Понятие административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Специфичным он является и в административном праве. Мы уже говорили о том, что достаточно большой круг административно-правовых отношений регулируется нормами административного права. Однако установление диспозиций и санкций за те или иные виды административных правонарушений - это еще не все.что пока охватывается нормами административного права. Пока не создана такая отрасль как административно-процессуальное право, вопросы административного процесса в определенной степени регулируются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. Целью данной работы будет являться рассмотрение одного из вопросов административного права - понятие административного процесса.его видов, особенностей и других процессуальных вопросов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Понятие и виды административного процесса…………………..5
Заключение…………………………………………………………......10
Список использованных источников и литературы………………...11

Файлы: 1 файл

Адм.право.Административный процесс..doc

— 28.15 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЗабГУ»)

 

Юридический факультет

 

Кафедра административного  права и таможенного дела

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Административный процесс»

Тема: «Понятие административного  процесса»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. №

 

 №  зачетной книжки 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита   2013

 

П Л А Н

 

 

 

Введение…………………………………………………………………3

Понятие  и виды административного процесса…………………..5

Заключение…………………………………………………………......10

Список  использованных источников и литературы………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российское  право - это достаточно широкая  совокупность различных отраслей права. Поскольку  это система , то в нее входят  такие отрасли права, как уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданское процессуальное, трудовое, земельное, экологическое , административное и ряд других отраслей, каждая из которых регулирует только ей присущие свои  правоотношения.

 

      Одна из таких отраслей российского  права -  административное право  занимает одно из важных мест  в деятельности государства, его  органов и должностных лиц.  Получается, что практически ни  одна сфера жизни и деятельности  не обходится без того, чтобы  административное право  не регулировало отношения ( пожарная и дорожная безопасность, санитарный и ветеринарный надзор, охота и рыболовство, добыча полезных ископаемых и разработка земель, вопросы охраны речного плавания и судовладения и еще достаточно большой круг правоотношений, которые закреплены в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ).

 

       Эту отрасль права  в определенной  степени  можно  сравнить  с гражданским правом, которое  регулирует практически все отношения  человека ( купля, продажа, обмен, дарение, наследство и т.д.)

 

И тем не менее, для каждой  отрасли права установлен  свой предмет регулирования. Специфичным он является и в административном праве. Мы уже говорили о том, что достаточно большой круг административно-правовых отношений регулируется нормами административного права.

     Однако установление диспозиций  и санкций за те или иные  виды административных правонарушений - это еще не все.что пока охватывается нормами административного права.

     Пока не создана такая отрасль  как административно-процессуальное  право, вопросы административного  процесса в определенной степени  регулируются нормами Кодекса  РФ об административных правонарушениях.

 

      Целью данной работы будет  являться рассмотрение одного  из вопросов административного права - понятие административного процесса.его видов, особенностей и  других процессуальных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие  и виды административного процесса.

 

     Самого понятия административного процесса в нормах административного права не дается, оно дается в теоретических исследования ученых в области административного права.

    Так, достаточно широкое исследование  этого понятия проведено в  работе П.И.Кононова « Административный  процесс: подходы к определению понятия и структуры».

    Им в работе делается ссылка  также на « Словарь русского  языка»,  в котором дано понятие  процесса в целом - это движение, в нашем случае движение от административного правонарушения.

     В исследовании им сначала  дается понятие юридического  процесса. Это понятие применимо к различным отраслям права, как к уголовно-процессуальному, к гражданско-процессуальному и также может быть применимо к административному процессу. Процесс с юридической точки зрения - это целенаправленная и регламентированная нормами права   деятельность уполномоченных лиц и органов по выработке и применению тех или иных норм права.

    Юридический процесс в узком  смысле слова у этого автора  статьи понимается совокупность  совершаемых субъектами права  логических последовательных действий  по разрешению какого-либо правоотношения.

     Юридический процесс включает в себя три относительно самостоятельных части, вида процессов: правотворческий, правореализующий и правоприменительный процесс.

   В этой же статьи автором  дано такое понятие административного  процесса: « Административный процесс  представляет собой внешнюю правоприменительную  деятельность  органов и учреждений  исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, иных уполномоченных государством  субъектов ( административных органов) по урегулированию ( разрешению ) в пределах их компетенции конкретных юридических дел, возникающих на основе материальных норм различных отраслей права, осуществляемую в предусмотренных процессуальными нормами права несдуебных формах ( процедурах)».1

     Если проанализировать это понятие  административного процесса, то  из него вытекают следующие  элементы, составные части, которые  необходимы для того, чтобы   разрешить то или иное административное правонарушение:

