Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:58, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть государственную службу Российской Федерации.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие государственной службы, виды и содержание системы государственной службы.
2. Выявлены основные принципы государственной службы и их классификация.
3. Раскрыты функции государственной службы и ее правовое регулирование.
Введение.........................................................................................................3
Понятие государственной службы..........................................................4
Система правовых актов о государственной службе............................5
Понятие и виды государственных служащих........................................6
Принципы государственной службы......................................................7
Виды государственной службы...............................................................9
Заключение..............................................................................................11
Список использованной литературы....................................................12
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Тверской
государственный технический
Кафедра социологии и социальных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПРЕДМЕТ: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ТЕМА: ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ ВИДЫ
Выполнила:
ИДПО ТГТУ
Проверил: Ильин О. Ю.
Тверь 2013
Содержание
Введение......................
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что на государственную службу возлагается решение ответственных задач. От профессионализма и компетентности государственного служащего зависит успех многих государственных дел. В связи с этим правовое положение государственной службы и государственного служащего в последние годы стало предметом внимания федерального законодателя, Президента Российской Федерации.
Цель работы – рассмотреть государственную службу Российской Федерации.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие
государственной службы, виды и
содержание системы
2. Выявлены основные
принципы государственной
3. Раскрыты функции государственной службы и ее правовое регулирование.
Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила, которые будут более подробно описаны и охарактеризованы в данной работе.
Понятие государственной службы
Государственная служба
осуществляется на профессиональной основе.
Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного
и компетентного осуществления деятельности
государственных организаций.
Государственная служба опосредуется
правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих
правовой статус государственных служащих,
в том числе условия и порядок прохождения
государственной службы, виды поощрений
и ответственности служащих, основания
прекращения и другие вопросы государственной
службы, образуют правовой институт государственной
службы. В него входят нормы конституционного,
трудового, гражданского, финансового
и других отраслей права.
В трактовке этого Закона она под государственной
службой понимается профессиональная
деятельность по обеспечению исполнения
полномочий государственных органов.
При этом к государственной службе относится
исполнение должностных обязанностей
лицами, замещающими государственные
должности лишь определенных категорий,
обозначенных в самом законе. Под этим
углом зрения должности в государственных
органах подразделяются на государственные
и негосударственные должности. разновидностью
государственных являются государственные
должности государственной службы. Таким
образом по букве и смыслу Закона об основах
государственной службы государственную
службу осуществляет юридически ограниченный
круг лиц: только те лица, которые замещают
государственные должности государственной
службы. За этот круг выведены лица, реально
концентрирующие в своих руках власть,
определенную компетенцией соответствующих
органе («элита власти»), и лица, выполняющие
вспомогательно-технические функции.
Для такого понимания государственной
службы имеются объективные предпосылки,
заключающиеся прежде всего в целях, характере
задач и статусе военнослужащих, призванных
их выполнять.
Система правовых актов о государственной службе
Специальными правовыми актами и нормами регулируются
многие вопросы государственной службы
в военизированных и правоохранительных
органах, а также в органах, работники
которых в силу служебных обязанностей
соприкасаются с населением, деятельностью
различных предприятий, учреждений и организаций,
осуществляют специальные контрольно-надзорные
функции (транспорта, связи, различных
инспекций и др.). Например, законами Российской
Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской
обязанности и военной службе»2 , от 22 января
1993 года «О статусе военнослужащих»3, от
24 июня 1993 года «О федеральных органах
налоговой полиции»4; Положением о прохождении
службы в органах налоговой полиции Российской
Федерации, утвержденным постановлением
Верховного Совета Российской Федерации
от 20 мая 1993 года5, Положением о службе
в органах внутренних дел Российской Федерации,
утвержденным постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 23 декабря
1992 года 6 и др.7 В различных правовых актах
предусматриваются особенности государственной
службы в таможенных, налоговых и иных
государственных органах.
Отношение конституций и уставов соответствующих
субъектов Российской Федерации к вопросам
их государственной службы отличается
пестротой. С этой точки зрения можно сгруппировать
Конституции и уставы, которые:
а) содержат отдельные главы, посвященные
государственной службе данного субъекта
Российской Федерации. Например, уставы
Липецкой, Курганской, Свердловской областей.
Устав Свердловской области в этом отношении
является уникальным. В нем достаточно
подробно регламентируются вопросы, касающиеся
понятия и организации государственной
службы; понятия государственного служащего
области, ответственности и ограничения
прав государственных служащих, гарантий
осуществления ими прав;
б) относят государственную службу субъекта
Российской федерации к его ведению (см.,
например, п. «о» ст. 37 Устава Ставропольского
края, п. «л» ст. 5 Устава Иркутской области)8;
в) ограничиваются отнесением к ведению
данного субъекта Российской Федерации
учреждение его наград и почетных званий
и иных мер поощрения (см., например, п.
19, ст. 81 Конституции Республики Дагестан,
п. «к» ст. 22 Устава Оренбургской области).
Нередко прямое указание на этот счет
отсутствует, но такое полномочие вытекает
из компетенции тех или иных органов и
глав субъектов Российской Федерации,
глав их администраций.
Но конституции и уставы субъектов Российской
Федерации являются не единственными
актами, содержащими нормы по вопросам
государственной службы. Субъекты вправе
регулировать их с помощью других правовых
актов.
Понятие и виды государственных служащих
Следует особо подчеркнуть,
что понятие государственного служащего
и государственной должности
не исчерпываются лишь теми, которые
связаны только с государственными
органами. Хотя в преамбуле Закона об основах государственной службы
и говорится, что он устанавливает правовые
основы организации государственной службы
Российской федерации и основы правового
положения государственных служащих Российской
Федерации, его действие распространяется
не на всех государственных служащих.
Функциональное назначение служащих государственных
предприятий, учреждений и организаций
иное. Их деятельность связана с организацией
процессов соответственно производства,
социально-культурной и иной деятельности,
то есть выполнения основных задач, обусловленных
целями и предметами деятельности предприятий,
учреждений и организаций. Оперативный
состав служебного аппарата необходимо
отличать от аналогичных категорий служащих,
к нему не относящихся (врачей, преподавателей
и др.). Вспомогательный состав - служащие,
служебная деятельность которых не предполагает
совершение действий, влекущих юридические
последствия, влияющих на содержание решений
данного органа. Их обязанности и права
определяются задачами обеспечения служебной
деятельности должностных лиц, оперативного
состава путем создания условий, необходимых
для выполнения ими служебных функций
(технические секретари и т.д.). В обязанности
служащих данной группы может входить
совершение действий, имеющих юридическое
значение. Например, регистрация поступающих
жалоб, ибо со дня совершения этого действия
исчисляется срок рассмотрения жалобы.
Особую группу должностных лиц составляют
граждане, не состоящие на государственной
службе, но уполномоченные совершать действия,
влекущие юридические последствия. Согласно
Основам законодательства Российской
Федерации о нотариате, нотариальной деятельностью
может заниматься гражданин Российской
Федерации, получивший на ее осуществление
лицензию. При осуществлении нотариальных
действий нотариусы обладают равными
правами независимо от того, работают
ли они в государственной нотариальной
конторе или занимаются частной практикой.
Обязательным для последних является
то, что они должны быть членами нотариальной
палаты.
Принципы государственной службы
Основные принципы государственной
службы закреплены в Конституции
Российской Федерации или вытекают
из нее. Виды этих принципов конкретизированы в Законе
Российской Федерации об основах государственной
службы. Здесь принципы сформулированы
без расшифровки содержания, без тех оговорок
об исключениях, которые установлены или
могут устанавливаться из общих правил.
Например, принцип гласности в осуществлении
государственной службы не беспределен,
в предусмотренных законом случаях он
ограничен в интересах государства. Содержание
некоторых принципов конкретизируется
в нормах, имеющихся в самом законе. Например,
относительно к принципу профессионализма
и компетентности государственных служащих
и др.
Закон об основах государственной службы
закрепляет следующие принципы:
1. Верховенства Конституции Российской
Федерации и федеральных законов над иными
нормативными правовыми актами, должностными
инструкциями при исполнении государственными
служащими должностных обязанностей и
обеспечении их прав.
