Понятие и особенности административно- правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

Административно-правовые отношения - это разновидность правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами права. Соответственно, под административно-правовыми можно понимать общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Почти все авторы, основательно занимавшиеся административным правом, исследовали административно-правовые отношения.

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 22.96 Кб (Скачать файл)

по дисциплине: « Основы права»

на тему: «Понятие и особенности административно- правовых отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административно-правовые отношения - это разновидность правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами права. Соответственно, под  административно-правовыми можно  понимать общественные отношения, урегулированные  нормами административного права. Почти все авторы, основательно занимавшиеся административным правом, исследовали  административно-правовые отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и особенности  административно- правовых отношений.

Административно-правовые отношения - это разновидность правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами права. Соответственно, под  административно-правовыми можно  понимать общественные отношения, урегулированные  нормами административного права. Почти все авторы, основательно занимавшиеся административным правом, исследовали  административно-правовые отношения.

Административно-правовые отношения  возникают между:

  • Административными органами, их должностными лицами и гражданами;
  • Административными органами, их должностными лицами и предприятиями, учреждениями, организациями;

Административными органами, их должностными лицами и общественными объединениями  и их представителями и др.

Существуют специфические причины  возникновения административно-правовых отношений, в числе которых можно  отметить следующие:

  • они складываются в связи с осуществлением административными органами функций государственного управления;
  • одним из субъектов данных отношений обязательно выступает административный орган;
  • они могут возникать как по инициативе любой из сторон, так и без согласия одной из них;

споры между сторонами в большинстве  случаев разрешаются во внесудебном (административном) порядке.

Следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой  для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так  как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового  регулирования (императивность и односторонность  волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод  административного права, которые  дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями.

Так в чем же особенности административно-правовых отношений?

Проблема этих отношений всегда была остро дискуссионной, причем переход  системы государственного управления к условиям рыночных отношений в  ещё большей степени усиливает  это её качество (свобода производителя, рынок в его подлинно экономическом  смысле, механизм государственного регулирования  в новых условиях и т.п.). Поэтому  она имеет принципиальное значение для понимания существа административного  права вообще, средств административно-правового  регулирования - в особенности. В  силу этого, важное значение приобретает выделение таких элементов сущностной характеристики административно-правовых отношений, с помощью которых возможно определение их реального места в системе правовых отношений.

Разные авторы выделяют различные  особенности административно-правовых отношений. В целом существуют следующие  особенности:

1) в отличие от иных отношений,  в частности гражданско-правовых, административно-правовые отношения  - это отношения власти и подчинения. То есть такие отношения, в  которых отсутствует юридическое  равенство сторон. Правда, как отмечают  специалисты, не следует низводить  роль административного права  до уровня полицейского, а административные  правоотношения - до признания их  основанными исключительно на государственном принуждении.

Властеотношения, как категорию, не следует рассматривать в качестве специфического свойства административных правоотношений, тем более - безоговорочно. С другой стороны, именно этот их признак является доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

2) Природа государственно-управленческой  деятельности требует выделения  субъекта управления, т.е. той  стороны регулируемых административным  правом управленческих отношений,  в руках которой концентрируется  власть. В силу этого налицо  определенный приоритет воли  такого субъекта (единая управляющая  воля).

3) Управление в административно-правовых  отношениях всегда предполагает  подчинение воли участников совместной  деятельности единой управляющей  воле; в управленческих отношениях  налицо соподчинённость воль. Таким  образом, с одной стороны - авторитет,  господствующая воля субъекта  управления, с другой - подчинение  ей воли всех иных участников  управленческих отношений.

4) Административно-правовые отношения  тесно связаны со сферой исполнительной  власти. Поскольку государство - управляемая сфера, в административно-правовых  отношениях всегда находят свое  выражение все качества, присущие  управленческой деятельности. В  административных отношениях субъект  всегда в том или ином объёме  призван находить свой публично-правовой, т.е. государственный интерес.  Административно-правовые отношения  напрямую связаны с практической  реализацией задач, функций и  полномочий исполнительной власти. Отсюда - публичный характер, государственный  интерес.

5) В сфере государственного управления  действуют особого рода субъекты - органы исполнительной власти. В связи с этим разнообразные  правоотношения действуют не  просто в сфере государственного  управления, но и в связи или  по поводу реализации полномочными  субъектами исполнительной власти  своей управленческой компетенции.

6) Управленческая деятельность, т.е.  деятельность в сфере исполнительной  власти, составляющая объект административно-правового  регулирования, равно как и  связанные, с ней общественные  отношения, прямо и непосредственно  выражают волю и интересы государства.  То есть речь идёт о том,  что выразить эти интересы  может только субъект, который  действует от имени государства  и является носителем соответствующих  полномочий государственно-властного  характера. В административно-правовых  отношениях всегда одной из  сторон является официальный  и полномочный субъект исполнительной  власти. Несмотря на то, что в  административных отношениях практически  могут участвовать различные  стороны, в них всегда имеется  обязательная сторона, без которой  такого рода отношения вообще  не возникают. То есть они  возникают только при условии  обязательного участия в них  соответствующего исполнительного  органа (должностного лица, представляющего  публично-правовой интерес).

