Понятие и основные черты государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов.

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа по административному праву.docx

— 22.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный  экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Самостоятельная работа

по дисциплине «Административное  право»

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

   

 

Екатеринбург

2013

 

Задание №1

  1. Понятие и основные черты государственного управления.

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов  в обществе. Исполнительной деятельностью  управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь  законов и других нормативных  актов. В процессе осуществления  управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних  властных актов, которые обязательны  к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи  с этим указанная деятельность именуется  исполнительно-распорядительной, административной.

Государственное управление обеспечивает непосредственную практическую организацию осуществления задач в различных сферах жизнедеятельности. Следовательно, государственное управление носит многоаспектный характер. В процессе управления практически реализуются важнейшие функции государства, осуществляется руководство всеми общественными процессами в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах страны.

Характерной чертой государственного управления является разнообразие организационных форм его функционирования. Управленческая деятельность реализуется посредством  применения различных организационных  форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего  управленческого механизма. Государственное  управление практически реализуется  через формы организационной  деятельности: подбор и расстановка  кадров, прогнозирование, разработка целевых  программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др. Помимо этого, государственное управление характеризуется рядом черт:

— является организующей деятельностью;

— носит государственно-властный характер;

— характеризуется тем, что  оно носит непосредственный деятельностный характер, т.е. в процессе осуществления  управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции  государства в сферах межотраслевых (финансы, госстандарты, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), социально-культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.), хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.);

— осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

Поскольку управление является одной из форм деятельности государства, то оно так же, как и другие формы государственной деятельности, носит государственно-властный характер.

Субъекты государственного управления, исполнительной деятельности наделены государственными властными  полномочиями и выступают от имени  государства.

 

  1. Субъекты государственного управления.

Единым субъектом государственного управления выступает государство  как целостная политико-управляющая  система, государство как совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления.

  1. Объекты государственного управления.

Объектом государственного управления признается вся система  общественных отношений, образующих целостный  социальный организм - общество. Более обобщенный подход предлагает понимать субъекта управления как структурно-организованную социальную общность, выполняющую функции руководства и воздействующую на объект с целью перевода его в новое состояние. Объект при таком походе структурированная социальная общность, функционирующая под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей системы управления. В любом случае, из всех этих определений можно вынести одно: общество рассматривается как структура, на все составные части которой государство оказывает прямое воздействие, изменяя его в соответствии со своими установками и устремлениями.

Из этого можно сделать  вывод, что субъект – это та сторона, которая управляет, а объект – это управляемая сторона.

Задача:

1. На имя декана юридического  факультета МГУ поступило заявление  от выпускника общеобразовательной  средней школы с просьбой допустить  его к сдаче, вступительных  экзаменов;

 должное лицо ГИБДД,  которому предоставлено право  государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, отстранило водителя автомашины, находящегося в состоянии опьянения от управления транспортным средством и направило на медицинское освидетельствование;

 гражданин потребовал  от соседа по многоквартирному  хилому дому устранить неисправности  трубопровода, приведшие к затоплению  его квартиры;

 федеральный министр  отменил противоречащие федеральному  закону решения подведомственных  ему федеральных служб и федеральных  агентств;

 главный государственный  санитарный врач оштрафовал торговую  организацию и ее руководителя  за нарушение санитарных правил;

 руководитель федеральной  службы по надзору в сфере  транспорта утвердил положения  о структурных подразделениях  центрального аппарата и территориальных  органах указанной службы;

 администрация города  приобрела через базу материально-технического  снабжения предметы мебели.

 Какие из названных  отношений регулируются административным  правом? Аргументируйте свой ответ.

 

Решение. Для решения данного  вопроса необходимо указать на признаки административно-правовых отношений:

1. В отличие от гражданско-правовых, административно-правовые отношения имеют односторонний, публичный, государственно-властный характер.

2. Административно-правовые  отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях  в масштабе государства.

3. Общим объектом воздействия  административно-правовых отношений  являются общественные отношения  или, точнее, поведение участников, обусловленные сознанием и волей  каждой из сторон. Этому правилу  есть и исключение. Объектом правоотношений  может быть и предмет, напр. объект авторского права, а  также нематериальный объект  – честь и достоинство человека  и гражданина.

