РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ в г.
МИНСКЕ
КАФЕДРА
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РЕФЕРАТ
ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРАВО»
Тема: «Понятие и классификация источников
административного права»
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка
2 курса
заочного
отделения, 2 группы,
специальность
«Юриспруденция»
Бизункова
Н.И.
ПРОВЕРИЛ:
Абдурахманов
А.А.
Минск 2014
|
Введение |
3 |
1 |
Понятия и классификация источников
административного права |
3 |
2 |
Место административного права в правовой
системе Российской Федерации |
5 |
|
Заключение |
7 |
|
Используемая литература |
8 |
Введение
Гораздо
логичнее было бы объединить в рамках
одной научной специальности дисциплины,
в комплексе образующие "административное
право в широком смысле", прообразом
которого в свое время выступало "полицейское
право". В подобном понимании государственное
управление следует рассматривать и как
предмет административного права, и как
средство, при помощи которого осуществляется
административно-правовое регулирование.
Особенностью такого восприятия является
то, что государственное управление в
качестве предмета включает общественные
отношения, с которыми связывается факт
существования государства как социально-политического
явления. К числу таких отношений следует
прежде всего отнести отношения, связанные
с формированием и функционированием
аппарата государственного управления,
обеспечением общественного порядка,
осуществлением фискальной функции государства.
Особенностью названных отношений является
то, что это отношения власти-подчинения,
в рамках которых одни субъекты наделены
властной компетенцией, а другие обязаны
под угрозой возможного принуждения исполнять
адресованные к ним властные предписания.
Государственное управление как средство
правового регулирования непосредственным
образом связано с механизмом государственного
принуждения. Применяется это принуждение
реально или только предполагается, вопрос
второй, оно всегда имеет место и выступает
либо в качестве стимула, обеспечивающего
правомерное поведение субъектов административно-правовых
отношений, либо в качестве меры административно-правовой
ответственности за совершенный административный
проступок.
1. Понятия и классификация источников
административного права
Административная
правоспособность - проявление общей правоспособности,
т.е. установленной и охраняемой правовыми
нормами возможности данного субъекта
(гражданина, исполнительного органа и
т.п.) вступать в различного рода правовые
отношения. Это - способность приобретать
соответствующий комплекс юридических
обязанностей и прав и нести ответственность
за их реализацию. Следовательно, правоспособность
является предпосылкой возникновения
правовых отношений с участием данного
субъекта.
Административная
правоспособность в своей сущности
определяется особенностями управленческой
сферы. Соответственно каждый, кто
нормами административного права
наделен обязанностями и правами
в этой сфере, рассматривается
в качестве субъекта административного
права. Характерным для них свойством
является возможность быть участником
конкретных административно-правовых
отношений, но не само это участие.
Следовательно, говоря о субъектах
административного права, необходимо
иметь в виду прежде всего не их перечень,
а основные позиции, характеризующие административно-правовой
статус каждого из них.
Лица
и организации, являющиеся субъектами
административного права, могут
быть при соблюдении установленных
административно-правовыми нормами
условий субъектами административно-правовых
отношений. В связи с этим закономерен
вопрос о соотношении понятий
"субъект административного права"
и "субъект административно-правовых
отношений". Внешне они совпадают,
поскольку перечень и тех, и
других одинаков. Существенные же
различия пролегают в плоскости
соотношения таких юридических
категорий, как административная
правоспособность и дееспособность.
На
практике далеко не всегда
возможно проведение четких граней
между административной право- и
дееспособностью, хотя условно можно
утверждать, что они соотносятся
как статическая и динамическая
категории. Довольно часто они
неразделимы, так как являются, по
существу, двумя элементами единого
административно-правового статуса.
Это, в частности, относится к
органам исполнительной власти,
для которых они наступают
одновременно, т.е. с момента образования
и юридического закрепления их
компетенции. В компетенции выражается
административная правоспособность.
В ней определяются и полномочия
данного органа по участию
в административно-правовых отношениях,
т.е. их дееспособность. Например, закрепленная
в ст. 114 Конституции РФ компетенция
Правительства и соответствующие
ей полномочия одновременно отражают
его право- и дееспособность как
субъекта административного права.
Для
органов управления способность
участвовать в административно-правовых
отношениях фактически является
их прямой юридической обязанностью,
ибо она есть основное средство
реализации компетенции, а следовательно,
и правоспособности. Аналогично решается
вопрос об административной дееспособности
должностных лиц государственных организаций.
Однако существенная особенность последнего
случая выражается в том, что административная
дееспособность реализуется не самой
организацией, а ее администрацией, т.е.
органом управления. Это означает, что
субъектом административно-правовых отношений
является, например, не республика, не
край или область, не завод, не партия и
т.п., а их органы управления.
Характерные
для гражданско-правового регулирования
обязанности и права предоставляются
в соответствии с действующим
законодательством предприятию (в
его разновидностях) как юридическому
лицу. Соответственно администрация
предприятия субъектом гражданской
правоспособности не является. Однако
именно она реализует его гражданско-правовую
дееспособность. Такое специфическое
соотношение административной и
гражданской право- и дееспособности
объясняется, прежде всего, тем, что
предприятие не является государственным
органом, тем более - органом государственного
управления. Потому оно и не
наделено управленческой компетенцией,
составляющей основу административно-правового
статуса. Оно и не может в силу этого быть
непосредственным участником административно-правовых
отношений, хотя является субъектом административного
права. В равной мере с подобных позиций
могут быть охарактеризованы и различного
рода коммерческие структуры. Единственный
их отличительный признак - административная
право- и дееспособность - возникает с
момента их государственной регистрации.
Этот момент важен и для определения статуса
общественных объединений как субъектов
административного права и административно-правовых
отношений.
Иногда
административная право- и дееспособность
не совпадают, что характерно
для административно-правового статуса
граждан как субъектов административного
права и участников административно-правовых
отношений: правоспособность возникает
с момента рождения, а дееспособность,
как правило, с 16 лет.
2 Место административного права в правовой
системе Российской
Федерации
Административное
право, сохраняя свою "самобытность",
выраженную в его предмете и методе, тесно
взаимодействует с другими отраслями
права. Характеризуя это взаимодействие,
необходимо иметь в виду, что административное
право охватывает своим регулятивным
воздействием широкие области государственной
и общественной жизни, что предопределяется
многообразием практического проявления
действующего в Российской Федерации
механизма исполнительной власти.
Ни
одна правовая отрасль не существует
в "чистом" виде. В силу этого
вопрос о взаимоотношении правовых
отраслей имеет существенное
значение вообще, а применительно
к административному праву - в
особенности.
Наиболее
самостоятельны такие правовые отрасли,
как гражданское, уголовное, административное,
конституционное право. В других случаях
всегда легко обнаружить взаимодействие
норм различных отраслей права и законодательства.
Например, в земельном или финансовом
праве отчетливо проявляется тесное взаимодействие
гражданско-правовых, административно-правовых
и уголовно-правовых норм.
Следствием
данной особенности действующей правовой
системы является "проникновение"
административного права в сферу регулятивного
функционирования иных правовых отраслей.
В основе подобного явления - фактическое
наличие управленческих по своей природе
отношений в сферах, относящихся в соответствии
с предметом той или иной отрасли права
к ее регулятивному воздействию. Поэтому
даже в гражданском законодательстве
имеется пусть небольшое, но определенное
число административно-правовых по своей
сути норм.
Административное
право с учетом особенностей
государственно-управленческой деятельности
как правовой формы реализации
исполнительной власти охватывает
своим регулятивным воздействием
чрезвычайно широкий круг общественных
отношений управленческого типа. Тем самым
отчетливо проявляется многообразие административно-правового
регулирования. Например, финансовое право
регулирует строго ограниченные рамками
его предмета общественные отношения.
Административное право таких строгих
границ не имеет. Соответственно трудно
найти какой-либо специальный вопрос,
который можно было бы называть чисто
административно-правовым, т.е. не затрагивающим
интересы иных правовых отраслей. Фактически
нас "окружают" со всех сторон нормы
прежде всего административного права.
Как ни парадоксален с внешней стороны
подобный вывод, он имеет под собой прочные
основания. Если, например, говорить в
этом плане о гражданине, то наиболее широки
и многообразны его административная
право- и дееспособность: рождение, обучение,
практическая работа, взаимоотношения
с социальными, коммунальными, медицинскими,
транспортными, правоохранительными и
т.п. службами - все это неизбежно испытывает
на себе соответствующее регулятивное
воздействие административного права.
Конечно, это не исключает такое же воздействие
на поведение граждан и со стороны других
отраслей права. Однако они строго ориентированы
(например, гражданско-правовая сделка,
налоговые обязанности и права), что в
целом не является отличительным признаком
административного права.
Сфера
государственного управления не
изолирована от действия норм
других отраслей права, которыми
регулируются возникающие в ней
общественные отношения, не охватываемые
предметом административного права.
Так возникает взаимодействие
различных правовых отраслей.
Наиболее
тесно административное право
взаимодействует с конституционным
(государственным) правом. Будучи ведущей
отраслью российского права, конституционное
право закрепляет основные принципы
организации и функционирования
исполнительной власти, место ее
субъектов в государственном
механизме, правовые основы их
формирования, взаимоотношений с
субъектами других ветвей единой
государственной власти (ст. ст. 10, 11,
71 - 72, 77, 83 - 88, 102 - 103, 110 - 117, 125 Конституции
РФ); права и свободы человека
и гражданина, значительная часть
которых практически реализуется
в сфере государственного управления
(ст. ст. 85, 103, 111, 117) и т.п. Многие стороны
организации и деятельности механизма
исполнительной власти определяются
федеральными и иными законодательными
нормами. Административное право исходные
начала берет в нормах конституционного
права, детализирует и конкретизирует
их, определяя правовой механизм реализации
прав и свобод граждан, компетенции различных
звеньев системы исполнительной власти;
административно-правовой статус конкретных
участников управленческих общественных
отношений и административно-правовые
средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой
деятельности, основы ее отраслевой и
межотраслевой, региональной и местной
организации и т.п.
Гражданское
и административное право нередко
с внешней стороны регулируют
сходные общественные отношения
имущественного характера, ориентируясь
на преобладающее значение тех
или иных элементов метода
правового регулирования (на началах
договора либо административного
предписания). Аналогично решается
вопрос о соотношении трудового
и административного права. Трудовые
отношения - основной предмет трудового
права - возникают, как правило, на
основе односторонних административных
актов, которым предшествуют соглашения,
в том числе и контракты, об
условиях будущей работы. Правовой
акт полномочного должностного
лица требуется и для прекращения
трудовых отношений, для юридического
оформления субъективных прав, связанных
с трудовой деятельностью (отпуск,
выход на пенсию и т.п.). Особенно
тесно взаимодействие норм административного
и трудового права при регулировании
государственно-служебных отношений.