  1. административный процесс - это правоприменительная деятельность, например, осуществляя работу по борьбе с мелким хулиганством, органы внутренних дел ( милиции) применяют нормы административного права, которыми закреплено понятие мелкого хулиганства - как одно из направлений работы в сфере применения норм административного права;
  2. это деятельность органов и учреждений исполнительной власти ( органы государственного пожарного надзора, органы автомобильного транспорта, органы российской транспортной инспекции и т.д), исполнительных органов местного самоуправления ( комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), иные уполномоченные государством субъекты ( например, государственные инспектора дорожного движения, старшие участковые инспектора, участковые инспектора);
  3. эта деятельность направлена на урегулирование конкретных юридических дел, которые возникают на основе материальных норм различных отраслей права ( административное, экологическое, налоговое, бюджетное и ряд других);
  4. эта деятельность осуществляется в соответствии с  компетенцией каждого органа ( например, таможенные органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях , установленных статьями 16.2 - 16.22 Кодекса; военные комиссары - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.25, 21.1 - 21. 7 и т.д.) ;
  5. вся эта деятельность осуществляется в предусмотренных процессуальных формах - собирание доказательств, доставление правонарушителя, составление протокола и других процессуальных документов  и ряд других действий.

 

          Административный процесс принято  подразделять на два вида:

          1. Административно-распорядительный процесс, который представляет собой « ...урегулированную административно-процес-суальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных юридических дел, осуществляемую в пределах своей компетенции, и направленную на реализацию субъективных юридических прав и обязанностей, имеющихся у участников этих дел, на основе соответствующих материальных норм различных отраслей права».1

      Административно-распорядительный  процесс в свою очередь включает в себя такие виды специализированных процессов, как:

  1. регистрационное производство, при осуществлении которого уполномоченные на то должностные лица и органы проводят работу по регистрации  тех или иных действий, объектов, правового режима и других связанных с регистрацией положений;
  2. лицензионно-разрешительное производство  - производство по оформлению и выдаче разрешений для осуществления того или иного вида деятельности;
  3. правопредоставительное производство - разрешение вопросов по предоставлению определенным лицам того или иного статуса;
  4. государственно-экзаменационное ;
  5. экспертно-удостоверительное производство;
  6. государственно-поощрительное производство;
  7. служебно-призывное производство.

 

    2. Административно-охранительный процесс  - это « урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению индивидуальных юридических дел, возникающих в связи с охраной и защитой прав и свобод физических и юридических лиц, обеспечением безопасности государства и общества, правопорядка».2

      Этот вид административного процесса  в свою очередь подразделяется на:

  1. административно-принудительный, который включает в себя и осуществление определенными органами надзора за теми или иными видами деятельности;
  2. административно- защитный процесс - разрешение административных жалоб и производство по разрешению споров.

 

    Делая вывод по рассмотренному  вопросу, следует отразить, что  административный процесс - это  вид деятельности уполномоченных должностных лиц и органов.

    Его принято подразделять  в свою очередь на административно-распорядительный  и административно-охранительный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Работа, была посвящены административному процессу, который  ввиду отсутствия административно-процессуального кодекса регулируется соответствующими нормами административного права Российской Федерацией.

    При рассмотрении вопроса были даны понятия самого понятия и видов административного  процесса, как одного из видов  деятельности уполномоченных на то государством органов и должностных лиц, связанных с административными правонарушениями.

     Деятельность эта многообразна  и, тем не менее, ее порядок достаточно полно регулируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списокиспользованных источников и литературы:

 

 

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Собрание законодательства Российской Федерации № 1. 7 января 2002 года ( часть I ). Ст. 1. С. 3-235.

 

    2. Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3293- 1 « О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 34, с.1770.

 

    3.Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях ,принятый в 2001 году. Российская газета.

 

    4.Коментарий  к Кодексу РСФСР об административных  правонарушениях/ Под ред. И.И.Веремеенко, Н.Г.Салищевой, М.С.Студеникиной. - М., ООО « Издательская группа ПРОСПЕКТ», 2007.- 832 с.

 

    5.Собрание  актов Президента и Правительства  Российской Федерации, 2003, № 5, с.386.

 

 

    6.Алехин  А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. -   М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2002.- 680 с.

 

    7. Д.Н.Бахрах. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК. - с. 223.

 

    8. Кононов П.И. Административный  процесс: подходы к определению понятия и структуры // Государство и право, 2007, № 6. С. 16-24.

 

    9. Салищева Н.Г. , Хаманева И.Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство // Государство и право, 2009, № 1, с. 5-11.

 

1 Кононов П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры // Государство и право, 2001, № 6. С. 22-23.

1Кононов П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры // Государство и право, 2001, № 6. С. 23.

2 Там же, с. 23.




Информация о работе Понятие административного процесса