Понятие и особенности административно-правовой нормы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:24, контрольная работа
Описание работы
Цель работы заключается в том чтобы сформулировать понятие и раскрыть характеристику норм административного права. Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: - дать понятие административно-правовых норм и рассмотреть их особенности; - определить цели и функции административно-правовых норм; - раскрыть структуру административно-правовых норм; - дать классификацию видов административно-правовых норм; - раскрыть вопрос реализация административно-правовых норм.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….3 1. Понятие и особенности административно-правовой нормы…………..4 2. Цели и функции административно-правовых норм……………………8 3. Структура административно-правовой нормы………………………...9 4. Виды административно-правовых норм………………………………..12 5. Реализация административно-правовых норм…………………………16 Заключение……………………………………………………………………20 Список использованной литературы……………………………………….
Административно-правовая норма
как юридическое правило поведения всегда
предусматривает, что существуют условия
для ее применения, те общественные отношения,
на которые она призвана влиять и которые,
в свою очередь, порождают конкретные
правовые правоотношения между субъектами
административного права. Административно-правовая
норма определяет также права и обязанности
участников регулируемых нормой отношений,
предусматривает последствия, которые
наступают в результате невыполнения
или ненадлежащего выполнения предписаний
нормы. Такой сложностью и многофункциональностью
объясняется наличие у норм административного
права определенной структуры.
3. Структура административно-правовой
нормы
Структура административно-правовой
нормы - это внутреннее строение нормы,
способ и форма взаимосвязи ее элементов.
Структура административно-правовой нормы,
как правило, традиционная и состоит из
трех компонентов: гипотезы, диспозиции
и санкции. Вместе с тем, нормы административного
права могут содержать вместе с санкцией
и поощрение.
Гипотеза указывает на фактические
условия, при наличии которых следует
руководствоваться данной нормой. Она
может быть абсолютно определенной (достижение
14-летнего возраста и проживание на территории
Российской Федерации) или относительно
определенной, то есть содержать элементы
административного усмотрения (содержать
указания на возможность ее применения
по усмотрению правоприменителя). Такие
гипотезы, как правило, содержат формулировку:
может быть, в случае необходимости, по
целесообразности, в определенных случаях
и т.п (военнообязанный, который без уважительных
причин не явился по вызову в военный комиссариат,
может быть привлечен к административной
ответственности; в необходимых случаях
работник полиции может проверить документы,
организовать медицинский осмотр водителей
транспортных средств; законные представители
несовершеннолетних правонарушителей,
которые без уважительных причин не явились
по вызову в полицию, могут быть подданы
принудительному приводу).
Диспозиция - это самое правило
поведения, которое сформулировано в виде
предписаний, запретов, разрешений (14-летнему
гражданину необходимо осуществить ряд
действий, чтобы получить паспорт; призывник
обязан лично явиться в военкомат).
В нормах административной
ответственности диспозиция часто формулируется
в виде указаний или описания деяния, которое
влечет за собой наложение взыскания.
Из наказуемости деяния следует вывод,
что оно запрещается. Например:
* повреждение имущества
на транспортных средствах общего
пользования - влечет за собой
наложение штрафа;
* невыполнение лицами, находящимися
на судне морского или внутреннего
водного транспорта, законных распоряжений
капитана судна - влечет за собой
наложение штрафа;
* нарушение правил использования
полосы отвода и придорожных
полос автомобильной дорог - влечет
за собой предупреждение или
наложение штрафа.
Санкция как элемент административно-правовой
нормы содержит указание на меры административного
воздействия, применяемые к правонарушителю.
Например:
* нарушение санитарно-гигиенических
правил и норм предпринимателями
- влечет за собой наложение
штрафа или административное
приостановление деятельности;
* уничтожение редких и
находящихся под угрозой исчезновения
видов животных или растений -
влечет за собой наложение
штрафа с конфискацией орудий
добывания животных или растений.
Нужно отметить, что не все нормы
содержат санкцию. Так, нормы, регулирующие
управленческую деятельность, исходят
из того, что взаимоотношения между вышестоящими,
нижестоящими административно-управленческими
работниками строятся на основаниях дисциплинарной
власти. Санкции в данном случае содержатся
в нормах общего характера, которые принадлежат
институту государственной службы. Например:
* по анонимным сообщениям,
заявлениям и жалобам служебное
расследование не проводится;
* служебные лица таможенных
органов обязаны не допускать
нарушений трудовой дисциплины,
а также поступков, несовместимых
со статусом работника таможенной
службы, выявлять бдительность, хранить
государственную, служебную и коммерческую
тайны.
Административно-правовые нормы
могут содержать и такой элемент, как поощрение.
Поощрение как элемент правовой нормы
означает публичное признание заслуг
физического или юридического лица в выполнении
правовых обязанностей или общественного
долга, сформулированных в диспозиции
нормы. Основанием для поощрения являются
указанные в норме административного
права действия, поведение, которое стимулируется
государством. Так, основанием для поощрения
может служить образцовое исполнение
служебных обязанностей. Мерами поощрения
могут быть: государственные и ведомственные
награды, объявление благодарности, денежная
премия, ценный подарок и др.
4. Виды административно-правовых
норм
В связи с тем, что административно-правовые
нормы отличаются по своей регулирующей
направленности, своему юридическому
содержанию, их классифицируют по видам.
Самыми распространенными являются
нижеприведенные классификации.
