Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема
политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политиче-
ские и государственные посты новых людей, способных на преобразование
государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей
жизнь населения страны.

Содержание работы

Введение. 3
1.Природа и понятие политического лидерства. 5
1.1.Сущность и характерные особенности политического лидера. 7
1.2. Функции политических лидеров 9
2.Теория черт. 11
3.Политические стили лидеров. 13
Заключение 16
Список используемой литературы. 17

Файлы: 1 файл

lider.DOC

— 96.50 Кб (Скачать файл)


НИЖЕГОРОДСКИЙ КОМЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: Политическое лидерство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы 2/5 - 1Т

                                 Голубева Юлия Владиславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Среди основных и самых важных проблем общественного  развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит  проблема 
политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политиче- 
ские и государственные посты новых людей, способных на преобразование 
государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей 
жизнь населения страны.

 И даже  внутри политической элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.

Проблема политического  лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие  условий необходимых для появления  проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания.

Именно так  ставят и рассматривают проблему отечественные политологи. Институт лидерства возник очень давно в связи с потребностью у сложно организованных систем в сбалансированном развитии, т.к. их жизнедеятельность всегда требовала руководящего начала. Это связано с тем, что функционирование таких систем основано на взаимодействии разнородных, а часто и противоположных, экономических, социальных, политических, духовных интересов  и их носителей, которые включают в себя разнообразные группы, организации и индивиды.

В задачи лидеров  входит выработка согласованных  целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.

Таким образом, практическое значение проблемы лидерства  связано с поиском оптимальных  форм руководства и управления социальными процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Природа и понятие политического лидерства.

 

Лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции.

Лидерство –  явление многогранное и многозначное. Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

Общественное  лидерство является прежде всего  социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.

Целостная картина  проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.

В примитивных обществах интересы автономной личности еще не осознаны и не выражены, существуют интересы нерасчлененного «целого» (рода, племени). Функции лидера проявляются слабо и сводятся в основном к обеспечению физического выживания общинников. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, отличающегося решительным неприятием лжи, любовью к истине. По его представлениям, лидеру присущи скромность, благородство, справедливость великодушие, духовное совершенство.

В «Параллельных жизнеописаниях» Плутарх продолжил платоновскую традицию изображения идеального лидера. Он показал блестящую плеяду греков и римлян, обладающих высокими моральными нормами и принципами.

Этико-мифологическая традиция в анализе политического  лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, привнеся в нее идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.1. Сущность и характерные особенности политического лидера.

 

История изучения политического лидерства представляет собой пример 
обширного многобразия подходов. Одни исследователи определяют поли- 
тическое лидерство - как " влияние ", другие - как " управление ", 
третьи - как " принятие решений ", а четвертые признают лидерами 
только " новаторв ", тех, кто " ведет вперед ", а руководителей, уп- 
равляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. 
Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко, 
политический лидер, по моему мнению, сочетает в себе все эти качества. 
В политологии начиная с М. Вебера, политических руководителей делили 
на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости 
от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет). 
1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции и обычаи  ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран) 
Привычка подчиняться основана на вере в святость традиций передачи власти по наследству. Этот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены.

2.Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. ( Буш, 
Миттеран,Ельцин) Компитенция  каждого носителя власти и обусловлена кон

ституцией и  правовыми нормами. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Этот тип наиболее распространен в государствах.  
3. Харизматические лидеры - они стоят осбняком, их власть ( скорее- 
- авторитет ) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное 
личное качество, которое М. Вебер называет " Харизмой " ( в раннехри- 
стианской литературе этот термин обозначает " боговдохновленность "). 
Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достато- 
чно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, 
желающие вручить ему политическую власть. ( Жириновский, Томиньский - 
Польша,Ляфонтен-Германия) 
Существуют четыре собирательных образа лидеров : " знаменосец ", 
"служитель","торговец","пожарник". 
1. Лидер - ЗНАМЕНОСЕЦ -- отличается собственным видением действи- 
тельности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер 
происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

(В.И.Ленин,М.Ганди.) 
2. Лидер - СЛУЖИТЕЛЬ - выражает интересы своих приверженцев. Он 
действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого 
лидера центральными. (Л.И. Брежнев, К.У. Черненко)

3. Лидер - ТОРГОВЕЦ - основывает свои отношения с избирателями на 
способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то 
уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.(Р.Рейган) 
4. Лидер - ПОЖАРНИК - реагирует на требования масс, вызванные 
конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению по- 
жаров. Он способен эффективно действовать в экстремальных ситуациях, быстро принимать решения. Большинство лидеров в современных обществах может быть отнесено именно к этому типу.

Выделение четырех  собирательных образов  лидеров  в досталочной мере условно, поскольку в чистом виде такое типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах её политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных типов.

 

 

 

 

1.2.Функции политических лидеров.

 

Функции лидера – это главные направления  его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций  лидеров выделяют следующие:

  1. Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.
  2. Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
  3. Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.
  4. Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.
  5. Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.
  6. Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

Функцию легитимности политического  порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теория черт.

Среди наиболее распространенных и общепризнанных теорий лидерства  можно выделить теорию черт.

В теории черт, авторами которой являются К. Бирд, Э. Богардус, Ю. Дженнингс и др., лидер рассматривается как совокупность определенных психологических черт, наличие которых способствует его выдвижению на лидирующие позиции и наделяет его способностью принимать властные решения в отношении других людей. Данная теория представляет собой важное направление западной эмпирической социологии 30 - 50-х гг. XX в., стремившейся выразить феномен лидерства конкретно и осязаемо.

Теория черт возникла в начале XX в. под влиянием исследований английского антрополога Ф. Гальтона, который объяснял природу лидерства с позиций наследственности. С точки зрения данного подхода были изучены царские династии, последствия династических браков. Таким образом, основная идея такого подхода заключается в утверждении о том, что если лидер обладает особыми качествами, отличающими его от сторонников, то эти качества можно выделить. Данные качества передаются по наследству.

Американский психолог К. Бирд в 1940 году составил список, в  который входили 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские». Среди них были названы:

  • умение нравиться людям, завоевывать их симпатии, общительность, дружелюбие;
  • политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений;
  • политическая интуиция, острый ум, чувство юмора;
  • организаторский талант, ораторские способности;
  • умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные данной ситуации;
  • наличие ясной политической программы, отвечающей интересам большинства социальных групп.

Но ни одна из черт не занимала прочного места в перечнях, а в последующих исследованиях было установлено, что индивидуальные качества лидеров практически ничем не отличаются от набора психологических и социальных черт личности вообще.

Однако, высшие должностные  лица воспринимаются как исключительные, население приписывает им те или иные добродетели. От соответствия конкретного политика такому представлению о нем зависит степень его поддержки массами.

Информация о работе Политическое лидерство