2. Приоритета прав и свобод человека и
гражданина, их непосредственного действия:
обязанности государственных служащих
признавать, соблюдать и защищать права
и свободы человека и гражданина.
3. Единства системы государственной власти,
разграничение предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации.
4. Единства основных требований, предъявляемых
к государственной службе.
5. Гласности в осуществлении государственной
службы.
6. Профессионализма и компетентности
государственных служащих. И т. д.
В числе принципов государственной службы
не оказалось принципа законности. Его
не могут подменить те принципы, которые
сформулированы в контексте законности,
выражая ее отдельные требования (например,
о верховенстве Конституции Российской
Федерации, обязательности решений вышестоящих
органов для государственных служащих).
Между тем принцип законности является
универсальным, он не должен иметь для
кого-либо каких-либо исключений. Органы
государственной власти, должностные
лица обязаны соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы, а также подзаконные
акты, изданные в пределах компетенции
и в соответствии с законодательством.
Виды государственной службы
Деление государственной
службы на виды обусловлено федеративным
устройством Российской Федерации,
принципом разделения властей, особенностями
отраслей и сфер государственной
деятельности
В соответствии с принципом федерализма
различаются:
а) Федеральная государственная служба,
находящаяся в ведении Российской Федерации
(п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации);
б) государственная служба субъектов Российской
Федерации, находящаяся в их ведении (см.
п. 3, ст. 2 Закона об основах государственной
службы).
В совместном ведении Российской Федерации
и ее субъектов находящаяся лишь кадры
судебных и правоохранительных органов
(кстати, судьи являются лицами, замещающими
государственные должности государственной
службы со всеми вытекающими из этого
последствиями, в частности на них не распространяется
действие Закона об основах: государственной
службы).
Актом, специально посвященным регламентации
основных вопросов федеральной государственной
службы, является Закон об основах государственной
службы. Однако правовая основа федеральной
государственной службы не ограничивается
только этим Законом. Она осуществляется
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, законодательными и иными правовыми
актами. Более того, Закон не подменяет
во всем ранее изданные правовые акты,
регулирующие государственную службу
в федеральных органах государственной
власти ряда специализированных отраслей
и сфер управления. В соответствии с этим
Законом могут приниматься федеральные
законы, устанавливающие особенности
государственной службы отдельных государственных
органах.
Федерации. Однако с точки зрения конституционного
разграничения предметов ведения и полномочий,
по общему правилу, государственная служба
субъектов Российской Федерации находится
в их ведении.
В зависимости от принципа разделения
властей различается государственная
служба в органах представительной, исполнительной
и судебной властей. За этими рамками остается
служба в органах прокуратуры, которая
также является государственной. Но вопрос
о принадлежности органов прокуратуры
к той или иной власти остается проблематичным.
Включение статей о прокуратуре в главу
Конституции Российской Федерации «Судебная
власть» является механическим, то есть
не имеющим концептуальной основы.
Государственная служба организуется
и осуществляется с непременным учетом
многообразия и специфики сфер государственной
деятельности. В специальном смысле к
государственной относится служба в различных
специализированных отраслях и сферах
- военная служба, служба в органах внутренних
дел, таможенных, налоговых органах, налоговой
полиции и др. Характерным для регулирования
этих и подобных им видов службы является
то, что оно обычно является системным,
охватывающим службу в органах всех уровней
или отрасли (сферы) в целом.
Заключение.
Подводя итог проделанной работе, в соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:
Под государственной службой в соответствии с федеральным законодательством понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Федеральное законодательство определяет два уровня государственной службы - федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, воинские должности, должности правоохранительной службы. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, перечни типовых воинских должностей, перечни типовых должностей правоохранительной службы. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба как вид государственной службы лежит в основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ от 12 августа 2007 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2007.
2. Федеральный закон от 27 мая 2009 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2009.
3. Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы [Текст] / Г.В. Атаманчук. – М.: Новый юрист, 2008. – 440 с.
4. Игнатов, В.Г. Государственная служба субъектов Российской Федерации [Текст] / В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – 388 с.
5. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права [Текст] / Ю.Н. Старилов. – М.: Изд-во НОРМА «Государственная служба», 2007. – 590 с.
Информация о работе Понятие государственной службы и ее виды