1. По содержанию (по типу
регулируемых однородных отношений)
административно-правовые нормы
объединяются в правовые институты,
с их помощью регулируются
родственные по содержанию управленческие
правоотношения. Выделяют следующие
группы (виды) норм:
1) регламентирующие порядок
образования, функции, задачи, структуру
и компетенцию органа исполнительной
власти, государственного управления;
2) закрепляющие основные
положения организации, функционирования
и правовое положение государственных
предприятий, учреждений и организаций;
3) устанавливающие оптимальные
формы и методы реализации
деятельности органов исполнительной
власти, государственного управления;
4) закрепляющие права, обязанности
и ответственность граждан и
их общественных объединений
в сфере деятельности органов
исполнительной власти, государственного
управления;
5) закрепляющие и регулирующие
основные положения, принципы организации
и деятельности института государственной
службы;
6) регламентирующие способы
обеспечения законности и дисциплины
в сфере деятельности органов
исполнительной власти, государственного
управления;
7) разрешающие вопросы
административной юрисдикции (подведомственность)
правового разрешения управленческих
споров и конфликтов, рассмотрения
индивидуальных дел об административных
правонарушениях и принятия мер
административного принуждения, в
том числе и мер административного
наказания;
8) определяющие положения
и принципы регулирования отношений
между субъектами административного
права в хозяйственной, социально-культурной
и административно-политической
сферах и межотраслевом управлении.
2. По предмету правового
регулирования административно-правовые
нормы подразделяются на материальные
и процессуальные в зависимости
от того регулируют ли они
материальные или процессуальные
управленческие отношения.
Материальные - характеризуются
тем, что юридически закрепляют комплекс
обязанностей и прав, а также ответственность
участников управленческих отношений,
то есть фактически их административно-правовой
статус. В них находит проявление тот правовой
режим, в рамках которого должна функционировать
система государственного управления.
Такие нормы нередко называют статическими;
Процессуальные - регламентируют
динамику государственного управления
и связанных с ними управленческих отношений.
Ими определяется порядок приема, рассмотрения,
решения жалоб и заявлений, порядок производства
по делам об административных правонарушениях
и т.п. Их назначение - определять порядок
реализации юридических обязанностей
и прав, установленных материальными нормами.
3. По методу воздействия
на поведение субъектов управленческих
отношений:
1) обязывающие - эти нормы
обязывают осуществлять определенные
действия при возникновении предусмотренных
ими условий. Например, во время
приема на работу организация
обязана издать приказ; в случае
получения жалобы гражданина орган управления
обязан рассмотреть ее в определенный
срок; для осуществления определенных
видов деятельности предприятия обязаны
получить лицензию; предприятия, учреждения,
организации обязаны подавать налоговым
органам отчеты установленной формы и
т.п.
2) уполномочивающие (или
разрешительные) - эти нормы уполномочивают
адресата (или позволяют ему) действовать
в рамках требований нормы
по своему усмотрению, но, подчиняясь
правовому режиму, который нормой
установлено. Фактически эти нормы
предоставляют адресату выбор: либо
совершать определенные действия,
либо не совершать их. Конкретное
юридическое содержание этих
норм зависит от особенностей
их адресата.
Так, гражданину предоставляется
возможность самостоятельно решать вопрос
реализации своего права на жалобу. Он
может, по своему усмотрению, подать или
не подать жалобу на неправомерные действия
должностных лиц.
3) запрещающие - эти нормы
запрещают совершение тех или
иных действий в условиях, которые
ею определены. Запреты могут
иметь либо общий, либо специальный
характер. Например, запрет совершать
действия, которые подпадают под
признаки административного правонарушения,
является общим, а запрет полиции
применять специальные средства
относительно несовершеннолетних -
специальным;
4) стимулирующие (поощрительные)
- это нормы, которые обеспечивают
с помощью средств материального
или морального влияния надлежащее
поведение участников управленческих
отношений, устанавливают различные
льготы (например, в сфере налогообложения).
4. По форме предписания
административно-правовые нормы
бывают:
1) императивные (категорические);
2) рекомендательные (решения
научно-консультативных советов
при органах исполнительной власти,
научно-методических семинаров, обмен
опытом и др.);
3) диспозитивные (регулирующие
права и обязанности в рамках,
предоставленных нормой права).
5. По пределу действия
в пространстве административно-правовые
нормы действуют в пределах
Российской Федерации и за
ее границами. Соответственно территориальным
масштабам действия административно-правовые
нормы бывают:
- федеральные или общероссийские;
- региональные, действующие
в пределах субъектов РФ;
- местные;
- локальные, действующие
в пределах государственного
органа, предприятия, учреждения, организации
и т.п.
6. По пределу действия
во времени административно-правовые
нормы делятся на срочные, т.е.
с заранее определенным сроком
действия, и бессрочные, не имеющие
заранее установленного срока
действия. Как срочные, так и бессрочные
нормы могут быть длительными
и кратковременными.
Разновидностью срочных норм
являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы,
ограниченные во времени исключительными
обстоятельствами: стихийными бедствиями,
эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными
конфликтами и другими факторами, предусмотренными
законодательством о чрезвычайном положении.
7. По пределу действия
по субъектам (адресатам) регулирования
- в сфере деятельности органов
исполнительной власти, государственного
управления, касающиеся физических
или юридических лиц, государственных
служащих, негосударственных учреждений.
8. В зависимости от
уровня обобщенности:
1) общие - имеют общее значение,
например: документами, которые подтверждают
гражданство РФ, является паспорт
гражданина Российской Федерации,
а для лиц до 14 лет - свидетельство
о рождении;