Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 16:18, реферат
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема
политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политиче-
ские и государственные посты новых людей, способных на преобразование
государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей
жизнь населения страны.
Введение. 3
1.Природа и понятие политического лидерства. 5
1.1.Сущность и характерные особенности политического лидера. 7
1.2. Функции политических лидеров 9
2.Теория черт. 11
3.Политические стили лидеров. 13
Заключение 16
Список используемой литературы. 17
НИЖЕГОРОДСКИЙ КОМЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Реферат
на тему: Политическое лидерство
Выполнила: студентка группы 2/5 - 1Т
Голубева Юлия Владиславовна
2007г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Среди основных
и самых важных проблем общественного
развития в современном мире, особенно
в России, на первом месте стоит
проблема
политического лидерства - поиска и выдвижения
на решающие политиче-
ские и государственные посты новых людей,
способных на преобразование
государства в лучшую сторону и на проведение
политики улучшающей
жизнь населения страны.
И даже внутри политической элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.
Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.
Отсутствие
условий необходимых для
Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи. Институт лидерства возник очень давно в связи с потребностью у сложно организованных систем в сбалансированном развитии, т.к. их жизнедеятельность всегда требовала руководящего начала. Это связано с тем, что функционирование таких систем основано на взаимодействии разнородных, а часто и противоположных, экономических, социальных, политических, духовных интересов и их носителей, которые включают в себя разнообразные группы, организации и индивиды.
В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.
Таким образом, практическое значение проблемы лидерства связано с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.
Лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции.
Лидерство – явление многогранное и многозначное. Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.
Общественное лидерство является прежде всего социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.
Целостная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.
В примитивных обществах интересы автономной личности еще не осознаны и не выражены, существуют интересы нерасчлененного «целого» (рода, племени). Функции лидера проявляются слабо и сводятся в основном к обеспечению физического выживания общинников. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, отличающегося решительным неприятием лжи, любовью к истине. По его представлениям, лидеру присущи скромность, благородство, справедливость великодушие, духовное совершенство.
В «Параллельных жизнеописаниях» Плутарх продолжил платоновскую традицию изображения идеального лидера. Он показал блестящую плеяду греков и римлян, обладающих высокими моральными нормами и принципами.
Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, привнеся в нее идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.
1.1. Сущность и характерные особенности политического лидера.
История изучения
политического лидерства
обширного многобразия подходов. Одни
исследователи определяют поли-
тическое лидерство - как " влияние ",
другие - как " управление ",
третьи - как " принятие решений ",
а четвертые признают лидерами
только " новаторв ", тех, кто " ведет
вперед ", а руководителей, уп-
равляющих продолжают называть чиновниками,
бюрократами.
Но проблему политического лидерства
нельзя рассматривать однобоко,
политический лидер, по моему мнению, сочетает
в себе все эти качества.
В политологии начиная с М. Вебера, политических
руководителей делили
на три типа: традиционных, легальных и
харизматических в зависимости
от того на чем основываются их претензии
на власть (авторитет).
1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются
на вековые традиции и обычаи ни у кого
не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран)
Привычка подчиняться основана на вере
в святость традиций передачи власти по
наследству. Этот тип авторитета, которым
некогда пользовался вождь племени, глава
рода, монарх. Хотя данный тип лидерства
сходит со сцены.
2.Легальные лидеры - должны получить
власть законным путем. ( Буш,
Миттеран,Ельцин) Компитенция каждого
носителя власти и обусловлена кон
ституцией и
правовыми нормами. Власть опирается на единый
и принятый всем обществом свод правовых
норм. Этот тип наиболее распространен
в государствах.
3. Харизматические лидеры - они стоят осбняком,
их власть ( скорее-
- авторитет ) опираются не на внешнюю силу,
а на некое необычное
личное качество, которое М. Вебер называет
" Харизмой " ( в раннехри-
стианской литературе этот термин обозначает
" боговдохновленность ").
Это качество не имеет четко выраженного
содержания, но оно достато-
чно для того, чтобы у харизматического
лидера были последователи,
желающие вручить ему политическую власть.
( Жириновский, Томиньский -
Польша,Ляфонтен-Германия)
Существуют четыре собирательных образа
лидеров : " знаменосец ",
"служитель","торговец","
1. Лидер - ЗНАМЕНОСЕЦ -- отличается собственным
видением действи-
тельности, имеет цель, увлекает за собой
людей, определяет характер
происходящего, его темп, формирует политическую
проблематику.
(В.И.Ленин,М.Ганди.)
2. Лидер - СЛУЖИТЕЛЬ - выражает интересы
своих приверженцев. Он
действует от их имени, и задачи приверженцев
являются для такого
лидера центральными. (Л.И. Брежнев, К.У.
Черненко)
3. Лидер - ТОРГОВЕЦ
- основывает свои отношения
с избирателями на
способности убедить избирателей в своей
стратегии, пойти на какие-то
уступки, тем самым добиться поддержания
своей политики.(Р.Рейган)
4. Лидер - ПОЖАРНИК - реагирует на требования
масс, вызванные
конкретной ситуацией, что и определяет
его действия по тушению по-
жаров. Он способен эффективно действовать
в экстремальных ситуациях, быстро принимать
решения. Большинство лидеров в современных
обществах может быть отнесено именно
к этому типу.
Выделение четырех собирательных образов лидеров в досталочной мере условно, поскольку в чистом виде такое типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах её политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных типов.
Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.
Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:
Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.
Среди наиболее распространенных и общепризнанных теорий лидерства можно выделить теорию черт.
В теории черт, авторами которой являются К. Бирд, Э. Богардус, Ю. Дженнингс и др., лидер рассматривается как совокупность определенных психологических черт, наличие которых способствует его выдвижению на лидирующие позиции и наделяет его способностью принимать властные решения в отношении других людей. Данная теория представляет собой важное направление западной эмпирической социологии 30 - 50-х гг. XX в., стремившейся выразить феномен лидерства конкретно и осязаемо.
Теория черт возникла в начале XX в. под влиянием исследований английского антрополога Ф. Гальтона, который объяснял природу лидерства с позиций наследственности. С точки зрения данного подхода были изучены царские династии, последствия династических браков. Таким образом, основная идея такого подхода заключается в утверждении о том, что если лидер обладает особыми качествами, отличающими его от сторонников, то эти качества можно выделить. Данные качества передаются по наследству.
Американский психолог К. Бирд в 1940 году составил список, в который входили 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские». Среди них были названы:
Но ни одна из черт не занимала прочного места в перечнях, а в последующих исследованиях было установлено, что индивидуальные качества лидеров практически ничем не отличаются от набора психологических и социальных черт личности вообще.
Однако, высшие должностные лица воспринимаются как исключительные, население приписывает им те или иные добродетели. От соответствия конкретного политика такому представлению о нем зависит степень его поддержки массами.