Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 18:08, контрольная работа
Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего, это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными правонарушениями (нарушение избирательных прав, правил заключения договоров, неуважение к суду и т.д.).
Введение...........................................................................................................................3
1. Понятие и роль административной ответственности для административного процесса............................................................................................................................5
Заключение.......................................................................................................................8
Список литературы..............................
Оглавление
Введение......................
1. Понятие и роль административной
ответственности для административного
процесса......................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Среди юридических методов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.
Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего, это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными правонарушениями (нарушение избирательных прав, правил заключения договоров, неуважение к суду и т.д.).
Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными правонарушениями, гражданско-правовыми деликтами. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.
Сказанное выше подчеркивает важный вывод: административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц, непосредственно затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку проникают во все без исключения сферы жизни и управления.
Названные преобразования, коренным образом изменившие облик страны, с учетом, конечно, и других факторов и условий, являются главным побудительным мотивом, обусловившим необходимые разработки и принятие нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ – это новый и крупны этап на пути демократизации и гуманизации российского законодательства об административных правонарушениях. Принятие нового КоАП РФ оказало огромное влияние на понятие административной ответственности, ее принципов и т.д. Вышеизложенное вызывает интерес к рассматриваемой проблеме. В работе материал представлен, а точнее сделана попытка изложить указанную тему в соответствии с принятым КоАП.
1.Понятие и роль административной ответственности для административного процесса
Административная ответственность – активный элемент исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности» .
Административная ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют в внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.
Административная ответственность как и вообще всякая юридическая ответственность - это философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность можно охарактеризовать как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности» .Итак, административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого, уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права.
б) основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.
в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования – уголовные физические – лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается обстановка отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.
Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.
а) за административное правонарушение предусмотрено административное взыскание, за преступление – уголовное наказание, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;
б) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц; исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями) Уголовные наказания – только судом; дисциплинарное взыскание - органами и должностными лицами наделенные дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в определенных случаях – в администрационном порядке;
в) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами неподчиненных им правонарушителей. Поэтому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном порядке подчинении вышестоящим органам должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб его работнику и т.д.).
г) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течении установленного срока;
Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – как правило, в порядке гражданского и арбитражного производства. Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, общим для всех ее видов является то, что она наступает при наличии правонарушения. А вот для того, чтобы определить возможность наступления именно административной ответственности, необходимо выяснить сам характер допущенного нарушения. Для каждого вида ответственности характерно наличие самостоятельного фактического основания ее применения. Вместе с тем хочу еще раз подчеркнуть некоторые важные моменты для квалификации правонарушений. Во-первых, законодательством предусмотрена замена в определенных случаях мер административного наказания мерами общественного воздействия или виновное лицо вообще может быть освобождено от административной ответственности и применены меры морального характера (усиленное замечание). Во-вторых, в ряде случаев к лицам, совершившим административное правонарушение, могут быть применены меры дисциплинарного характера. В-третьих, административное правонарушение иногда может повлечь за собой не только административное, но и дисциплинарное наказание, а также применение высших санкций.
Заключение
Как и любой вид юридической ответственности, административная ответственность устанавливается и применяется на основании закона. Действующее законодательство, регулирующее отношения в сфере административной ответственности, состоит из КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Составной частью данного законодательства являются процессуальные нормы, определяющие порядок реализации административной ответственности. Их вторичность по отношению к материальным нормам не может служить основанием для принижения их роли в применении административной ответственности. Процессуальные нормы устанавливают, во-первых, регламент деятельности судей и других субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях и, во-вторых, определяют механизм защиты прав и законных интересов участников данного производства.
О статусе данных норм в правовой
литературе высказаны различные суждения,
чему в немалой степени способствовала
совместная кодификация материальных
и процессуальных норм об административной
ответственности в одном федеральном
законе - КоАП РФ. В связи с этим целесообразно
обратить внимание на то, что в действующей
российской правовой системе существуют
два варианта нормативной организации
материальных и процессуальных норм.
Большинство отраслей права объединяет
как материальные, так и процессуальные
нормы. Они относятся к так называемым
смешанным отраслям права. В эту группу
отраслей входит и административное право.
Второй вариант состоит в их раздельной
нормативной организации. Такова парная
кодификация материальных и процессуальных
норм, регулирующих уголовную и гражданско-правовую
ответственность (УК - УПК, ГК - ГПК). Соответственно,
наряду с уголовным правом и гражданским
правом выделены уголовный и гражданский
процессы.
Проводя зависимость процессуальных форм
от правового метода, профессор В.Д. Сорокин
справедливо отмечал, что уголовно-правовые
нормы, основанные на запрете, реализуются
не иначе как в форме уголовного процесса.
Значит, резюмирует он, "основная задача
уголовного процесса состоит в обеспечении
уголовно-правового типа регулирования,
в котором доминирующую роль играет запрет
как способ государственно-властного
воздействия на поведение людей" . Что
касается норм об административной ответственности,
то процедура их реализации, по мнению
ученого, входит составной частью в административный
процесс, под которым он понимает порядок
реализации предписаний как определенного
способа воздействия на поведение людей
. Однако данные нормы, так же как и уголовные,
основаны на запрете, что не отрицал и
сам Валентин Дмитриевич. Подчеркнем,
юридическая ответственность регулируется
материальными и процессуальными нормами.
Первые определяют основания и меры ответственности
за соответствующий вид правонарушения,
вторые - порядок ее реализации. Причем
процессуальные нормы в данной связке
являются вторичными и обретают смысл
лишь как форма жизни материальных норм.
Эта зависимость, подмеченная еще К. Марксом,
характерна для механизма правового регулирования
всех видов юридической ответственности.
Не исключение и система правового регулирования
административной ответственности. Если
совокупность материальных норм об административной
ответственности образует самостоятельную
отрасль права - административно-деликтное
право, то соответствующие процессуальные
нормы регулируют административно-юрисдикционный
процесс.
Список литературы
Информация о работе Понятие административной ответственности для административного процесса