об обращении взыскания на средства бюджета Российской Федерации.
Также действие КАС не распространяется и на административные споры хозяйствующих субъектов, которые остаются в компетенции арбитражных судов .
Новый Кодекс также не будет распространяться на производство по делам об административных правонарушениях согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ.
При введении в действие КАС дела, находящиеся в производстве и не рассмотренные на момент вступления в силу настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС.
В связи с введением в действие КАС соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных актов.
Ограничения для судебных представителей
Особенностью нового Кодекса являются специальные положения о представительстве.
Впервые в неуголовный процесс введены квалификационные ограничения для судебных представителей - они должны иметь высшее юридическое образование. Теперь наряду с доверенностью и документом, удостоверяющим личность, представителю необходимо предъявить суду диплом о высшем юридическом образовании.
При подписании административного искового заявления представителем к исковому заявлению должна быть приложена копия диплома об образовании.
Физические лица, за исключением отдельных категорий дел, смогут защищать свои интересы лично.
Административные дела от имени организаций, в том числе от имени госорганов, вправе вести руководители организаций, подтвердив соответствующие полномочия. Для руководителей госорганов проектом КАС также устанавливались квалификационные ограничения в части наличия высшего юридического образования, однако в итоговой редакции КАС данное ограничение не сохранилось.
Насколько хорошо КАС будет способствовать оптимизации судебного процесса, покажет практика.