Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Файлы: 1 файл

надзор..docx

— 19.74 Кб (Скачать файл)

Полномочия прокурора  по осуществлению надзора за исполнением  законов. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

Прокурор при осуществлении  возложенных на него функций вправе:

– по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;

– при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

– требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

– выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

– проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;

– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

– по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

– предостерегать о недопустимости нарушения закона;

– освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

– опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

– вносить представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов  прокуратуры обязаны приступать к выполнению требований прокурора  или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Правовые средства прокурорского  реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для  осуществления надзора за соблюдением  Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Протест прокурора  – это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Право принести протест на противоречащий закону правовой акт  принадлежит исключительно прокурору  или его заместителю. Следует  отметить, что принесение протеста – это не только право, но и обязанность  прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции  и федеральным законам.

Протест может быть принесен: 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий  орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный  акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном  процессуальным законодательством  РФ. Куда конкретно должен быть направлен  протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор  должен основываться на принципах эффективности  и целесообразности.

Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме.

По своему содержанию протест  состоит из следующих элементов:

– названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения протеста;

– наименования средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности – протест прокурора – с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия;

– общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта;

– указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству;

– приведения конкретных норм Конституции и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт;

– предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста;

– подписи прокурора.

Внесенный прокурором протест  подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с  момента его поступления в  соответствующий орган или должностному лицу.

В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При  рассмотрении протеста коллегиальным  органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При  наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим  его лицом.

Представление прокурора  – это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган  или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:

– фамилию, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона, юридический адрес организации, дату вынесения представления;

– наименование документа, указание сферы общественных отношений, где были выявлены нарушения (например, Представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей);

– полное название организации, где была проведена прокурорская проверка; описание выявленных нарушений закона, их негативные последствия, отражение причин и условий, способствовавших наступлению этих последствий; указание ответственных лиц, разъяснения нарушенных законов, предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;

– требования прокурора принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией и федеральными законами общественные отношения и доложить о результатах рассмотрения представления ему в течение месяца.

В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его  представления на заседании коллегиального органа, то он должен просить уведомить  его о дне и часе заседания  для его непосредственного участия  в рассмотрении представления;

– подпись прокурора или его заместителя с указанием фамилии, должности и специального звания.

В течение месяца со дня  внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о  результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления  коллегиальным органом прокурору  сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений  Правительства РФ Конституции и  законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, на основании мотивированного постановления передает материалы проверки по подследственности следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или самостоятельно принимает решение о возбуждении административного производства.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Последнее должно содержать следующие, предусмотренные ст. 28.2 КоАП, сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую информацию.

Такое постановление выносится  немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом  лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в  течение двух суток с момента  выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного  расследования постановление о  возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.

Постановление прокурора  о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или  должностным лицом в срок, установленный  законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях прокурор или  его заместитель направляет в  письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям  общественных (религиозных) объединений  и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с указанием  Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется  только при осуществлении надзора  за исполнением законов и законностью  правовых актов. Для профилактики нарушений  закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда  у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения  должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся  противоправных деяниях, которые могут  привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным  лицам поднадзорных прокуратуре  органов, а также руководителям  или иным лицам общественных (религиозных) объединений.

Применению предостережений  в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся  противоправных деяниях конкретными  должностными лицами с истребованием  от них письменных объяснений. Предостережение  о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к  ответственности в установленном  законом порядке. Применение предостережения  отнесено Законом о прокуратуре  к исключительной компетенции прокурора  и его заместителей. Другие работники  прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Информация о работе Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона