Понятие и классификация источников административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 13:51, реферат

Описание работы

В рамках самостоятельной научной специальности административное право предполагает включение материальной составляющей (административное право, таможенное право, налоговое право и т.п.) и процессуальной составляющей (административное процессуальное право). Нормы административного процессуального права определяют порядок разрешения спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере правового регулирования, осуществляемого при помощи норм, включаемых в материальную составляющую административного права.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятия и классификация источников административного права 3
2 Место административного права в правовой системе Российской Федерации 5
Заключение 7
Используемая литература 8

Файлы: 1 файл

Реферат по административному праву.docx

— 26.68 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ в г. МИНСКЕ

 

 

КАФЕДРА  ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

РЕФЕРАТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

 

 

Тема: «Понятие и классификация источников административного права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:    

Студентка 2 курса    

заочного отделения, 2 группы,  

специальность «Юриспруденция» 

 Бизункова Н.И.    

 

ПРОВЕРИЛ:   

Абдурахманов А.А.    

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014

 

 

 

 

 

 

Введение

3

1

Понятия и классификация источников административного права

3

2

Место административного права в правовой системе Российской Федерации

5

 

Заключение

7

 

Используемая литература

8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гораздо логичнее было бы объединить в рамках одной научной специальности дисциплины, в комплексе образующие "административное право в широком смысле", прообразом которого в свое время выступало "полицейское право". В подобном понимании государственное управление следует рассматривать и как предмет административного права, и как средство, при помощи которого осуществляется административно-правовое регулирование. Особенностью такого восприятия является то, что государственное управление в качестве предмета включает общественные отношения, с которыми связывается факт существования государства как социально-политического явления. К числу таких отношений следует прежде всего отнести отношения, связанные с формированием и функционированием аппарата государственного управления, обеспечением общественного порядка, осуществлением фискальной функции государства. Особенностью названных отношений является то, что это отношения власти-подчинения, в рамках которых одни субъекты наделены властной компетенцией, а другие обязаны под угрозой возможного принуждения исполнять адресованные к ним властные предписания. Государственное управление как средство правового регулирования непосредственным образом связано с механизмом государственного принуждения. Применяется это принуждение реально или только предполагается, вопрос второй, оно всегда имеет место и выступает либо в качестве стимула, обеспечивающего правомерное поведение субъектов административно-правовых отношений, либо в качестве меры административно-правовой ответственности за совершенный административный проступок.

 

1. Понятия и классификация источников административного права

Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это - способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием данного субъекта.

 Административная  правоспособность в своей сущности  определяется особенностями управленческой  сферы. Соответственно каждый, кто  нормами административного права  наделен обязанностями и правами  в этой сфере, рассматривается  в качестве субъекта административного  права. Характерным для них свойством  является возможность быть участником  конкретных административно-правовых  отношений, но не само это участие. Следовательно, говоря о субъектах  административного права, необходимо  иметь в виду прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого из них.

 Лица  и организации, являющиеся субъектами  административного права, могут  быть при соблюдении установленных  административно-правовыми нормами  условий субъектами административно-правовых  отношений. В связи с этим закономерен  вопрос о соотношении понятий "субъект административного права" и "субъект административно-правовых  отношений". Внешне они совпадают, поскольку перечень и тех, и  других одинаков. Существенные же  различия пролегают в плоскости  соотношения таких юридических  категорий, как административная  правоспособность и дееспособность.

 На  практике далеко не всегда  возможно проведение четких граней  между административной право- и  дееспособностью, хотя условно можно  утверждать, что они соотносятся  как статическая и динамическая  категории. Довольно часто они  неразделимы, так как являются, по  существу, двумя элементами единого  административно-правового статуса. Это, в частности, относится к  органам исполнительной власти, для которых они наступают  одновременно, т.е. с момента образования  и юридического закрепления их  компетенции. В компетенции выражается  административная правоспособность. В ней определяются и полномочия  данного органа по участию  в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность. Например, закрепленная  в ст. 114 Конституции РФ компетенция  Правительства и соответствующие  ей полномочия одновременно отражают  его право- и дееспособность как  субъекта административного права.

 Для  органов управления способность  участвовать в административно-правовых  отношениях фактически является  их прямой юридической обязанностью, ибо она есть основное средство  реализации компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об административной дееспособности должностных лиц государственных организаций. Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самой организацией, а ее администрацией, т.е. органом управления. Это означает, что субъектом административно-правовых отношений является, например, не республика, не край или область, не завод, не партия и т.п., а их органы управления.

 Характерные  для гражданско-правового регулирования  обязанности и права предоставляются  в соответствии с действующим  законодательством предприятию (в  его разновидностях) как юридическому  лицу. Соответственно администрация  предприятия субъектом гражданской  правоспособности не является. Однако  именно она реализует его гражданско-правовую  дееспособность. Такое специфическое  соотношение административной и  гражданской право- и дееспособности  объясняется, прежде всего, тем, что  предприятие не является государственным  органом, тем более - органом государственного  управления. Потому оно и не  наделено управленческой компетенцией, составляющей основу административно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-правовых отношений, хотя является субъектом административного права. В равной мере с подобных позиций могут быть охарактеризованы и различного рода коммерческие структуры. Единственный их отличительный признак - административная право- и дееспособность - возникает с момента их государственной регистрации. Этот момент важен и для определения статуса общественных объединений как субъектов административного права и административно-правовых отношений.

 Иногда  административная право- и дееспособность  не совпадают, что характерно  для административно-правового статуса  граждан как субъектов административного  права и участников административно-правовых  отношений: правоспособность возникает  с момента рождения, а дееспособность, как правило, с 16 лет.

 

2 Место административного права в правовой системе Российской

Федерации

 Административное право, сохраняя свою "самобытность", выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

 Ни  одна правовая отрасль не существует  в "чистом" виде. В силу этого  вопрос о взаимоотношении правовых  отраслей имеет существенное  значение вообще, а применительно  к административному праву - в  особенности.

Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное, административное, конституционное право. В других случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законодательства. Например, в земельном или финансовом праве отчетливо проявляется тесное взаимодействие гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых норм.

Следствием данной особенности действующей правовой системы является "проникновение" административного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - фактическое наличие управленческих по своей природе отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно-правовых по своей сути норм.

 Административное  право с учетом особенностей  государственно-управленческой деятельности  как правовой формы реализации  исполнительной власти охватывает  своим регулятивным воздействием  чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчетливо проявляется многообразие административно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его предмета общественные отношения. Административное право таких строгих границ не имеет. Соответственно трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы называть чисто административно-правовым, т.е. не затрагивающим интересы иных правовых отраслей. Фактически нас "окружают" со всех сторон нормы прежде всего административного права. Как ни парадоксален с внешней стороны подобный вывод, он имеет под собой прочные основания. Если, например, говорить в этом плане о гражданине, то наиболее широки и многообразны его административная право- и дееспособность: рождение, обучение, практическая работа, взаимоотношения с социальными, коммунальными, медицинскими, транспортными, правоохранительными и т.п. службами - все это неизбежно испытывает на себе соответствующее регулятивное воздействие административного права. Конечно, это не исключает такое же воздействие на поведение граждан и со стороны других отраслей права. Однако они строго ориентированы (например, гражданско-правовая сделка, налоговые обязанности и права), что в целом не является отличительным признаком административного права.

 Сфера  государственного управления не  изолирована от действия норм  других отраслей права, которыми  регулируются возникающие в ней  общественные отношения, не охватываемые  предметом административного права. Так возникает взаимодействие  различных правовых отраслей.

 Наиболее  тесно административное право  взаимодействует с конституционным (государственным) правом. Будучи ведущей  отраслью российского права, конституционное  право закрепляет основные принципы  организации и функционирования  исполнительной власти, место ее  субъектов в государственном  механизме, правовые основы их  формирования, взаимоотношений с  субъектами других ветвей единой  государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71 - 72, 77, 83 - 88, 102 - 103, 110 - 117, 125 Конституции  РФ); права и свободы человека  и гражданина, значительная часть  которых практически реализуется  в сфере государственного управления (ст. ст. 85, 103, 111, 117) и т.п. Многие стороны  организации и деятельности механизма  исполнительной власти определяются  федеральными и иными законодательными  нормами. Административное право исходные начала берет в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т.п.

 Гражданское  и административное право нередко  с внешней стороны регулируют  сходные общественные отношения  имущественного характера, ориентируясь  на преобладающее значение тех  или иных элементов метода  правового регулирования (на началах  договора либо административного  предписания). Аналогично решается  вопрос о соотношении трудового  и административного права. Трудовые  отношения - основной предмет трудового  права - возникают, как правило, на  основе односторонних административных  актов, которым предшествуют соглашения, в том числе и контракты, об  условиях будущей работы. Правовой  акт полномочного должностного  лица требуется и для прекращения  трудовых отношений, для юридического  оформления субъективных прав, связанных  с трудовой деятельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.). Особенно  тесно взаимодействие норм административного  и трудового права при регулировании  государственно-служебных отношений.

Информация о работе Понятие и классификация источников административного права