4. Административно-правовые  отношения регулируют и охраняют  в основном публично-правовые  интересы, возникающие в осуществлении  деятельности органов исполнительной  власти, государственного управления. Часто публичный интерес трактуется  просто как государственный интерес.  Однако это не совсем так,  при осуществлении государственного  управления это понимается как  адекватная реакция государственных  органов власти и управления  на требования общества в создании  надежной социально-экономической  защиты или осуществлении эффективной  правоохранительной деятельности.

5. Административно-правовые  отношения возникают по инициативе  уполномоченных властных субъектов  управления по поводу осуществления  функций государственного управления  и правового регулирования, а  также по инициативе подвластных  субъектов управления в результате  неудовлетворительной реализации  управленческих отношений субъектом  управления (в форме заявлений,  предложений, жалоб физических  и юридических лиц).

6. Административно-правовые  отношения иногда характеризуются  равноправием участников отношений.  Напр., при заключении административных  договоров между органами исполнительной  власти федерального уровня и  уровня субъектов РФ, при разрешении  управленческих конфликтов и  споров и др.

7. Административно-правовые  отношения регламентируют управленческие  отношения и по своей сути  являются организационно-правовыми,  т. е. с помощью норм права  упорядочивается процесс организации  управления с целью оптимального  функционирования органов исполнительной  власти, государственного управления.

 Таким образом, данными  признаками обладают следующие  отношения:

- должное лицо ГИБДД,  которому предоставлено право  государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, отстранило водителя автомашины, находящегося в состоянии опьянения от управления транспортным средством и направило на медицинское освидетельствование;

- федеральный министр  отменил противоречащие федеральному  закону решения подведомственных  ему федеральных служб и федеральных  агентств;

- главный государственный  санитарный врач оштрафовал торговую  организацию и ее руководителя  за нарушение санитарных правил;

- руководитель федеральной  службы по надзору в сфере  транспорта утвердил положения  о структурных подразделениях  центрального аппарата и территориальных  органах указанной службы.

3. Милиция общественной  безопасности обязана охранять  на основе договоров с собственниками  принадлежащее им имущество. Какими  являются возникающие при этом  правоотношения гражданско-правовыми  или административно-правовыми?  Свой ответ обоснуйте ссылками  на нормы права.

 

Ответ: Правоотношения являются административно-правовыми. В данном случае связь с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных  отношений со стороны органов  исполнительной власти, органов государственного управления, их должностных лиц осуществляется также методом власти – подчинения.

 Правовой основой деятельности  милиции является Конституция  РФ, Закон РФ «О милиции» (в  редакции от 27.07.2010 г.),ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.

 Субъектами права собственности  в соответствии с п. 2 ст. 212 ГК  могут быть граждане, юридические  лица, а также Российская Федерация,  субъекты Российской Федерации,  муниципальные образования.

 Правовое регулирования  отношений по возмездному оказанию  охранных услуг осуществляется  специальным законодательством,  нормами главы 39 ГК РФ «Возмездное  оказание услуг», ст. ст.702-739 ГК РФ, при условии, что это не противоречит  ст. ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям  предмета договора охраны.

 ст. 210 ГК возлагается  бремя содержания имущества на  собственника, если иное не предусмотрено  законом или договором (расходы  по содержанию имущества могут  быть возложены, например, на арендатора, а охрана – на специально нанятое лицо). Это бремя как неизбежная необходимость, связанная с владением и пользованием вещью, непосредственно «привязано» к праву собственности, следует за ним.

 п. 11 ч. I ст. 10 Закона РФ  «О милиции» обязанность охранять  на основе договоров с физическими  и юридическими лицами принадлежащее  им имущество.

 

Задание №2.

1.Дайте понятие административного  правонарушения. Каковы его основные  признаки?

Административное правонарушение – это посягающее на общественный или государственный порядок, государственную  или личную собственность, права  и свободы граждан виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое законом  предусмотрена административная ответственность.

Основными характерными признаками административного проступка являются:

а) общественное деяние, посягающее на общественные отношения;

б) противоправность деяния, то есть нарушение норм различных  отраслей права, охраняемых административными мерами;

в) виновность лица, совершившего деяние;

г) возможность применения административных взысканий.

Перечень закрепленных признаков  – необходимое и достаточное  основание для квалификации деяния как административного проступка.

Определенная совокупность признаков, при наличии которых  антиобщественное деяние считается  административным правонарушением, установлена  правом и называется составом данного проступка.

Информация о работе Понятие и основные черты государственного управления