Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:56, реферат
Административно-правовые отношения - это разновидность правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами права. Соответственно, под административно-правовыми можно понимать общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Почти все авторы, основательно занимавшиеся административным правом, исследовали административно-правовые отношения.
по дисциплине: « Основы права»
на тему: «Понятие и особенности административно- правовых отношений»
ВВЕДЕНИЕ
Административно-правовые отношения
- это разновидность
Понятие и особенности административно- правовых отношений.
Административно-правовые отношения
- это разновидность
Административно-правовые отношения возникают между:
Административными органами, их должностными лицами и общественными объединениями и их представителями и др.
Существуют специфические
споры между сторонами в большинстве случаев разрешаются во внесудебном (административном) порядке.
Следует выделить некоторые особенности,
дополняющие эту общую
Так в чем же особенности административно-
Проблема этих отношений всегда
была остро дискуссионной, причем переход
системы государственного управления
к условиям рыночных отношений в
ещё большей степени усиливает
это её качество (свобода производителя,
рынок в его подлинно экономическом
смысле, механизм государственного регулирования
в новых условиях и т.п.). Поэтому
она имеет принципиальное значение
для понимания существа административного
права вообще, средств административно-
Разные авторы выделяют различные
особенности административно-
1) в отличие от иных отношений,
в частности гражданско-
Властеотношения, как категорию, не следует рассматривать в качестве специфического свойства административных правоотношений, тем более - безоговорочно. С другой стороны, именно этот их признак является доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.
2) Природа государственно-
3) Управление в административно-
4) Административно-правовые
5) В сфере государственного
6) Управленческая деятельность, т.е.
деятельность в сфере
Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Это не означает, что другие отношения не могут иметь организационного характера. Это одна из характерных черт, а не всеобщее и исключительное правило. Во многом организационный характер имеют также отношения в сферах законодательной и судебной власти. Характеризуя административно-правовые отношения как организационные, следует отметить их прямую связь с реализацией функций и полномочий исполнительной власти, которые направлены на организацию исполнения правовых велений, актов и т.д.
Административно-правовые отношения складываются в той сфере, в которой осуществляются, в конечном счете, функции, направленные на организацию совместной деятельности людей. К государственному управлению в большей степени, чем к другим сферам, применима формулировка «непосредственно организующая деятельность государства», что не означает потери или тем более отсутствия функции организационного характера у других органов (законодательных, судебных). Организация в государственно-управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах. Её структурно-функциональное выражение фиксируется в административно-правовых нормах, а практическая направленность реализуется в административно-правовых отношениях.
Будучи разновидностью организационных отношений, административно-правовые отношения не только преследуют цель организации собственной работы аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки собственной организации. В структурном смысле - это образование различного рода управленческих структур, регистрация возникающих негосударственных образований; в функциональном - это повседневное регулирующее воздействие на поведение всех, кто соприкасается со сферой исполнительной власти.
Административные
Указанная особенность обусловлена тем, что в них обязательно участвует властный субъект, которому административно-правовая норма предписывает в данных условиях совершение таких действий, которые влекут за собой возникновение конкретных административно-правовых отношений.
Названная особенность имеет важное значение. На практике субъекты исполнительной власти в административно-правовых отношениях действуют властно, а принимаемые ими решения (или совершаемые ими действия) приобретают юридическую силу независимо от согласия или несогласия второй стороны. Наиболее показательны в этом смысле такие правоотношения, в рамках которых полномочный исполнительный орган применяет предусмотренные административно-правовой нормой меры дисциплинарной или административной ответственности за совершение соответствующих поступков. Не менее показательны случаи, когда вышестоящий орган управления даёт обязательные для нижестоящего органа предписания и т.п.
Однако определённый элемент соглашения
сторон вовсе не исключается при
возникновении административных правоотношений.
И органы управления, и граждане,
и иные участники административно-
Между сторонами административных правоотношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).
Такие споры, как правило, разрешаются в административном, т.е. во внесудебном порядке. Это значит, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления. Суть его - в принятии полномочным исполнительным органом юридически-властного решения по предмету спора, которым является законность оспариваемого решения или действия, породившего спорную ситуацию. Акцентируется внимание на односторонности действий субъекта управления, юридически-властным решением которого по существу и разрешен данный спор, что обусловлено именно административно-правовым регулированием.
Гражданин оспаривает решение другой стороны правоотношения, используя, как правило, институт административного обжалования. Нижестоящие звенья системы государственного управления в случае возникновения спора обращаются к вышестоящему по отношению к спорящим сторонам исполнительному органу (должностному лицу) и т.п. Во всех подобных случаях оценка правомерности оспариваемых действий - прерогатива только компетентного, специально уполномоченного на это органа или должностного лица, хотя, как правило, подобными полномочиями наделён каждый из них.
Нередко действующее законодательство предусматривает судебный порядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. Наблюдается тенденция расширения круга административных споров, разрешаемых судом. В соответствии со ст.60 Конституции Республики Беларусь, “каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки”.
Косвенное отношение к разрешению административных споров имеет общенадзорная деятельность органов прокуратуры, которые вправе опротестовать неправомерные решения субъектов исполнительной власти, не решая, однако, споры окончательно, ибо принесение протеста на акты управления не влечёт за собой их автоматической отмены.
Административное право, в отличие, например, от гражданско-правовых отношений, для которых характерна ответственность одной стороны перед другой, устанавливает иной порядок ответственности сторон административно- правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Это связано с тем, что фактически нарушены публично-правовые интересы в сфере исполнительной власти. Поэтому органы исполнительной власти (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность).
Информация о работе Понятие и особенности административно- правовых отношений