Административно-правовые отношения  по своей сути являются организационными. Это не означает, что другие отношения  не могут иметь организационного характера. Это одна из характерных  черт, а не всеобщее и исключительное правило. Во многом организационный  характер имеют также отношения  в сферах законодательной и судебной власти. Характеризуя административно-правовые отношения как организационные, следует отметить их прямую связь с реализацией функций и полномочий исполнительной власти, которые направлены на организацию исполнения правовых велений, актов и т.д.

Административно-правовые отношения  складываются в той сфере, в которой  осуществляются, в конечном счете, функции, направленные на организацию совместной деятельности людей. К государственному управлению в большей степени, чем  к другим сферам, применима формулировка «непосредственно организующая деятельность государства», что не означает потери или тем более отсутствия функции организационного характера у других органов (законодательных, судебных). Организация в государственно-управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах. Её структурно-функциональное выражение фиксируется в административно-правовых нормах, а практическая направленность реализуется в административно-правовых отношениях.

Будучи разновидностью организационных  отношений, административно-правовые отношения не только преследуют цель организации собственной работы аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки собственной  организации. В структурном смысле - это образование различного рода управленческих структур, регистрация возникающих негосударственных образований; в функциональном - это повседневное регулирующее воздействие на поведение всех, кто соприкасается со сферой исполнительной власти.

Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание  второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Такие отношения могут возникать  и вопреки желанию или согласию второй стороны.

Указанная особенность обусловлена  тем, что в них обязательно  участвует властный субъект, которому административно-правовая норма предписывает в данных условиях совершение таких  действий, которые влекут за собой  возникновение конкретных административно-правовых отношений.

Названная особенность имеет важное значение. На практике субъекты исполнительной власти в административно-правовых отношениях действуют властно, а принимаемые ими решения (или совершаемые ими действия) приобретают юридическую силу независимо от согласия или несогласия второй стороны. Наиболее показательны в этом смысле такие правоотношения, в рамках которых полномочный исполнительный орган применяет предусмотренные административно-правовой нормой меры дисциплинарной или административной ответственности за совершение соответствующих поступков. Не менее показательны случаи, когда вышестоящий орган управления даёт обязательные для нижестоящего органа предписания и т.п.

Однако определённый элемент соглашения сторон вовсе не исключается при  возникновении административных правоотношений. И органы управления, и граждане, и иные участники административно-правовых отношений - активные волеизъявители, но только в процессе возникновения этих отношений. Так, заявление гражданина, адресованное органу управления, порождает правоотношение, равно как и обязательное предписание такого органа, адресованное гражданину. Но это - чисто внешнее совпадение. Внутреннее же содержание административных отношений таково, что в любом случае проявляется присущее административно-правовому регулированию юридическое неравенство сторон. Соответственно, например, решение по заявлению или жалобе гражданина, по возложению на него тех или иных юридических обязанностей всегда носит характер одностороннего властного волеизъявления, неравнозначного волеизъявлению гражданина. Подобная юридическая позиция достаточно чётко выражается во всех случаях возникновения административных правоотношений: когда они возникают по инициативе субъекта управления или когда она проявляется иной стороной.

Между сторонами административных правоотношений возможны споры. Так, гражданин  может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

Такие споры, как правило, разрешаются  в административном, т.е. во внесудебном  порядке. Это значит, что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления. Суть его - в принятии полномочным  исполнительным органом юридически-властного  решения по предмету спора, которым  является законность оспариваемого  решения или действия, породившего  спорную ситуацию. Акцентируется  внимание на односторонности действий субъекта управления, юридически-властным решением которого по существу и разрешен данный спор, что обусловлено именно административно-правовым регулированием.

Гражданин оспаривает решение другой стороны правоотношения, используя, как правило, институт административного  обжалования. Нижестоящие звенья системы  государственного управления в случае возникновения спора обращаются к вышестоящему по отношению к  спорящим сторонам исполнительному  органу (должностному лицу) и т.п. Во всех подобных случаях оценка правомерности  оспариваемых действий - прерогатива  только компетентного, специально уполномоченного  на это органа или должностного лица, хотя, как правило, подобными полномочиями наделён каждый из них.

Нередко действующее законодательство предусматривает судебный порядок  разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. Наблюдается  тенденция расширения круга административных споров, разрешаемых судом. В соответствии со ст.60 Конституции Республики Беларусь, “каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки”.

Косвенное отношение к разрешению административных споров имеет общенадзорная деятельность органов прокуратуры, которые вправе опротестовать неправомерные решения субъектов исполнительной власти, не решая, однако, споры окончательно, ибо принесение протеста на акты управления не влечёт за собой их автоматической отмены.

Административное право, в отличие, например, от гражданско-правовых отношений, для которых характерна ответственность  одной стороны перед другой, устанавливает  иной порядок ответственности сторон административно- правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Это связано с тем, что фактически нарушены публично-правовые интересы в сфере исполнительной власти. Поэтому органы исполнительной власти (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность).

Информация о работе Понятие и особенности административно- правовых отношений