Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:45, контрольная работа
Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами . Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность) .
Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения или военного положения5. Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.
В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.
Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.
6. С учетом
федеративного устройства
- общефедеральные нормы;
- нормы субъектов Федерации.
7. По объему
регулирования административно-
- общие, т.е.
распространяющие свое
- межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;
- отраслевые, т.е.
регламентирующие те или иные
стороны управленческих отношен
Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер6.
Библиографический список литературы
1 Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: "Проспект", 2010.
2 Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - "Проспект", 2011 г.
3 Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - М.: "Проспект", 2010.
4 Шумилов В.М. Правоведение: учебник. - М.: "Проспект", 2009.
5 См.: Федеральные конституционные законы "О чрезвычайном положении" и "О военном положении".
6 В литературе существует и иной подход к классификации норм. Н.Г. Салищева все административно-правовые нормы делила на материальные, процессуальные и организационные. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М.: ЮЛ, 1964. С. 5-17.
Информация о работе Понятие и особенности административно-правовых норм